Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить организацию власти в первобытном обществе.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;
- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине…………………………………………………………..
5
Периодизация развития первобытного общества…………………….
5
1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них……….
8
Глава 2 . Система органов власти и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………………….
12
2.1 Организация управления в первобытной общине……………………
12
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху…………..
18
Заключение………………………………………………………………….
25
Список использованных источников……………………………………..
28

Вложенные файлы: 1 файл

первоб об-во.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине…………………………………………………………..

5

    1. Периодизация развития первобытного общества…………………….

5

1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них……….

8

Глава 2 . Система органов власти и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………………….

12

2.1 Организация управления в первобытной общине……………………

12

2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху…………..

18

Заключение………………………………………………………………….

25

Список использованных источников……………………………………..

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории человеческого  общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Находясь в зависимости  от природы, от суровых климатических  условий, люди должны были действовать  сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь  формой организаций человеческого  общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.

Первобытное общество было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта)  – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения.

Цель курсовой работы: изучить  организацию власти в первобытном  обществе.

Задачи курсовой работы:

- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;

- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.

Информационной базой  написания курсовой работы послужили  учебные пособия и литература различных авторов.

Власть в первобытном  обществе олицетворяла силу и волю рода или союзов родов; источником и  носителем власти (властвующем субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь  субъект и объект власти полностью  совпадали, поэтому она была по своей  природе непосредственно общественной, те есть неотделимой от общества и  не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

 

 
 

 

 

ГЛАВА 1

  СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПРАОБЩИНЕ РОДОВОЙ И СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ

 

    1. Периодизация развития первобытного общества

 

В истории человеческого  общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития [7, c.56].

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:

pанний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;

cредний – период зрелости первобытного общества, родовая община;

поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования.

Кроме этой периодизации в  современной науке предлагается и другая периодизация – первобытное общество проходит два этапа или периода:

первый – период присваивающей экономики;

второй – период производящей экономики.

До своего разложения первобытное  общество просуществовало несколько  тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика  этого периода – присваивающая [7, c.57].

Находясь в зависимости  от природы, от суровых климатических  условий, люди должны были действовать  сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь  формой организаций человеческого  общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание [10, c.46].

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой  общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями  природно-климатических условий, уменьшением  биомассы животных (из-за постоянной охоты  на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный  рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту – появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие – ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками – появились купцы.

Индивидуализация труда  и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы – пленники других племен.

Причины возникновения  государства:

1. разделение труда (переход  от присваивающей экономики к производящей);

2. возникновение частной  собственности;

3. возникновение классов.

В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу – они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины [10, c.48].

Кроме родовой общины первобытное  общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем – объединение нескольких родов близких по родственным связям.

 

    1. Виды первобытных общин и организация управления в них

 

Принято различать три  типа общин: родовая община, семейная и соседская [1, c.64].

1. Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата.

Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь –  все это объединяло, сплачивало людей.   Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники мустьерского периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.

Благодаря охоте и относительной  оседлости жилища стали служить  уже не только защитой от неблагоприятных  условий природы и крупных  хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и  т.д.

Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства. Вследствие существующих в то время форм брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни, как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение [1, c.65].

Дальнейшее развитие семьи  пошло по линии сужения круга  лиц, участвующих в брачном общении  между поколениями родителей  и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т.д.

2. Семейная община (домовая,  патриархальная семья) – следующая  после родовой стадия общины, возникшая из родовой общины  в период перерастания матриархата  в патриархат. Это был переход  от группового брака, основанного  на материнском праве, сначала  к большим патриархальным семьям, и в дальнейшем к современным  семьям.

Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек. В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

Информация о работе Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине