Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат
Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25
6) открытость и гласность,
общественный контроль за
7) тайна сведений;
8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.
Негосударственные организации обеспечения правоохраны - это частные детективные и охранные службы. Закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает деятельность в сфере правоохраны, получившее название «Частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Однако на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.
Заключение
Безусловно, законность и правопорядок обеспечивается правоохранительной деятельностью как вышеперечисленных, так и ряда иных государственных органов и общественных формирований. Деятельность этих государственных органов и добровольных объединений обеспечивает выполнение российским государством правоохранительной функции. Однако качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.
Анализ показал, что в Российской Федерации существует развитая система правоохранительных органов, в которой выделяются государственные правоохранительные органы, и правоохранительные органы негосударственного характера. Их структура четко определена и регламентирована законами. При этом деятельность каждого такого органа регламентирована конкретным нормативно правовым актом, или даже несколькими. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение.
Вся деятельность правоохранительных органов строится на принципах, определяющих основные начала организации и деятельности этих органов: принцип законности, публичности (официальности), равенства граждан перед законом и правоохранительными органами, неприкосновенности личности, обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту, презумпции невиновности, национального языка в деятельности правоохранительных органов, гласности в деятельности правоохранительных органов, участия общественности в деятельности правоохранительных органов, гуманизма, демократизма.
Рассмотрев основные правовые принципы и основы деятельности правоохранительных органов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе их развития данные органы обладают всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008г.)
2. Федеральный закон РФ «О
внутренних войсках
3. Федеральный закон РФ «О следственном комитете РФ» № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. (с изм. от 03.12.2012 г.)
4. Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011г.
5. Федеральный
закон РФ «О федеральной
6. Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в РФ» №311-ФЗ от 27.11.2010г. (ред. от 12.03.2014г.)
7. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» N 63-Ф3 от 31 мая 2002 г. (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.)
8. Закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
9. Указ Президента РФ «О государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» №711 от 15.06.1998 г. (с изм. 27.10.2011 г.)
10. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» №248 от 1.03.2011 (ред. 12.07.2012 г.)
11. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» №1313 от 13.10.2004г. (ред. от 21.12.2013г.)
12. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 (C изменениями и дополнениями от: 19 марта 2004 г., 19 февраля 2007 г.) "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".
13. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов юридических вузов. / Под ред. проф. А.В.Опалева. 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011г.