Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат

Краткое описание

Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Содержание

Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Referata_Pravookhranitelnye_organy_RF.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

Деятельность полиции осуществляется на основании Закона РФ «О полиции» и строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Задачами полиции являются:

- обеспечение безопасности  личности;

- предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

- выявление и раскрытие  преступлений;

- охрана общественного  порядка и общественной безопасности;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм  собственности;

- оказание помощи физическим  и юридическим лицам в защите  их прав и законных интересов.

Законодательство представляет полиции обширные права:

- проводить оперативно-розыскные  мероприятия;

- составлять протоколы  об административных правонарушениях  и осуществлять административные  задержания;

- содержать под стражей  подозреваемых в совершении преступления  и др.

За деятельностью полиции надзирают органы прокуратуры.

Еще одним  структурным подразделением ОВД является ГИБДД. Государственный надзор за безопасностью движения возложен на специальный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Основным правовым актом, регламентирующим ее деятельность, является Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 (C изменениями и дополнениями от: 19 марта 2004 г., 19 февраля 2007 г.) "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".

В систему органов ГИБДД, возглавляемую Главным управлением ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации, входят ГИБДД республик, краев, областей, районов, городов, районов в городах. Основными подразделениями ГИБДД являются: дорожно-патрульные службы, строевые подразделения, сопровождения, оперативного реагирования и розыска; подразделения технической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации движения и дорожной инспекции, диагностические станции и службы пропаганды безопасности дорожного движения.

Главной задачей ГИБДД, является обеспечение соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На ГИБДД, как орган государственного надзора в области безопасности дорожного движения, возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются: организация и регулирование дорожного движения и надзор за дорожным движением, надзор за соблюдением нормативных актов, правил, стандартов, нормативов, связанных с дорожным движением, проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, дорожных сооружений и их содержанием, установкой и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения; регистрация автомототранспортных средств; предупреждение и пресечение нарушений правил дорожного движения; борьба с дорожно-транспортными происшествиями и их учет; прием экзаменов на право вождения автомототранспортными средствами.

Являясь структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации ГИБДД, в пределах своей компетенции, участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борясь с правонарушениями, проводя дознания по делам о преступлениях, совершенных в области дорожного движения и осуществляя производство по соответствующей категории дел об административных правонарушениях.

В части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта.

Важное значение имеет профилактическая работа ГИБДД, которая заключается в пропаганде и разъяснении действующих в области дорожного движения нормативных актов, проведения конкурсов, смотров и т.п.; в разработке с соответствующими министерствами, ведомствами мероприятиями, научными организациями предложений по вопросам безопасности дорожного движения; и выявлении причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.

Для выполнения своих задач и функций ГИБДД наделена государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В соответствии с этими полномочиями она рассматривает и дает заключение на открытие маршрутов движения общественного транспорта; получает от должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, сведения об исполнении ими нормативов, правил и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае их нарушения ГИБДД вправе потребовать от должностных лиц соответствующие объяснения. Она дает должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения обязательства для исполнения предписания об устранении правонарушений, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Должностные лица ГИБДД могут временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог и улицах при проведении массовых мероприятий, а также в тех случаях, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.

В целях профилактики и пресечения правонарушений в области дорожного движения сотрудники ГИБДД вправе останавливать транспортные средства и проверять соответствующие документы. При этом в случаях, определенных законом, они могут осуществлять досмотр транспорта, груза, багажа, личный досмотр граждан; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право управления или пользования ими.

Сотрудникам ГИБДД предоставлено право подвергать административному задержанию лиц, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения, составлять об этом соответствующие протоколы и налагать на них административные взыскания. Свою деятельность ГИБДД осуществляет в тесном взаимодействии с другими подразделениями Министерства.

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Они состоят из округов, соединений, воинских частей, военно-образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск и органов управления ими.

На внутренние войска возложена следующие задачи:

- участие совместно с  ОВД в охране общественного  порядка, обеспечение общественной  безопасности и режима чрезвычайного  положения;

- охрана важных государственных  объектов и специальных грузов;

- конвоирование осужденных  лиц, заключенных под стражу;

- участие в территориальной  обороне РФ;

- оказание содействия  пограничным войскам в охране  Государственной границы.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе конституционных требований законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также организационных основ единоначалия и централизации управления.

2.5. Органы предварительного  расследования. Одной из существенных особенностей природы и характера органов внутренних дел является то, что в системе этих органов имеются звенья и подразделения, выполняющие функции предварительного следствия, т.е. задачи и действия процессуального характера, что также подчеркивает правоохранительный характер органов внутренних дел.

Охарактеризуем основные положения о статусе, задачах, функциях и полномочиях этих органов, совокупность органов предварительного следствия, действующих в системе МВД России. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власть субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

В органы предварительного следствия входят: Следственный департамент РФ, следственные управления Следственного департамента  по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Основные задачи Следственного департамента:

- выработка предложений по формированию  государственной политики в сфере  расследования преступлений, организации  деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- организационно-методическое руководство  деятельностью органов предварительного  расследования преступлений следствия  в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных  к подследственности следователей  органов внутренних дел;

- расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный  характер, а также представляющих  повышенную общественную опасность  и значимость преступлений непосредственно  следователями Следственного департамента;

- осуществление в пределах своей  компетенции взаимодействия с  органами государственной власти  по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием  преступлений.

Основные функции Следственного департамента:

- организация и осуществление  анализа состояния реализации  государственной политики в установленной  сфере деятельности;

- разработка и реализация мер  по повышению качества и сокращению  сроков расследования, обеспечению  законности при его производстве, совершенствованию организации  следственной работы;

- участие в определении основных  направлений деятельности органов  внутренних дел и разработке  мер по их совершенствованию  в пределах установленной компетенции;

- осуществление в установленном  порядке контроля за деятельностью  органов предварительного следствия  по реализации государственной  политики в сфере уголовного  судопроизводства, а также ведомственный  и процессуальный контроль за  расследованием наиболее сложных  уголовных дел, оказание практической  и методической помощи в их  расследовании; ведение контрольно-наблюдательных  производств по этим делам;

- изучение, обобщение и внедрение  положительного, в том числе и  зарубежного опыта в области  организации предварительного следствия, разработка для использования  на практике современных методик  расследования отдельных видов  преступлений;

- организация оказания практической  и методической помощи органам  предварительного следствия;

- представление в необходимых  случаях в установленном порядке  в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской  Федерации и Правительства Российской  Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного департамента;

- координация производимого следователями  органов внутренних дел расследования  преступлений, носящих международный  и межрегиональный характер;

- организация взаимодействия следователей  органов внутренних дел Российской  Федерации с органами, осуществляющими  оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими органами государственной власти;

- организация производства непосредственного  расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный  характер, а также представляющих  повышенную общественную опасность  и значимость преступлений;

- обращение в установленном  порядке в компетентные органы  зарубежных государств с запросами  об оказании правовой помощи  по уголовным делам в соответствии  с законодательством и международными  договорами Российской Федерации, а также организация исполнения  аналогичных запросов;

Информация о работе Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран