Соотношение прав человека и прав нации и народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 03:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение прав человека в мире и прав нации и народа в целом.
Главная задача, поставленная в данной работе – это соотнести права человека с правами нации и народа и проследить их взаимосвязь между собой. Выводы по данной работе приведены в заключении.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по ТГиП Соотношение Прав человека и прав нации и народа..docx

— 305.67 Кб (Скачать файл)

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Территория колонии или другая не самоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, и в особенности с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права. Исходя из принципа равноправия, и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно статье 1 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства – участники пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование, как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, «Организация освобождения Палестины» подписала «Конвенцию ООН по морскому праву» 1982г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

 

2.2. Провозглашение автономии

 

Одной из форм реализации народом своего неотъемлемого права на самоопределение может быть провозглашение автономии, которая, по своей сути, предоставляет населению какой-либо национально-территориальной единицы государства право самостоятельно решать дела, относящиеся к ее внутренней, а в ряде случаев, и к внешней компетенции. Поэтому, образование автономии, уже своим появлением предполагает определенную независимость в управлении, а также «является неотъемлемым правом народа на самоопределение и должно осуществляться в соответствии с конституцией государства, на территории которого провозглашается автономия, и международным правом».

Автономия предоставляет возможность сохранять этническое своеобразие тех или иных народов, решать вопросы развития религии, культуры, языка, образования.

Таким образом, самоопределяющийся народ будет действовать на основе одного из императивных принципов современного международного права. Но при этом данное право, как это следует из того же принципа, не должно осуществляться за счет или в ущерб такого же права другого народа (или нации), населяющего ту же территорию.  Это означает, что народ, реализующий принцип самоопределения, обязан уважать интересы и права других народов и наций, живущих на данной территории, дабы не допустить нарушения их права на самоопределение и других прав и свобод человека.  Очень важной является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 («Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав»), которая акцентирует внимание на положении, согласно которому поощрение одной категории прав ни при каких обстоятельствах не будет служить оправданием или предлогом для освобождения государств от защиты других прав.

 

2.3. Права  коренных народов

 

13 сентября 2007 года  была  принята Декларация Генеральной  Ассамблеи ООН  Резолюция 61\295 «О правах коренных народов». 

Самыми значимыми моментами этого документа является то, что лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности.

Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.

 Коренные народы и  принадлежащие к ним лица имеют  право не подвергаться принудительной  ассимиляции или воздействию  в целях уничтожения их культуры.

Государства обеспечивают эффективные механизмы предупреждения и правовой защиты в отношении:

    • любого действия, имеющего своей целью или результатом лишение их целостности как самобытных народов или их культурных ценностей, или этнической принадлежности;
    • любого действия, имеющего своей целью или результатом лишение их своих земель, территории или ресурсов;
    • принудительного перемещения населения в любой форме, имеющего своей целью или результатом нарушение или подрыв любого их права;
    • принудительной ассимиляции или интеграции в любой форме;
    • пропаганды в любой форме, имеющей целью поощрение или разжигание расовой или этнической дискриминации, направленной против них.

Коренные народы не подлежат принудительному перемещению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию и, где это возможно, вариант возвращения.

По случаю Международного дня коренных мира народов, который празднуется девятого августа, в 2013 году Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила: «Государства должны сделать больше, чтобы укрепить свои соглашения с коренными народами, независимо от того, как давно они были подписаны. Даже подписанные или иным образом согласованные более века назад, многие договоры остаются краеугольным камнем для защиты личности, земли и обычаев коренных народов. Растет стремление государств к полному обеспечению прав коренных народов. Мы с нетерпением ожидаем Всемирную конференцию по вопросам коренных народов в сентябре 2014 года. И я призываю государства принять конкретные меры по соблюдению и укреплению договоров, заключенных с коренными народам, и сотрудничать с ними в реализации новых соглашений через прозрачные всеобъемлющие коллективные переговоры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Соотношение прав человека, прав нации и народа

 

3.1. Взаимосвязь  прав человека с правами нации, народа

 

Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.

Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, — путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.

 В период глобализации  на первый план выходят следующие новые, общие для применения и к человеку и к народу в целом понятия.

1. Гуманизм. Он основан на таких общих для человека и народов ценностях, как добро, справедливость, человечность.

 Государство должно  применять власть лишь на благо  членов общества. Государство, которое  признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения  властей, верховенства права, может  быть оценено как правовое  и нравственное.

2. Свобода. Главной ценностью для человека, нации (народа) является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида или народа (нации) действовать в соответствии со своими целями и интересами.

В случае предоставления субъектам (будь то отдельно взятый человек или народ) свободы, государство берет на себя функцию контроля за тем, чтобы эту свободу индивид или народ, не мог использовать во вред другим лицам, другому народа, другой нации или самому государству.

Демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека, оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной. 

3. Равенство и равноправие. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства.

Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни.

 Равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, который является средством попрания идеи равноправия.

Можно утверждать: там, где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и, несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права - в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах).

Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах.

Политическое равенство означает равенство людей независимо от их государственной принадлежности (гражданства). Данный элемент принципа равенства закреплен, в частности, в статье 21 «Хартии основных прав Европейского союза» 2000 г.

 Современное международное  право вобрало в себя все  прогрессивное в деле обеспечения  равенства и предотвращения дискриминации  в отношении людей, что было  достигнуто человеческой мыслью  и законодательством государств. Принципы равенства (равноправия) и  принцип не дискриминации получили отражение в таких международно-правовых актах, как Устав ООН, «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., «Международные пакты о правах человека» 1966 г. и т.д.

4. Достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов (конституций) государств: "Человеческое достоинство ненарушимо". Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это - источник конфликтов в обществе.

Информация о работе Соотношение прав человека и прав нации и народа