Современное правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации.
Достижение этой цели будет путем решения следующих задач:
- Дать понятие законотворчества;
- Дать классификацию законотворчества;
- Рассмотрим основные принципы правотворчества;
- Опишите законотворческий процесс этапа.

Содержание

Введение 3
1 Сущность правотворчества 4
1.1 Понятие правотворчества 4
1.2 Способы и виды правотворчества 7
2 Принципы и механизм правотворчества 15
2.1 Принципы правотворчества 15
2.2 Стадии правотворческого процесса 22
Заключение 28
Глоссарий 29
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсак ольге.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Вышеназванные идеи ученых-юристов отражают в той или иной степени содержание данного принципа, подчеркивая, (выделяя) ту или иную его характерную черту особенность, признак. В этой связи полагаем, что наиболее полно содержание этого принципа раскрывается при интеграции всех вышесказанных точек зрения.

Принцип демократизма большинство ученых относят к законотворческой деятельности. И это понятно, т.к. он характеризуется степенью участия граждан в этом процессе, степенью развития процедурных норм, выявлением истинных стремлений и воли народа, активным участием в нормотворческой деятельности представителей различных слов общества и всех ветвей власти; практикой всенародного обсуждения законопроектов; привлечения к оценке проектов законов общественных организаций и их представителей и формирование законотворческого органа на демократической основе.

Все авторы единодушны в том, что практика вынесения на всенародное голосование (референдум) наиболее важных и актуальных проблем общества и государства является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества20.

Рассматривая другие принципы законотворчества необходимо остановиться на принципе плановости. Подход к этому принципу у ученых различный. В.В.Лазарев, С.В.Липень, В.К.Бабаев, Т.Н.Радько этот принцип не выделяют как самостоятельный принцип, а включают планирование правотворческого процесса в содержание принципа научности, т.е. рассматривают его как один из составных элементов принципа научности. С.А.Комаров и Л.П.Рассказов, выделяя его как самостоятельный, отмечают, что планирование помогает законодателю концентрировать усилия на приоритетных направлениях, устраняет дублирование, ликвидирует поспешность при подготовке документов, позволяет привлечь к их разработке, экспертизе, оценке ведущие ученые и научные коллективы, практических работников.

Принцип плановости имеет право на самостоятельность, но только в одном случае: если его рассматривать не как принцип правотворчества, а как принцип законотворческой деятельности.

Принцип профессионализма в условиях деятельности на постоянной основе народных избранников Федерального собрания и законодательных собраний субъектов Федерации приобретает особую значимость, т.к. напрямую связан с качеством подготовленных и принятых нормативно-правовых актов.

Подобную точку зрения разделяют М.Н.Марченко, С.А.Комаров. Выделение данного принципа в самостоятельной для подгруппы принципов законотворчества вполне обосновано.

К принципам законотворчества возможно отнести и принцип гласности. В своих работах его выделяют В.В.Лазарев, С.В.Липень, Т.Н.Радько, С.А.Комаров, А.В.Малько. Как совершенно справедливо отмечает Т.Н.Радько, данный принцип сформулирован в ст.18 Конституции РФ, которая гласит «неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения21.

По мнению ученых, принцип гласности предполагает знакомство широкой научной общественности с проектами важнейших нормативно-правовых актов, а также на стадии обсуждения открытость, «прозрачность» правотворческого (законотворческого) процесса, а принятые нормативные правовые акты должны быть доведены до граждан как через официальное опубликование, так и издание и распространение их негосударственными организациями. При этом подчеркнем, что в соответствии с российским законодательством незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому можно согласиться с мнением, что отсутствие механизма учета мнений граждан, высказанных в отношении опубликованных проектов законодательных актов, и учета их в законотворчестве пагубно влияет на реализацию принципа гласности в законодательной деятельности.

Полагаем, что предложенный рядом ученых принцип учета правового опыта присущ законотворческой деятельности, ибо из российской истории нам хорошо известно, что отказ после Октябрьской революции от правовой системы царской России ни к чему хорошему не привел. В то время как использование в современной России мирового законотворческого опыта, юридических мыслей, идей русских и советских ученых, накопленного юридического опыта позволяет повышать качество принимаемых правовых актов (подтверждением чему служит Гражданский кодекс РФ).

И последний принцип, который отнесен к подгруппе законотворческих принципов – принцип технико-юридического совершенства, содержание которого подробно изложил М.Н.Марченко. В его понимании законодательная техника оказывает существенное значение на качество и эффективность правотворческого, а точнее сказать, законодательного процесса. От языка, логики, отсутствия противоречий, использования общепринятой юридической терминологии во многом зависит не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эффективность его применений22.

Если законотворчество рассматривать как систему процессуальных действий по прохождению проекта через определенные этапы с соблюдением норм и требований юридической техники, то данный принцип характерен именно для подгруппы законотворческих принципов правообразования.

Рассматривая содержание третьей группы принципов – подзаконного нормотворчества, – необходимо отметить, что принцип исполнимости предполагает необходимость при подготовке и принятии нормативно-правового акта учитывать наличие финансовых средств, кадровое обеспечение, соответствующих организационных и юридических условий для успешной реализации правовых норм в практической деятельности. Игнорирование данного принципа приводит к стихийному недовольству среди граждан. Ярким примером служит принятие Федерального закона №122 о монетизации льгот инвалидам, пенсионерам, введение которого вызвало массовые протесты граждан.

Другим принципом, присущим подзаконному нормотворчеству, является принцип справедливости. В содержание его включают равенство граждан перед законом, идеи гуманизма правовой нормы, и т.п.

Необходимо отметить, что М.Н.Марченко, В.Н.Казаков, Т.Н.Радько включают схожий по содержанию принцип гуманизма. Принцип гуманизма характеризуют его как направленность издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей, т.е. принцип гуманизма в понимании автора относится только к содержанию принимаемых правовых актов.

