Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить организацию власти в первобытном обществе.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине;
- изучить систему органов власти и управления в общине родовой и соседской общине.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине…………………………………………………………..
5
Периодизация развития первобытного общества…………………….
5
1.2 Виды первобытных общин и организация управления в них……….
8
Глава 2 . Система органов власти и управления родовой и соседской общине……………………………………………………………………….
12
2.1 Организация управления в первобытной общине……………………
12
2.2 Нормативное регулирование в догосударственную эпоху…………..
18
Заключение………………………………………………………………….
25
Список использованных источников……………………………………..
28
На первых этапах развития семейной общины управление носило демократический характер, где главой семьи считался «старший» мужчина (не обязательно самый старый), нередко выборный (тот, кто больше других знал, умел, мог организовать других…). Власть «старшего» ограничивалась советом взрослых мужчин всей семейной общины. Наряду с мужчиной, хозяйство возглавляла и «старшая» женщина, как правило, жена «старшего» мужчины
С развитием патриархальной
семьи, глава семьи становился все
более могущественным, выборность «старшего»
исчезает, на смену ей приходит право
наследования должности «старший».
Общая собственность на землю
и орудия труда семьи постепенно
становится единой собственностью старшего,
превращаясь в частную
В период патриархата семейная община входит в состав патриархального рода. Далее семейная община перерастает в общину соседскую.
3. Соседская (сельская, земельная) община – представляет собой историческую форму общественных отношений, возникшую в период распада родовых отношений. В основе соседской общины лежит семейная собственность на часть основных средств производства и семейный характер труда. Соседская община состоит из множества малых почти независимых семей современного типа (дуализм). В период существования соседской общины человечество стало имущественно разделяться в силу различия способностей, умений, предприимчивости, трудолюбия [3, c.75].
В тоже время уровень развития требовал еще необходимость поддержания единства соседской общины. На первом этапе соседской общины сохраняется единая собственность на пахотные земли, леса, пастбища и другие угодья. Но в частной собственности был уже дом, двор, скот и прочее. В дальнейшем в частную собственность перешли и пахотная земля и иные угодья. При развитии соседской общины родственные связи теряют свое значение и силу, они сменяются соседскими и территориальными связями. Нарушается локализация родов и родственное единство поселений. Отдельные родовые группы и семьи отрываются от своего рода и переселяются на новые места или к другим родам. Возникает соседский тип поселений, который включает представителей различных родов. Первоначально соседские общины состояли из крупных семейных общин, но по мере своего развития становились все более мелкими, вплоть до современного вида.
В соседских общинах еще сохранялись близкие родственные отношения, в результате чего, многие родственные семейные общины или малые семьи в поселении располагались рядом, создавая так называемые родовые кварталы, владели смежными землями. Но с дальнейшим развитием и это родство постепенно все более утрачивает свое значение. Соседские общины наиболее развиты были на территориях Древнего Востока, где просуществовали тысячелетия.
Таким образом, древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими – не более 20-40 человек – потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом.
ГЛАВА 2
СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РОДОВОЙ И СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ
2.1 Организация управления в первобытной общине
Рассматривая первобытное общество, социальное управление (власть) и нормативное регулирование в нем, разные исследователи придерживаются разных концепций по этому вопросу.
Власть в первобытном
обществе не была однородной. Во главе
семейно-клановой группы стоял отец-патриарх,
старший среди более молодых
родственников его поколения
и следующих поколений. Глава
семейной группы еще не собственник,
не хозяин всего ее имущества, которое
по-прежнему считается общим, коллективным.
Но благодаря своему положению старшего
и ответственного руководителя хозяйства
и жизни группы он приобретает
права распорядителя. Именно от его
авторитарного решения зависит,
кому и сколько выделить для потребления
и что оставить в качестве запаса,
для накопления и т.п. Он же определяет,
как распорядится излишками, использование
которых тесно связано с
Проблема ресурсов в общине на раннем этапе ее существования обычно не стоит – земли хватает всем, как и прочих угодий. Правда, кое-что зависит от распределения участков, но это распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко по жребию. Другое дело – факторы субъективные, столь ощутимо проявлявшие себя в локальной группе и, пожалуй, еще более заметные в общине, хотя и в несколько ином плане. Одни группы многочисленнее и работоспособнее других; некоторые патриархи умнее и опытнее остальных. Все это сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие – слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин - следовательно, меньше и детей. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни сыты, другие голодны, ибо в общине надежно функционирует механизм реципрокного обмена, который играет роль страховки [2, c.33].
В общине всегда есть несколько высших престижных должностей (старейшина, члены совета), обладание которыми не только повышает ранг и статус, домогающиеся их претенденты, в основном из глав семейных групп, должны либо приобрести немалый престиж примерно тем же способом, как это делалось в локальных группах, т.е. посредством щедрых раздач излишков пищи. Но если в локальной группе претендент отдавал добытое им самим, то теперь глава группы мог раздать то, что было добыто трудом всей группы, имуществом которой он имел право распорядится. Таким образом, старейшина имел право распоряжаться ресурсами общины по своему усмотрению, а это в свою очередь говорит о большом авторитете старейшины, а это уже показатель проявления власти.
Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду в основном период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинный строй и присущие ему власть и управление подвергаются определенным изменениям.
Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества [8, c.104].
Род (родовая община) является
исторически первой формой общественного
объединения людей. Это был семейно-
Другой важнейшей формой
общественного объединения
Кроме родов и племен в
первобытном обществе встречаются
и такие формы объединения
людей, как фратрии и союзы
племен. Фратрии (братства) - это или
искусственные объединения
Роды, фратрии, племена, союзы
племен, являясь различными формами
общественного объединения
Рассмотрим, как Маркс К. и Энгельс Ф. представляли себе власть и управление в период зрелого первобытного общества.
Власть как способность
и возможность оказывать
Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь), присущи следующие черты. Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, какой-либо особой категории управляющих, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества – рода, племени и т.д., – и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., которые опять же есть в любом государстве, здесь тоже не было [9, c.98].
В родовой общине как первичной
форме объединения людей
В племени организация
власти и управления была примерно
такой же, как и в родовой
общине. Основным органом власти и
управления здесь, как правило, был
совет старейшин (вождей), хотя наряду
с ним могло существовать и
народное собрание (собрание племени).
В состав совета старейшин входили
старейшины, вожди, военачальники и
другие представители родов, составляющих
племя. Совет старейшин решал
все основные вопросы жизни племени
при широком участии народа. Для
решения текущих вопросов, а также
на время военных походов
Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.
Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом [11, c.52].
Черты власти родовой общины следующие:
1. Власть носила общественный
характер, исходила от всего общества
в целом (это проявлялось в
том, что все важные дела
решались общим собранием рода)
2.Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
3.Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);
Информация о работе Система органов власти и управления в праобщине родовой и соседской общине