Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.
Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов.
1.2 Система правоохранительных органов.
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов.
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.
2.1 Судебная система Российской Федерации.
2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.
2.3 Органы юстиции Российской Федерации.
Кафедра теории и истории
По дисциплине: «Теория государства и права России»
На тему: « Система правоохранительных органов»
Содержание
Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов.
1.2 Система правоохранительных органов.
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов.
2. Функции правоохранительных
2.1 Судебная система Российской Федерации.
2.2 Государственные органы
2.3 Органы юстиции Российской Федерации.
Введение
Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.
При этом вне зависимости оттого, что Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию. Так согласно ст. 16 Конституции РФ правоохранительные органы являются составной частью Российской правовой системы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что государства, и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке, к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Однако одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.
Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом и эффективность деятельности отдельных органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.
Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и задачи
- построить логическую систему правоохранительных органов;
-изучить систему
- рассмотреть правовое
- рассмотреть структуру правоохранительных органов
Задачи исследования состоят в:
- определение содержания, структуры,
задач и механизмов реализации
правоохранительной функции, а также
набора и классификации, правового
статуса и особенностей
- разграничение
- определение основ
- уточнение роли судов в
- определение роли и специфики деятельности органов юстиции Российской Федерации;
- раскрытие роли и содержания
правоохранительной
Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1. Понятие и задачи
Государство, будучи создателем
права (законов) одновременно является
и первым заинтересованным
Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства1» . При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».
Из данного определения важно
выделить два ключевых
Легального определения
______________
1 Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – с. 14.
Как верно отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями2 .
Правоохранительные органы
составляют определенным
Итак, в общем представлении
правоохранительные органы мы
можем определить как
Существенными признаками
_____________
2 Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2006. - с.5.
3 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Спарк, 2006. – с. 16.
процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному. Те же признаки были указаны Гуценко и Ковалевым при определении не непосредственно правоохранительных органов, но и правоохранной деятельности государства, что по сути, совершенно идентично в данном случае, поскольку деятельность государства, так или иначе, осуществляется через определенные органы.
Согласившись с
Не следует смешивать понятия «правоохранительные органы» и «органы охраны общественного порядка (правопорядка)». Последние - это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова4 .
Как верно подмечает Божьев В.П. , при общей характеристике такой параметр как основные направления деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.
1.2. Система правоохранительных органов
Как уже было сказано,
современная российская
В то же время, анализ массива
национального
____________
4 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.:Издательство «Зерцало», 2007. — с.7.
5 Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22 апреля 1996 г., - № 17 - Ст. 1958
психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов…» - т.е. все перечисленные органы относятся к правоохранительным, хотя при этом оговаривается «и другие правоохранительные органы», что скорее всего позволяет расширить имеющийся список внутренними войсками.
Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.