Однако принцип справедливости более широкое понятие по отношению к принципу гуманизма, т.к. в его содержание включается не только гуманное содержание принимаемых юридических норм (принцип гуманизма), но также и реализация принятых норм в юридической практике (равенство всех перед законом).

Принцип оперативности (своевременности) для подзаконного нормотворческого также является одним из основных. Его выделяют в своих учебниках только С.А.Комаров, А.В.Малько, Л.П.Рассказов. Дело в том, что подзаконное нормотворчество обуславливает необходимость исполнительным и муниципальным органа власти разработки в срочном, безотлагательном порядке нормативных документов после вступления в силу принятого законодательного акта, т.к. отсутствие правовых механизмов исполнительной деятельности, препятствует реализации в жизнь в полном объеме законодательных норм23.

Связь с практикой, как принцип подзаконного нормотворчества, обусловливает субъекту правотворчества постоянно обеспечивать эффективность действия нормативных правовых актов, выявлять противоречия и проблемы в действующих нормах и оперативно их устранять, вносить коррективы в правотворческий процесс. В учебниках по теории государства и права его выделяют В.К.Бабаев, В.Д.Перевалов, Е.И.Темнов.

Ряд авторов относят к принципам правотворчества: народный характер правотворчества, строгая дифференциация правотворческих полномочий, открытость и системность, интернационализм.

Вместе с тем принцип народного характера правотворчества вызывает определенные сомнения. В его содержание включают: избрание в представительные органы депутатов из народа и выражение интересов граждан в нормативно правовых актах субъектов правотворчества. Между тем, социологический анализ состава депутатского конкурса (в особенности высших представительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации убедительно показывает, что представителей от трудящихся масс в них почти нет (исключение только во фракции КПРФ в Государственной думе) и поэтому трудно поверить, что эти «народные депутаты» выражают интересы простых граждан, а не лоббируют интересы финансовой и производственной олигархии.

Принцип строгой дифференциации правотворческих полномочий не отражает основную идею правотворческого процесса, а скорее относится к теории разделения властей и поэтому признать его принципом этой деятельности весьма проблематично.

Принципы открытости и системности без раскрытия их содержания назван в учебном пособии В.Н.Казакова, Т.Н.Радько. Принцип открытости можно рассматривать в качестве синонима принципу гласности, а принцип системности как составной элемент входит в принцип научности, т.к. любое научное исследование всегда осуществляется с позиции системного подхода.

 

2.2 Стадии правотворческого процесса

 

Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Из данного определения вытекает несколько подзадач, которые необходимо решить в процессе правотворчества:

  • во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
  • во-вторых, определение органа или иного субъекта, уполномоченного принять тот или иной правовой акт;
  • в-третьих, выбор формы предполагаемого акта;
  • в-четвертых, подготовка, принятие или изменение нормативно-правового акта в рамках соответствующих процедур.

Все названные подзадачи находятся между собой в органическом единстве, и выпадение каких-либо элементов или их отсутствие, ослабление их внутренних связей и зависимостей делает дефектным правотворчество в целом. В этом случае оно не эффективно или с опозданием отражает общественные отношения, тенденции развития экономики, политической и социальной сферы, что приводит к созданию необоснованных, неэффективных либо малоэффективных нормативно-правовых актов, которые отрицательным образом влияют на общественные процессы и поведение людей.

Рассматривая в целом весь процесс правообразования, следует отметить, что, помимо собственно правотворчества, он включает в себя предшествующие ему стадии формирования права. В целом процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.

В современной теории права утвердилось мнение, что в правотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативного акта и его принятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд стадий. Таким образом, первый этап правотворчества связан с подготовкой проекта нормативного акта. Этот этап является подготовительным или неофициальным и в своем развитии проходит 4 основные стадии:

  • первая стадия связана с принятием решения о подготовке проекта соответственного нормативного акта и утверждением плана законопроектных работ;
  • вторая стадия представляет собой разработку (подготовку) проекта нормативного акта (причем проект нормативного акта может разрабатываться как принимающим его органом, так и поручаться тем или иным органам или лицам);
  • третья стадия – стадия предварительного обсуждения нормативного акта;
  • четвертая стадия – непосредственно утверждение проекта нормативного акта24.

Некоторые авторы отдельно выделяют стадию, на которой проект окончательно обрабатывается и редактируется. Хотя данная стадия с содержательной точки зрения может быть составной частью стадии предварительного обсуждения проекта нормативного акта.

Второй этап связан с принятием нормативного акта и является основным этапом правотворчества, который также состоит из 4 стадий:

  • первая стадия – правотворческая инициатива, т.е. внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган;
  • вторая стадия связана с обсуждением проекта нормативного акта в правотворческом органе;
  • третья стадия – принятие нормативного акта правотворческим органом (кульминация);
  • четвертая стадия – это стадия подписания нормативного акта и его официального опубликования (промульгация).

Все стадии тесно взаимосвязаны, а процедуры детально регламентируются. Так, в частности, процесс рассмотрения законопроектов проходит два или три чтения. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета, затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья раздела или глава проекта. Они принимаются за основу, и на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья утверждается в целом. Проведя сравнительный анализ стадий и этапов правотворческого процесса, можно отметить, что стадии правотворческого процесса имеют детально разработанную структуру.

Рассмотрение процесса правотворчества было бы не полным и не отражало бы специфику данного процесса без определения субъективного состава данного процесса. В Российской Федерации правом заниматься правотворчеством наделены следующие субъекты права:

  • высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления;
  • непосредственно сам народ путем проведения референдума;
  • высшие судебные органы.

Информация о работе Современное правотворчество