Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 03:57, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является изучение прав человека в мире и прав нации и народа в целом. Главная задача, поставленная в данной работе – это соотнести права человека с правами нации и народа и проследить их взаимосвязь между собой. Выводы по данной работе приведены в заключении.
Права человека – это те права,
которые являются существенными для характеристики
правового положения лица в любом современном
обществе. Различные общества имеют разные
социальные возможности для обеспечения
прав человека. Для государств характерно
определенное совпадение взглядов на
то, какие права должны быть предоставлены
индивидам и закреплены в национальных
законах. Реальное обеспечение этих прав
может быть различным. Оно основывается
на уровне развития данного общества,
на него оказывают влияние национальные,
религиозные и другие особенности.
Права нации и народа – это
более широкое понятие, чем права человека.
Народ и нация чаще всего рассматриваются
как синонимы. Слово «народ» как территориальное
сообщество носит более обыденный характер.
Под ним, как правило, имеется в виду население
страны. Британский, испанский, бразильский,
канадский, австралийский, китайский,
российский народы означает население
соответствующих государств. В России
россиянин — это тот, кто имеет российский
паспорт, а также дети этого гражданина
или гражданки.
Однако понятие народ используется
равным образом применительно к этническим
общностям (в России в последние два-три
десятилетия также используется термин
«этнос»). Поэтому есть понятия армянский,
русский, татарский, чеченский, чувашский
и другие народы, и есть понятие «народы
России» наряду с понятием «российский
народ». Всего в Российской Федерации
проживает 158 народов или этнических групп,
а вместе с подгруппами (например, казаки
и поморы в составе русских) общее число
этнических «единиц» составляет 182.
В каждом государстве проживают
представители разных этнических групп,
которые могут также называться нациями,
народами, меньшинствами в зависимости
от степени самоорганизации этих групп
и политики правительства той или иной
страны. В Турции, например, вообще не признается
существование каких-либо других групп,
кроме собственно турок, хотя в стране
проживает несколько миллионов курдов
с отчетливым самосознанием и с организованной
борьбой за свои права. В Канаде группы
аборигенного населения (индейцы и эскимосы)
называют себя «первыми нациями». Это
обозначение стало общепризнанным даже
на уровне Конституции.1
Выбранная мной тема курсовой
работы обусловлена необходимостью определить:
- в чем заключаются
права человека;
- в чем заключаются
права народа, нации;
- произвести соотношение
прав человека с правами нации
и народа.
Целью работы является
изучение прав человека в мире
и прав нации и народа в
целом.
Главная задача, поставленная
в данной работе – это соотнести права
человека с правами нации и народа и проследить
их взаимосвязь между собой. Выводы по
данной работе приведены в заключении.
Часть 1.
Права человека
1.1. Концепция
« четырех поколений» прав человека
По времени возникновения
права человека делят на три
поколения: права первого (гражданские
и политические права), второго (социально-экономические
права) и третьего ("права народов",
или "права солидарности") поколения.
Данную концепцию сформулировал
в начале 70-х гг. XX в. французский юрист
Карел Вазак.
Права первого поколения - это
гражданские и политические права, второго
поколения - социально-экономические права,
третьего поколения - "права народов",
или "права солидарности". Ряд специалистов
считают, что в настоящее время мы являемся
свидетелями формирования четвертого
поколения - новых прав человека, связанных
с научным и техническим развитием общества
и экологическими проблемами.2
Вышеприведенные классификации
являются традиционными и используемыми
в науке и практике. Так, в подавляющем
большинстве существующих в настоящее
время международных договоров общего
характера по правам человека эти права
излагаются в соответствии с делением
их по сфере деятельности на личные (гражданские),
политические, социально-экономические
и культурные. Такой логике следуют
«Всеобщая декларация прав человека»2, «Международные пакты о правах
человека» и «Европейская конвенция3 о защите прав человека и основных
свобод».
В конце второго тысячелетия
был разработан уникальный нормативный
акт, в котором отражены новые тенденции
систематизации прав человека. Это «Хартия
основных прав Европейского союза», торжественно
провозглашенная 7 декабря 2000 г. на саммите
в Ницце и ставшая основным документом,
синтезирующим важнейшие права граждан
Евросоюза.3
Новый подход к классификации
прав человека и объединение прав в соответствии
с целями-принципами, без разделения их
на группы в соответствии с традиционно
принятыми классификациями являются отражением
принципа неделимости основных прав, свобод,
ответственности и обязанностей и подчеркивает
идею универсальности и единства прав
и свобод, проповедуемую западными демократиями.
