Система федеральных органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Задачи работы:
— раскрыть понятие, признаки и подразделение федеральных органов исполнительной власти;
— изучить структуру органов исполнительной власти;
— дать характеристику органов исполнительной власти и исследовать их полномочия;
— изучить исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие органов исполнительной власти и их статус. Механизм исполнительной власти…………...…………..…….……………………..…......5
1.1. Понятие органов исполнительной власти…….…………………….……5
1.2. Признаки исполнительной власти……………………..…….....................7
1.3. Подразделение органов исполнительной власти……..………………....9
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти..……………….....…...12
2.1.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти…………12
2.2. Правительство РФ…….…………………………………………...………14
2.3.Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти…………17
Глава 3. Исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления…..………………………………………………………………20
3.1. Исполнительная власть в субъектах РФ…………..……………..…….20
3.2. Органы местного самоуправления…………………..……................…23
Заключение…………………………………………………………………….....29
Библиографический список………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Панова Мария Сергеевна.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:

– коллегиальные органы, в которых решения по вопросам компетенции выносятся большинством членов этого органа (федеральные комиссии, правительства);

– единоначальные органы, в которых полномочия принимать  решения находятся в руках  руководителя.

По организационно-правовым формам (правительства, министерства,  государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры, российские агентства). Такое разделение действует на федеральном уровне. Но и на региональном уровне действуют подобные органы.

В составе исполнительных органов можно выявить департаменты, инспекции, управления, комитеты, отделы и другие.

Органы исполнительной власти подразделяются по различным критериям, но они все  выполняют свои функции от имени  государства, имеют определенные полномочия и компетенцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Федеральные органы исполнительной власти

 

 

Система органов государственной  власти имеет разветвленную подсистему, к одной из которых относятся  органы исполнительной власти.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: 
- Правительство РФ, в состав которого входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры; 
- министерства и другие федеральные органы исполнительной власти.

До конца не определено место и назначение Президента РФ в системе исполнительной власти. Президент РФ является субъектом административного права в сфере исполнительной власти и имеет особенные полномочия.

 

 

 

2.1 Полномочия Президента РФ  в сфере исполнительной власти.

 

 

Согласно Конституции РФ, Президент  является главой государства и не относится ни к одной из ветвей государственной власти. Так как Президент наделён широкими и особо значимыми исполнительными управленческими полномочиями, то из этого можно сделать вывод, что Президент РФ большее отношение имеет именно к исполнительной власти.         4

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

Президент РФ обладает рядом полномочий в отношении Правительства РФ. Он назначает председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Назначает и освобождает от должности членов Правительства по предложению председателя Правительства.

Президент РФ обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства, направлять и контролировать его деятельность. Президент вправе отменять постановления  и распоряжения Правительства в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.

Президент вправе самостоятельно, исходя из собственного усмотрения, принимать  решение об отставке Правительства. Однако он не может отправить в  отставку одного председателя Правительства. Отправка в отставку председателя Правительства означает отставку и всего состава Правительства.

Президент обладает и иными полномочиями, позволяющими ему эффективно контролировать всю систему органов исполнительной власти страны.

В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:5

  1. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  2. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  3. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  4. формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  5. назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  6. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  7. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В соответствии с ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент РФ вправе приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ или другим федеральным законам.

Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам.

 

 

2.2. Правительство РФ

 

Правительство РФ является исполнительным коллегиальным органом общей  компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в  РФ. Статус Правительства как органа общей компетенции означает, что  Правительство вправе решать любые  вопросы, относящиеся к ведению исполнительной федеральной власти, если они при этом прямо не отнесены к компетенции иных органов, должностных лиц. Кроме того, Правительство в пределах своих полномочий вправе контролировать и координировать деятельность всех иных органов, должностных лиц.

Правительство состоит из членов Правительства  – председателя Правительства, заместителей председателя и федеральных министров. В случае  временного отсутствия председателя Правительства его  обязанности исполняет один из его  заместителей в соответствии  с письменно оформленным распределением обязанностей. В структуре Правительства по предложению председателя Правительства для решения оперативных вопросов может образовываться президиум Правительства. Заседания президиума Правительства проводятся  по мере необходимости. Решения президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение своего президиума.

