Система правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация (в соответствии со ст. 1 Конституции РФ) является демократическим, федеративным и правовым государством. При этом любая демократия, а тем более право требует системы своей защиты. Для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.
Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов.
1.2 Система правоохранительных органов.
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов.
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.
2.1 Судебная система Российской Федерации.
2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.
2.3 Органы юстиции Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 55.23 Кб (Скачать файл)

2. Функции правоохранительных органов  Российской Федерации.          

 

2.1 Судебная система Российской  Федерации.               

  Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.

    Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.10 Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав.

   Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению,

__________

9  Галков В.А. Правоохранительные

органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 1996. – С.64

упрощение процедуры рассмотрения несложных дел.

Мировые судьи могут рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено небольшое наказание, дела о расторжении брака, незначительные дела по имущественным спорам, дела об административных правонарушениях и иные дела, отнесенные к их компетенции.

     Верховный Суд РФ  является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции. В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения  и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.11 Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения областных, городских судов, и иных судов. В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам. Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с

____________

11 Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов

н/Д: Феникс, 1999. – С.60

исполнением приговора. Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей решения и приговоры мирового судьи. Он проверяет обоснованность и справедливость решения или приговора мирового судьи. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых

предусмотрена военная служба. Военные суды могут рассматривать гражданские  и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными военнослужащими, или лицами имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

· нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

· нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.

    Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.12

Управления и отделы прокуратуры создаются в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры.

________

12 Тонков Е.П. Кнайкин В.С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород:

Изд-во БелГУ, 2002. – С.84

Функции прокуратуры:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·  надзор за исполнением законов администрациями органов и

учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу;

·  надзор за исполнением законов судебными приставами;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

·  участие в рассмотрении дел судами;

Прокурорский надзор  - это действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Прокурор может рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и свобод человека  гражданина.

 

2.2 Государственные органы обеспечения  безопасности Российской федерации.

     Совет Безопасности  РФ – Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.13

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные законы, международные договоры РФ по вопросам безопасности, указы и распоряжения Президента РФ, а так же Положение о Совете Безопасности РФ.

Основные функции Совета Безопасности РФ:

·  Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

·  Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ её обеспечения;

·  Подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

· Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально – политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

·  Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

·  Разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

·  Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых

_________

13 Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – С.116

 

органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

В состав Совета безопасности РФ входит: председатель, секретарь, постоянные члены Совета Безопасности, члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ, который руководит всей работой Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается на должность Президентом РФ. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности и руководит его аппаратом. Постоянными членами Совета Безопасности РФ являются: премьер-министр, министры иностранных дел, обороны, директор ФСБ и другие.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

   Федеральная служба безопасности РФ – федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Федеральной службы безопасности, принятия им решений в ФСБ РФ образуется коллегия в составе директора ФСБ, первого заместителя директора и заместителей директора, а также руководящих работников органов ФСБ.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые законом об органах ФСБ. Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленный на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению, и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и  других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

   Внешняя разведка Российской Федерации – это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности,

общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Функции Федеральных органов государственной охраны:

· Выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление мер по её предотвращению;

· Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

·  Участие в борьбе с терроризмом;

·  Выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах;

· Проведение шифровальных работ;

·  Осуществление во взаимодействии с федеральными органами правительственной связи и информации мер по противодействию утечки информации по техническим каналам и другие.

Контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды в пределах своих полномочий.

     Таможенные органы  – органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ и осуществляющие защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.14

Таможенные органы составляют единую централизованную систему и имеют следующую структуру:

·  Государственный таможенный комитет РФ;

·  Региональные таможенные управления РФ;

·  Таможни;

· Таможенные посты.

Цели деятельности таможенных органов делятся на правоохранительные и экономические.

 Правоохранительные функции таможенных органов направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды.

Экономические функции таможенных органов направлены на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирования отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов. Таможнями являются государственные органы, через которые должны ввозиться в страну и вывозиться с её территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы.

К основным функциям таможенных органов относятся:

· непосредственный таможенный контроль;

· взимание таможенных сборов и налогов;

·  предотвращение контрабанды;

·  сбор необходимых статистических данных и другие функции.

________

14 Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. – М.: Норма-Инфра, 1998. – С.81

В задачи таможенных органов входят: участие в разработке таможенной политики в России и реализация этой политики; организация и совершенствование таможенного дела; обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ.

Информация о работе Система правоохранительных органов