Оценка этого нового подхода
в систематизации прав человека не была
однозначной. Ряд видных европейских политиков
и представителей бизнеса высказали свои
возражения и неодобрение идеи унификации
прав, подчеркивая, в частности, что проблемы
экономической и социальной политики
должны решаться обществом через его представителей
в законодательном органе, но не судом.
Тем не менее, отраженное в «Хартии основных
прав Европейского союза» единство прав
и свобод способствует сохранению общих
европейских стандартов в области прав
человека, что является необходимым условием
для создания единого правового пространства
в Европе и соответствует национальным
интересам европейских государств, в том
числе России.
1.2. Современная
структура прав человека
Права человека различают по
степени важности, по источникам, по сфере
жизнедеятельности, по особенностям правового
статуса субъектов, по времени возникновения,
по возможности ограничения, по способу
реализации и т.д. Всем классификациям
присуща такая черта, как условность, поскольку
отдельные права могут быть отнесены к
двум и более группам.
Рассмотрим ниже некоторые
из наиболее часто используемых классификаций.
По степени важности (обязательности)
выделяют основные (фундаментальные) и
дополнительные права. Фундаментальные
права и свободы человека - это те права,
которые закреплены в основных международных
актах, таких как «Всеобщая декларация
прав человека» (1948г.)1, «Международные пакты о правах
человека» (1966г.)2, «Европейская Конвенция о
защите прав человека и основных свобод»
(1950г.)3, и в основном законе государства
(например, право на жизнь, запреты пыток
или унижающего человеческое достоинство
обращения, рабства, свобода мысли и религиозных
убеждений и т.д.). Фундаментальными данная
категория прав называется потому, что
они являются жизненно важными и наиболее
значимыми как для отдельных индивидов,
так и в целом для общества и государства.
Основные права и свободы человека не
приобретаются и не отчуждаются, они неотъемлемы
и принадлежат каждому от рождения. Обычно
такие права не подлежат ограничениям
и приостановлению. Эти права составляют
ядро правового статуса личности.
Основные права в дальнейшем,
как правило, развиваются в конкретных
нормах. Дополнительные права конкретизируют
основные права в той или иной сфере жизни
и являются производными от них. Так, например,
на основе конституционных положений
о праве на труд, являющемся основным,
создается целый ряд прав, закрепленных
в качестве норм трудового права. От фундаментального
права на участие в управлении государством
производным является весь комплекс избирательных
прав.
Дополнительные права связаны
с приобретением лицом того или иного
статуса: работающего, учащегося, пенсионера,
покупателя, собственника имущества, изобретателя,
наследника, истца и так далее.
Часто классификация прав человека
на основные и иные права является проблемой.
Это связано с тем, что нет строгого критерия
деления, формально определенного перечня
основных прав; более того, в международном
праве не существует определения основных
прав. Основные права постоянно изменяются
во времени и пространстве, также в разных
международных документах непостоянно
и число абсолютных прав, не подлежащих
ограничению. Кроме того, данная классификация
нарушает принцип неделимости прав человека
и дает основания для ограничения иных
(не основных) прав и свобод.
По субъектам права и свободы
классифицируют на:
права человека и права гражданина;
коллективные и индивидуальные
права.
Разграничение прав индивида
на права человека и права гражданина
вытекает из дуализма гражданского и политического
общества. Человек - существо одновременно
биологическое и социальное, поэтому его
права, несмотря на их естественный и индивидуальный
характер, реализуются в процессе общественных
связей, в социальной среде и вне ее во
многом теряют свой смысл. Объем прав,
входящих в правовой статус личности,
зависит от того, выступает ли индивид
в качестве представителя гражданского
общества, т.е. человека, или в качестве
представителя политического общества,
т.е. гражданина. Как член гражданского
общества (как биологическое, физическое
существо) индивид обладает равными правами
со всеми другими людьми не только в своей
стране, но и в мире. В качестве члена политического
общества человек выступает тогда, когда
обладает особым статусом, предполагающим
юридически закрепленную государственную
принадлежность лица, - гражданством. Права
гражданина касаются сферы отношений
индивида с государством. В последнем
случае человек равноправен только с теми,
кто также является гражданином данной
страны, объем их прав и обязанностей больше,
чем у тех, кто к этому государству не принадлежит.4 Как правило, разграничение
прав на права человека и гражданина закрепляется
в конституциях. Это отражено в используемых
формулировках. Когда речь идет о правах,
принадлежащих человеку как члену гражданского
общества, то употребляются формулировки
"каждый", "все", "никто".
