Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат
Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25
- развитие финансовой
и материально-технической
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система
Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного расследования, МВД и его органы (включая полицию), служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.
Признаком правового государства является наличие самостоятельной судебной власти. Конституция РФ гарантирует гражданам страны соответствующие отношения с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Судебная власть - это третья самостоятельная ветвь в единой государственной власти. Наряду с законодательной и исполнительной она призвана:
- сдерживать законодательную и исполнительную ветви власти;
- разрешать возникающие в обществе конфликты;
- осуществлять судебный контроль за законностью;
- толковать существующие правовые акты и нормы;
- удостоверять факты, имеющие юридическое значение (например, признание недееспособности лиц, установление отцовства, признание лица умершим и т.д.).
Конституция РФ является основой построения судебной системы. Судебная система – это совокупность всех действующих на территории РФ судов, реализующие единые задачи судебной власти государства. Структура судебной системы определяется Федеральным Законом «О судебной системе РФ». В судебную систему РФ входят:
- Конституционный Суд РФ (конституционные суды ряда республик в составе РФ и уставные суды ряда субъектов РФ);
- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, а также входящие в систему общих судов военные суды, возглавляемые военной коллегией Верховного Суда РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов, занимающаяся рассмотрением
Экономических споров.
Конституционный Суд РФ был создан в 1990 году. Его структура, состав и полномочия определены Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным Законом «О конституционном Суде РФ». Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов нормативной основой деятельности соответствующей Конституции РФ. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Конституционный Суд РФ решает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между федеральными органами
государственной власти и
- между высшими
Все решения Конституционного Суда окончательны и вступают в силу после их объявления.
Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят:
- Верховные суды в составе республик в составе РФ;
- краевые, областные суды;
- суды автономной области, автономных округов;
- городские суды городов федерального значения;
- районные (городские) народные суды.
В компетенцию Верховного Суда входит:
- рассмотрение дел по
жалобам и протестам на
- рассмотрение дел в
порядке надзора и по вновь
открывшимся обстоятельствам
- дача разъяснений по
вопросам судебного
Решения Верховного Суда окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.
Суды общей юрисдикции - это
созданные в соответствии с национально-государственным
устройством и административно-
Военные
суды - органы судебной власти, которые
осуществляют правосудие в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, а также в органах
и формированиях, в которых действующим
законодательством предусмотрена военная
служба. Основным отличием военных судов
является то, что они, во-первых, созданы
безотносительно к национально-государственному
устройству и административно-
Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.
2.2. Прокуратура. Значительную роль в охране и защите прав и свобод личности, обеспечении законности в обществе принадлежит прокуратуре. Как специальный правоохранительный орган «прокуратура» была создана в России указом Петра I в 1722 году. На прокуратуру возлагались обязанности защищать права граждан и надзирать за законностью в деятельности аппарата чиновников. Задачи и функции прокуратуры России определяются Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.
Согласно законодательству, прокуратура в РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д. осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура реализует следующие формы своей деятельности:
- возбуждает уголовные
дела или производство об
- опротестовывает акты, противоречащие закону;
- участвует в рассмотрении
судами уголовных дел в
- вносит представления
об устранении нарушений
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.
2.3. Органы юстиции РФ призваны заниматься правовым обслуживанием населения страны. В органы юстиции РФ входят:
- министерство юстиции
РФ, возглавляемое министром, которого
назначает Президент РФ по
представлению Председателя
- министерства юстиции субъектов РФ, управления и отделы юстиции в субъектах РФ.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены следующие задачи:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
3) обеспечение правовой
защиты интеллектуальной
4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнение
актов судебных и других
6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Выполнение этих задач требует проведения значительного объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.
2.4. ОВД РФ. Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Органы внутренних дел входят в единую централизованную систему МВД России. Они включают в себя полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 на МВД возлагаются следующие основные задачи:
- разработка и принятие
в пределах своей компетенции
мер по защите прав и свобод
человека и гражданина, защита
объектов независимо от форм
собственности, обеспечению общественного
порядка и общественной
- организация и осуществление
мер по предупреждению и
- руководство органами
внутренних дел и внутренними
войсками в целях выполнения
возложенных на них задач и
принятия мер по
- совершенствование нормативной
правовой основы деятельности
органов внутренних дел и
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления и отделы 8 главного управления внутренних дел на режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, в структуру МВД входят также следственный департамент. Основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договора РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.
Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, организациями, объединениями, гражданами, средствами массовой информации.
Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является полиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации.
Правовой основой ее деятельности является принятый 7 февраля
2011 г. Федеральный закон №3-ФЗ «О полиции».
Полиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.