Современные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть основные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права.
Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие.
Полученные результаты и эффективность: проведенный анализ позволил уяснить такие понятия, как: «право», «правопонимание», «концепции правопонимания» историю их развития, признаки, проблемы и перспективы развития в России.
Область применения – материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Теория государства и права».

Содержание

Введение
5
1.
Понятие, признаки и сущность права
7
2.
Основные концепции правопонимания
10
2.1.
Естественно-правовая теория
10
2.2.
Историческая концепция права
11
2.3.
Нормативистская теория права
12
2.4.
Материалистическая концепция правопонимания
14
2.5
Психологическая теория права
14
2.6
Социологическая теория права
16
3
Проблемы правопонимания на современном этапе
18

Заключение
23

Список использованных источников
24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota мама.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Сущность права рассматривается как мера свободы. Человек свободен в рамках своих прав в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.

Некоторые исследователи усматривают следующие два основных подхода к сущности права: классовый и надклассовый подходы. 

1. Классовый подход основан на марксисткой теории права. (см. Марксистская теория права). Право представляет собой социально - классовый регулятор, т.е. право упорядочивает общественные отношения в соответствии с интересами господствующего класса.

2. Надклассовый подход включает в себя естественно - правовой подход, позитивистский подход и др.

Естественно - правовой подход сформировался на основе понятий о справедливости, правосудии, на основе взаимных правомочий сторон общественных отношений, т.е. под правом понимается высшая справедливость. Таким образом, те нормативные акты, которые соответствуют высшей справедливости, образуют право, не соответствующие ей, не могут являться правом.

Под правом понимается совокупность нормативных актов, изданных государством, независимо от их характера, т.е. и лояльные, и жесткие. Определяющий акцент данного подхода - "создание права государством".


Кузнецов А.К. Понятие и сущность права: Учебное пособие. – М., 2012.-с.89

2. Основные концепции правопонимания

 

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. 

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права» . В силу того, что право находится как бы на пересечении удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права : естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

 

2.1. Естественно-правовая теория

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие. 
Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины  разделяется право и закон. Наряду  с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;


            Лазарев В.В. Теория государства  и права.   –  М.,2012.  –  С.54.

            2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека  содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога. 
Достоинства этой теории:

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- сторонниками естественно-правовой  теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- провозглашает источником  прав человека либо природу, либо  Бога и тем самым выбивает  теоретическую почву у произвола  чиновников и государственных структур.

Недостатки этой теории в том, что данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно. Кроме того, такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

 

2.2. Историческая концепция права

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие. 
Основные идеи названной доктрины:

1) право – это историческое  явление, которое, как и язык, не  устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это, прежде всего  правовые обычаи (т.е. исторически  сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин народного сознания;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Позитивные моменты этой теории состоят в том, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе, справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению и верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты: данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

 

2.3. Нормативистская теория права

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным является представление  о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится  «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это  сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды  норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства теории: верно, подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки: представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении


Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. – М., 2011. – с.123

эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

2.4. Материалистическая концепция правопонимания

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как  возведенная в закон воля господствующего  класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной  в праве классовой воли в  конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой  такое социальное явление, в котором  классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством .

Представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного, показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него, обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Но в то же время они преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества, излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.


Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. – М., 2010.- с.98

 

 

2.5. Психологическая теория права

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. В широкое понимание права нередко включаются наряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.

Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман .

Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера. 

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность  права выводятся не из деятельности  законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания  делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. 

Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. 

Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

 

2.6. Социологическая теория права

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям.

Информация о работе Современные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права