Права человека подразумеваются и в тех
случаях, когда конституционный текст
закрепляет обезличенную обязанность
государства что-то "гарантировать",
"признавать" или "охранять".
Когда же речь идет о правах, предоставляемых
только лицам, имеющим гражданство данного
государства, то употребляется четкая
формулировка: "каждый гражданин",
"все граждане", "граждане имеют
право" - или указывается на национальную
принадлежность лица. Следовательно, за
терминологическим различием стоит различие
правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей
человека и гражданина.
Права индивида - это естественные
права, присущие всем от рождения. Как
правило, они осуществляются и защищаются
индивидуально, хотя могут быть реализованы
и коллективно.
Коллективные права - это права
социальной группы (ассоциации, народа,
национального меньшинства и др.). Они
не являются естественными и не должны
противоречить индивидуальным правам.
Коллективные права качественно отличаются
от индивидуальных, их, как правило, нельзя
осуществить индивидуально или рассматривать
как совокупность индивидуальных прав
лиц, составляющих определенную общность.
Нередко по формулировкам, используемым
в конституциях, нельзя судить о коллективном
или индивидуальном характере прав и свобод.
Например, положение статьи
32 Конституции РФ о том, что "граждане
Российской Федерации имеют право участвовать
в управлении делами государства" вовсе
не означает, что только объединившись
все вместе граждане наделяются таким
правом. В подобных случаях следует оценить
природу данного права и проанализировать
возможность его осуществления в индивидуальном
порядке.
Самый полный перечень коллективных
прав представлен в каталоге прав и свобод
Африканского союза - Африканской Хартии
прав человека и народов 1981 года. В данном
документе закреплен целый комплекс прав
народов: неотъемлемое право всех народов
на существование и самоопределение, право
свободно определять свой политический
статус и свободно избирать направление
экономического и социального развития,
право бороться с колониальной зависимостью
любыми средствами, признанными международным
сообществом.
Несмотря на разную природу,
индивидуальные и коллективные права
неразрывно связаны между собой и взаимозависимы.
При реализации коллективных прав ни в
коем случае не должны ущемляться и подавляться
права индивида, являющиеся мерилом уровня
демократии и наличия правового государства.
Трудность деления прав на индивидуальные
и коллективные заключается в том, что
в нормативных актах нет понятия группы
и численного критерия. Кроме того, некоторые
права, являясь индивидуальными, не могут
быть осуществлены одним лицом (право
на вступление в брак, право на ассоциацию).
А часть коллективных прав может осуществляться
одновременно и индивидуально.
В зависимости от возможности
ограничения государством права и свободы
классифицируют на абсолютные и относительные.
В отношении абсолютных прав
не допускаются ограничения и отступления
(приостановление) ни при каких обстоятельствах.
Относительные права, напротив, могут
быть приостановлены на определенный
срок в случае введения чрезвычайного
или военного положения или ограничены.
При этом меры по ограничению должны быть
предусмотрены законом, исключительно
в законных целях и должны быть необходимы
в демократическом обществе. Международные
акты по правам человека предусматривают
допустимые критерии отступления от прав
и свобод в чрезвычайных ситуациях (статья
15 «Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод», статья 4
«Международного пакта о гражданских
и политических правах», статья 27 «Американской
конвенции о правах человека»1). Согласно данным актам государства
могут пользоваться правом на дерогацию
при военном положении, при стихийных
бедствиях и в других случаях, если существует
угроза жизни нации.
Перечень абсолютных прав в
разных документах не является одинаковым.
Согласно п. 2 ст.
4 «Международного пакта о гражданских
и политических правах»1, среди этих прав находятся:
право на жизнь (статья 6);
запрет пыток и унижающего достоинство
обращения и наказания (статья 7);
запрет рабства (статья 8);
уважение личного достоинства (статья 11);
запрет повторного преследования
по одинаковым основаниям (статья 15);