Для обеспечения деятельности Правительства, организации контроля за выполнением его решений органами исполнительной власти образуется аппарат Правительства РФ. Возглавляет аппарат Правительства руководитель, который может занимать государственную должность заместителя председателя Правительства или федерального министра.

Нормативную основу деятельности Правительства  РФ составляют Конституция РФ, федеральные  законы, нормативные указы Президента РФ.

Федеральный конституционный закон  устанавливает ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства. В частности, члены Правительства РФ не вправе:6

    • Быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, иных представительных органов;
    • Занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
    • Заниматься предпринимательской деятельностью, другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В Федеральном конституционном  законе определяются общие полномочия Правительства, которое:

    • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
    • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
    • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
    • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
    • реализует предоставляемое  ему право законодательной инициативы.

Федеральным конституционным законом  подробно регулируются полномочия Правительства  РФ в сферах:

  • экономики;
  • бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;
  • в социальной сфере;
  • в сферах науки, образования и культуры;
  • природопользования и охраны окружающей среды;
  • обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  • обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • внешней политики и международных отношений.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Для выполнения своих полномочий Правительство РФ наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу.

Конституция РФ (ст. 117) предусматривает  случаи отставки Правительства РФ:

    • Правительство РФ само может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;
    • Президент РФ может самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ;
    • Недоверие Правительству может выразить Государственная Дума. В этом случае Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство  РФ продолжает действовать до сформирования  нового Правительства РФ.

 

 

 

2.3.Отраслевые и межотраслевые  органы исполнительной власти.

 

 

В систему федеральных органов исполнительной власти также входят отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их состав очень разнообразен. В данное время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • министерства РФ,
  • государственные комитеты РФ,
  • федеральные комиссии РФ,
  • федеральные службы РФ,
  • Русские агентства,
  • федеральные надзоры РФ.

Министерство РФ является федеральным  органом исполнительной власти, который  проводит государственную политику и осуществляет управление в определенной сфере деятельности, а также координирует в случаях, установленных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства. Почти все министерства являются межотраслевыми и распространяют свои возможности на все остальные органы власти. Министерством управляет министр РФ, который входит в его состав. Он входит в состав  Правительства РФ.

Следующим органом исполнительной власти является Государственный комитет  РФ. Государственный комитет Российской Федерации выступает центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющий межотраслевое регулирование. Государственный комитет создается на основании указа Президента Российской Федерации. Его возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности только Президентом РФ.

В систему федеральных органов  исполнительной власти входят и такие  органы, как федеральные комиссии, федеральные службы, надзоры и  агентства. Эти органы осуществляют определенные функции в установленных  сферах ведения.

В настоящее время существуют 21 федеральная служба, 2 русских агентства, 2 федеральных надзора Рф.

Федеральные службы Рф:

· Государственная налоговая служба Русской Федерации;

· Служба наружной разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба сохранности Русской Федерации;

· Федеральная служба налоговой полиции РФ;

· Федеральная служба РФ по делам о несостоятельности  и денежному оздоровлению и др.

Российские агентства:

· Русское агентство  по патентам и товарным знакам;

· Русское космическое  агентство;

· Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры  РФ:

· Федеральный горный и промышленный надзор РФ;

· Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной сохранности.

Говоря о структуре федеральных  органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления собственных возможностей Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответственных должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исполнительные органы субъектов  РФ и органы местного самоуправления.

 

Кроме федеральных органов исполнительной власти РФ  входит и органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

 

 

3.1. Исполнительная власть в субъектах  РФ

 

Каждый субъект российской федерации  имеет собственную структуру системы федеральных органов исполнительной власти. На своей территории эти органы практически исполняют главные функции государственного управления. Образовываются они этими же субъектами.

Органы исполнительной власти субъектов  РФ делятся на:

    1. Центральные (краевые, областные, окружные, городов федерального значения):

а) общей компетенции  – глава исполнительной власти (президент, губернатор, мэр, глава администрации, глава республики), Правительство  субъекта Федерации;

б) республиканские, краевые, областные, окружные, городов федерального значения органы специальной компетенции.

  1. Территориальные органы исполнительной власти субъектов Федерации:

а) общей компетенции;

б) специальной компетенции;

 в) местные органы.

В настоящее время  в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

    • министерство Российской Федерации;
    • государственный комитет Российской Федерации, федеральная служба, федеральная комиссия, российское агентство, федеральные надзоры.

Информация о работе Система федеральных органов исполнительной власти