Роль Федеральной налоговой службы в системе налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является всестороннее изучение Федеральной налоговой службы, ее структуры и функций, а также взаимодействие ФНС с другими государственными органами.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
Рассмотреть понятие и роль Федеральной налоговой службы РФ;
Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы;
Выделить основные направления совершенствования ФНС РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество сторон в рамках данного Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;

- предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

- планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

- взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о взаимодействии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.

Сотрудничество Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы основывается на взаимном предоставлении необходимых баз данных и оперативной информации, не относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну. Каждая сторона принимает необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ей другой стороной, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к коммерческой и налоговой тайне.

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Полномочия Федеральной таможенной службы:

1) вносит в Правительство Российской  Федерации проекты федеральных  законов, нормативных правовых актов  Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2) ведет таможенную статистику  внешней торговли и специальную таможенную статистику;

3) информирует и консультирует  на безвозмездной основе по  вопросам таможенного дела участников  внешнеэкономической деятельности;

4) обеспечивает в пределах своей  компетенции защиту сведений, составляющих  государственную тайну;

5) рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

6) взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной  власти, органами государственной  власти иностранных государств  и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

7) реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

Органы осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:

1) обмен информацией для целей  контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства;

2) разработка совместных инструктивных  и методологических документов  по проведению проверок организаций-участников  внешнеэкономической деятельности  лиц, осуществляющих деятельность  в области таможенного дела, и  лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами;

3) унификация информации, используемой  при проведении мероприятий налогового  и таможенного контроля, выработка  и реализация совместных технологических  решений по обмену информацией  и ее защите;

Информация, которой обмениваются органы, а также порядок этого обмена должны способствовать надлежащему выполнению сторонами возложенных на них задач по предупреждению и пресечению правонарушений в области таможенного, налогового и валютного законодательства, к такой информации относится:

1) информация из базы данных  грузовых таможенных деклараций  ЕАИС таможенных органов (по согласованным  позициям);

2) данные таможенных приходных  ордеров (по согласованным позициям);

3) данные о задолженностях по  обязательным платежам должников, числящихся в соответствующем таможенном органе (по согласованной форме);

4) материалы, полученные в ходе  мероприятий таможенного контроля  о нарушениях налогового и  валютного законодательства, контроль  за соблюдением которого возложен  на налоговые органы, либо об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений;

5) нормативно-справочная информация  ЕАИС таможенных органов (по согласованным  позициям).

Информационное взаимодействие сторон осуществляется на безвозмездной основе.

Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Так, на налоговые органы возложена обязанность по исчислению физическим лицам налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов. Исчисление этих налогов производится на основании сведений об имуществе и его владельцах, получаемых от органов:

- осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Взаимодействие Управления ФНС России с регистрирующими органами осуществляется порядке исполнения статьи 85 НК РФ, которая обязывает ряд органов и учреждений сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков в 10-дневный срок после регистрации лиц или фактов.

Своевременная обработка сведений, правильная идентификация субъекта и объекта налогообложения, а, следовательно, корректное и своевременное исчисление имущественных налогов, в первую очередь, зависит от качества поступающей от регистрирующих органов информации и от формы ее представления (на бумаге или в электронном виде).

К сожалению, поступающие в налоговые органы сведения не всегда позволяют однозначно идентифицировать налогоплательщика и правильно исчислить причитающуюся ему сумму налога. Обработка таких сведений требует от сотрудников налоговых органов дополнительных усилий для того, чтобы минимизировать возможные ошибки при расчете налогов, а также при направлении уведомлений об уплате налогов в адрес налогоплательщиков.

Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии подписан приказ № П/302/ММВ-7-11/495@, который предусматривает переход с 01.09.2011 на обмен сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в виде единого информационного массива.

Принятый порядок обмена сведениями в электронном виде позволит повысить качество информационных ресурсов взаимодействующих сторон.

Вывод:

В результате реформы ФНС получила ранее принадлежавшие МНС функции по контролю и надзору: за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, на ФНС возложены функции по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; проверке деятельности юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Именно ФНС вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

  • ФНС и МВД
  • ФНС и Федеральная таможенная служба
  • ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке
  • ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации
  • ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации.

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  деятельности ФНС России

 

Повышение уровня налогового администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании15 Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики, которое в последние годы постоянно находилось в центре внимания государства.

Одна из приоритетных задач налоговой службы — повышение качества предоставляемого сервиса налогоплательщикам. Акцент в этой работе ФНС России ставит на развитие электронных услуг. Основу этой работы составляет сдача деклараций и проведение сверок с налогоплательщиками в электронном виде. Для организации с численностью более 100 человек сдача декларации в электронном виде уже обязательна.

Внедрение новых видов электронных услуг, позволяет в настоящее время обеспечить доступ налогоплательщика к своему лицевому счету. Данная технология уже начала внедряться. Безусловно, такая возможность — это мотив для перехода налогоплательщика на комплексный электронный документооборот с инспекцией.

Однако, как показывает зарубежный опыт, существенно повлиять на увеличение числа плательщиков, сдающих декларации по телекоммуникационным каналам связи, можно лишь закрепив их обязанность сдавать декларации в электронном виде и разрешив им представлять декларации в более поздние сроки.

Службой разработан и утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Это сводный документ, включающий все процедуры Службы при контактах с налогоплательщиками с указанием форм и сроков исполнения. Единый стандарт размещен в средствах массовой информации и на сайте Службы. Исполнение стандарта контролируется организационными методами ФНС России, и в 2006 году внедрен автоматический контроль. Его результаты стали одним из важных критериев оценки работы инспекций.

Дальнейшее развитие налогового администрирования ФНС России связывает:

— с необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему страны;

— с развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;

— с сокращением издержек налогоплательщиков при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.

Формируя и реализуя налоговую политику, важно соблюдать баланс интересов государства и налогоплательщиков.

С одной стороны, важно иметь четкое законодательство, обеспечивающее защиту прав налогоплательщиков, с другой — Служба должна обладать инструментами контроля и правами, достаточными для обеспечения защиты интересов государства и общества в целом.

Другая проблема состоит в том, что достоверность далеко не всех документов, представляемых в электронном виде, современными компьютерными средствами, имеющими массовое распространение, в принципе можно проверить и установить их подлинность. Например, электронная копия документа, полученная путем сканирования или фотографирования цифровой камерой, могла быть подвергнута существенному изменению. Поэтому во многих странах не все документы, являющиеся приложением к налоговой декларации, разрешается представлять в электронном виде. Так, в Гонконге есть определенные ограничения, связанные с перечнем документов, которые могут представляться через Интернет16.

Информация о работе Роль Федеральной налоговой службы в системе налогового администрирования