Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить организацию власти в первобытном обществе.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;
- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине…………………………………………………………..
5
Периодизация развития первобытного общества…………………….
5
1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них……….
8
Глава 2 . Система органов власти и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………………….
12
2.1 Организация управления в первобытной общине……………………
12
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху…………..
18
Заключение………………………………………………………………….
25
Список использованных источников……………………………………..
28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине………………………………………………………….. |
5 |
|
5 |
1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них………. |
8 |
Глава 2 . Система органов власти
и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………… |
12 |
2.1 Организация управления в первобытной общине…………………… |
12 |
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху………….. |
18 |
Заключение…………………………………………………… |
25 |
Список использованных источников…………………………………….. |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.
Первобытное общество было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения.
Цель курсовой работы: изучить организацию власти в первобытном обществе.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;
- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.
Информационной базой написания курсовой работы послужили учебные пособия и литература различных авторов.
Власть в первобытном
обществе олицетворяла силу и волю
рода или союзов родов; источником и
носителем власти (властвующем субъектом)
был род, она была направлена на управление
общими делами рода, подвластными (объектом
власти) являлись все его члены. Здесь
субъект и объект власти полностью
совпадали, поэтому она была по своей
природе непосредственно
ГЛАВА 1
СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПРАОБЩИНЕ РОДОВОЙ И СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ
В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.
Долгое время выделялось
два периода матриархат и патри
Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:
pанний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;
cредний – период зрелости первобытного общества, родовая община;
поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования.
Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация – первобытное общество проходит два этапа или периода:
первый – период присваивающей экономики;
второй – период производящей экономики.
До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая [7, c.57].
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.
Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание [10, c.46].
Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.
Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.
В связи с изменениями
природно-климатических
Индивидуализация труда
и получение избыточного
Причины возникновения государства:
1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
2. возникновение частной собственности;
3. возникновение классов.
В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу – они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины [10, c.48].
Кроме родовой общины первобытное
общество знало и некоторые другие
более крупные формы
Принято различать три типа общин: родовая община, семейная и соседская [1, c.64].
1. Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата.
Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей. Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники мустьерского периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.
Благодаря охоте и относительной оседлости жилища стали служить уже не только защитой от неблагоприятных условий природы и крупных хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и т.д.
Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства. Вследствие существующих в то время форм брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни, как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение [1, c.65].
Дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении между поколениями родителей и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т.д.
2. Семейная община (домовая,
патриархальная семья) –
Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек. В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.
Информация о работе Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине