Современное правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации.
Достижение этой цели будет путем решения следующих задач:
- Дать понятие законотворчества;
- Дать классификацию законотворчества;
- Рассмотрим основные принципы правотворчества;
- Опишите законотворческий процесс этапа.

Содержание

Введение 3
1 Сущность правотворчества 4
1.1 Понятие правотворчества 4
1.2 Способы и виды правотворчества 7
2 Принципы и механизм правотворчества 15
2.1 Принципы правотворчества 15
2.2 Стадии правотворческого процесса 22
Заключение 28
Глоссарий 29
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсак ольге.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от субъектов, инициирующих процесс правотворчества и его особенностей, различают три основные формы правотворчества:

  • принятие нормативных актов органом государства;
  • непосредственно путем референдума;
  • заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права.

Рассмотрим более подробно особенности правотворческой деятельности перечисленных выше субъектов. Принятие нормативных актов органом государства – эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, автономные области, автономные округа, города федерального значения, местные органы власти. Референдум как вид правотворчества получает все большее распространение и представляет собой форму непосредственного участия народа в правотворчестве. Референдум, то есть принятие закона путем всенародного голосования, – это один из путей развития демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Последней из вышеперечисленных форм правотворчества являются нормативные соглашения, которые содержат обязательные для исполнения правовые предписания. Они все шире используются в правотворческой практике государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права, и их юридическая сила зачастую неодинакова.

В зависимости от юридической природы процесса создания норм права различными органами государства к видам правотворческой деятельности относят законотворчество и подзаконное нормотворчество. Законотворчество – важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство авторов, рассматривая понятия, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс. Это объясняется тем, что законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой и тем, что механизм принятия нормативного акта в высших органах государственной власти отличается от подзаконного нормотворчества следующими особенностями:

1) ограниченным кругом субъектов  законодательной инициативы;

2) строгой процедурой прохождения  проекта в парламенте;

3) последовательной сменой стадий  правотворчества;

4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

5) обусловленностью юридического  содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Перечисленные выше особенности позволяют установить, что подзаконное нормотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим, представительным органам. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в том, что в определенных случаях решение вопроса правовой регламентации целесообразнее передать на более низкий уровень. Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Конечно, подзаконное нормотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди достоинств можно выделить оперативность; гибкость и меньшую формальность; компетентность соответствующих органов, знание ими местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения. К недостаткам подзаконного нормотворчества могут быть отнесены закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой и другие. Хотя очевидно, что именно подзаконное нормотворчество является тем реальным правовым регулятором, который позволяет оперативно реагировать на определенную область общественных отношений и уточнять, дополнять законы. Но, тем не менее, именно подзаконное нормотворчество, его специфика и нормативная основа наименее исследованы учеными25.

 

 

 

 

Заключение

 

Первая часть обсуждает представлены в научной литературе по теории государства и права основных точек зрения на определение «правотворчества» и раскрытия его содержания, предлагаемого альтернативного классификации законотворчества.  
На основании исследований, проведенных в первой главе курсовой работы, следующим выводам.

Под правотворчества необходимо понимать процессуальные (процедурные) деятельность субъектов, наделенных нормативной компетенции для принятия, изменения и отмены правовых норм на основе принципов правотворчества и использования методов и механизмов юридической техники.

Смысл "правотворчества" следует рассматривать как сложной правовой концепции, которая включает: субъекты, методы, виды и формы правотворчества.

Виды и формы правотворчества можно рассматривать как тождественные понятия. Они, в свою очередь, делятся на основных и специальных видов (форм) законотворчества.

Специальные формы законотворчества (объявленные, делегированные, договор, аварийного) имеют некоторые отличия в плане их содержания, принятия и реализации.

Во второй части мы рассмотрели различные принципы правотворчества, было предложено классифицировать принципы правотворчества на три подгруппы: общие принципы правотворчества; принципы законотворчества; принципы нормотворчества. Также обсуждались этапы законотворческого процесса: подготовка регулирования и его принятия, что, в свою очередь распадаются на ряд этапов.  

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Делегированное правотворчество

правотворчество по поручению, т.е. передача своих правотворческих полномочий от одного субъекта правотворчества другому субъекту

2

Договорное правотворчество

заключение различного рода договоров, соглашений между государственными органами и иными органами и субъектами правотворчества на договорной основе

3

Законодательная инициатива

право внесения законопроектов в парламент в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой

4

Законотворческая деятельность

составная часть правотворчества, технологический процесс создания, изменения и обнародования закона

5

Законотворчество

процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой

6

Нормативный правовой акт 

акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права

7

Правотворчество

процедурная (процессуальная) деятельность субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, по принятию, изменению и отмене юридических норм на основе принципов правотворчества и с использованием приемов и механизмов юридической техники

8

Признание государством форм права

признание государством юридических актов, принятых негосударственными органами, в качестве источников права

9

Процесс создания нормативно-правового акта

совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами

10

Референдум

принятие закона путем всенародного голосования

11

Санкционированное правотворчество

утверждение норм государственными органами, которые сложились независимо от них, в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями


 

Список использованных источников

1

Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. – М.: Норма, 2011. – 576 с.

2

Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права / В.Н.Корнев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – Т.8. – №4. – С.35-42.

3

Костенко, М.А. Общие понятия и современные проблемы процесса правотворчества в Российской Федерации / М.А.Костенко, О.В.Феофилова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2003. – Т.34. – №5. – С.268-271.

4

Кулешова Н.Н. О некоторых проблемах правотворчества в условиях федеративной государственности / Н.Н.Кулешова // Человек: преступление и наказание. – 2010. – №3. – С.31-33.

5

Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: проспект, 2011. – 640 с.

6

Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В.Мелехин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. – 633 стр.

7

Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – 563 с.

8

Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.

9

Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник / Л.П.Рассказов. – М.: РИОР, 2008. – 462 с.

10

Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – 635 с.

11

Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И.Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 704 с.

12

Чистяков, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н. М. Чистяков; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – М.: КноРус, 2010. – 288 с.

13

Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.45-53.

14

Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.22-24.


 

Приложения

А

Б


 

1 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.45.

2 Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. – М.: Норма, 2011. – С.453.

3 Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И.Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.379.

4 Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник / Л.П.Рассказов. – М.: РИОР, 2008. – С.312.

5 Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – С.447.

6 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.548.

7 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.46.

8 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.363-364.

9 Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – С.452-453.

10 Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В.Мелехин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. – С.305.

11 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.

12 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.

13 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.50.

14 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.

15 Чистяков, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н. М. Чистяков; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – М.: КноРус, 2010. – С.163.

16 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.22.

17 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.365.

18 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.364.

19 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.551.

20 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.23.

21 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.365.

22 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.551.

23 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.24.

Информация о работе Современное правотворчество