Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 03:57, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является изучение прав человека в мире и прав нации и народа в целом. Главная задача, поставленная в данной работе – это соотнести права человека с правами нации и народа и проследить их взаимосвязь между собой. Выводы по данной работе приведены в заключении.
Перечень, содержащийся в «Европейской
Конвенции о защите прав человека и основных
свобод», несколько иной, в нем отсутствуют
некоторые права, названные в «Международном
пакте о гражданских и политических правах»
неотъемлемыми, но зато фигурируют некоторые
права, которые не упомянуты в Пакте как
не подлежащие ограничениям. Согласно п. 2 статьи
15 Конвенции такими правами являются:
право на жизнь (статья 2);
запрет пыток и унижающего достоинство
обращения и наказания (статья 3); запрет рабства (статья 4);
запрет обратного действия
уголовного закона (статья 7);
запрет повторного преследования
по одинаковым основаниям (п. 3 статьи 4 Дополнительного протокола N 7),
отмена смертной казни (статья
3 Дополнительного протокола N 6 и Дополнительный протокол N 13).
Согласно статье 27 «Американской
конвенции о правах человека» (1969г.) абсолютными
являются 11 прав.
По способу формулировки выделяют
позитивные и негативные права.
Позитивные права представляют
собой установление и закрепление обладания
определенным правом. При этом используются
формулировки: "имеет право", "вправе",
"может" и т.д. Закрепление негативных
прав предполагает запрещение нарушать
или ограничивать определенное право.
Характерными фразами в данном случае
являются: "никто не должен подвергаться...",
"запрещается...", "не допускается...".5
По способу обеспечения прав
(или в зависимости от роли государства
в их осуществлении) права и свободы также
можно разделить на позитивные и негативные.
Негативные права главным образом
гарантируются и обеспечиваются путем
невмешательства государства и третьих
лиц при их осуществлении. Они предохраняют
личность от нежелательных, нарушающих
ее свободу вмешательств и ограничений.
Для реализации позитивных прав от государства
требуются определенные усилия и средства,
в том числе материальные. Позитивные
права фиксируют обязанности государства
предоставлять человеку те или иные блага,
осуществлять те или иные действия.
Так, гражданские и политические
права являются негативными, а социально-экономические
права - позитивными. При этом не нужно
забывать, что даже при обеспечении гражданских
и политических прав на государства в
определенном объеме налагаются позитивные
обязательства. Например, согласно практике
Европейского суда по правам человека
запрещение пыток и жестокого обращения
предполагает обязательство государственных
органов провести эффективное расследование
в подобных случаях.
По назначению в механизме правового
регулирования права человека условно
можно поделить на "материальные"
и процессуальные.
Материальные права обеспечивают
целостность личности, неприкосновенность
частной жизни и возможность самореализации.
Процессуальные права дают возможность
процессуальной защиты. Это - право на
справедливое судебное разбирательство:
право на беспрепятственный доступ к правосудию;
право на судебное разбирательство в разумный
срок; право на защиту; право не свидетельствовать
против себя; а также все другие права
и гарантии лица, "оказавшегося в сфере
юстиции и деятельности правоохранительных
органов"6 (право на незамедлительное
рассмотрение судом вопроса о законности
ареста или задержания, право на компенсацию
в случае незаконного ареста и т.д.).
По источникам (принадлежности
к социальным нормам-регуляторам) права
человека делят на естественные и позитивные.
Естественные права основаны
на моральных нормах, они отражают объективные
закономерности бытия человека. Естественная
теория подходит к правам человека как
к первичным, возникшим до закрепления
их государством, а закон лишь фиксирует
уже существующие права и свободы. Причем
законодатель должен создавать нормы,
отвечающие объективным закономерностям.
К естественным правам относят: право
на жизнь, свободу вероисповедания, свободу
выражения мнений и др.
Противоположной естественной
теории в сфере прав человека является
позитивистская. Она подходит к правам
человека как к категории, которая установлена
государством ("без закона нет прав
человека"), т.е. государство создает
права человека. Таким образом, позитивные
права формально определены, закреплены
в нормах международного и национального
права, что позволяет их использовать
на практике.
По сфере реализации выделяют
личные (естественные и гражданские), политические,
социально-экономические, культурные
права.
Данная классификация имеет,
пожалуй, наибольшее практическое значение,
так как она отражает специфику характера
прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности,
в которых они реализуются. Как правило,
в соответствии с данной классификацией
права и свободы излагаются в национальном
законодательстве, в первую очередь в
конституциях. В большинстве международных
и национальных актов данное разделение
прав и свобод прямо не делается, но в изложении
заметно объединение прав и свобод по
указанным критериям.
Личные (естественные и гражданские)
права - это те права, которыми человек
наделен от рождения, и государства обязаны
воздерживаться от вмешательства в сферу
личной свободы. Эти права необходимы
для охраны свободы и достоинства лица
как человеческой личности и члена гражданского
общества, обеспечивают неприкосновенность
индивидуальной, частной жизни. К политическим
правам относятся права, связанные с участием
в управлении обществом и государством.
Экономические и социальные права обеспечивают
условия для достойной жизни и свободного
развития человека, что предполагает развитие
и государственное регулирование социальной
сферы. Культурные права гарантируют духовное
развитие человека и обеспечивают возможность
творческой самореализации личности и
участие в культурной жизни общества.
Хотя эта классификация является
самой полезной, поскольку разделяет права
по их природе, контролю, содержанию, но
в данном случае также нарушается принцип
единства прав человека. Трудность
состоит в том, что не существует четких
критериев по которым то или иное право
можно отнести к гражданским или к социальным,
экономическим, культурным (например,
право собственности, право на вступление
в брак, право на забастовку и др.).
В соответствии с представленной
классификацией права были поделены по
концептуальным и по политическим основаниям.
Это объясняется различным подходом государств
к юридической силе разных категорий прав.
Причиной является разная природа данных
прав. Как уже отмечалось, гражданские
и политические права являются негативными,
т.е. главным образом гарантируют невмешательство
государства и третьих лиц при их осуществлении;
социально-экономические права - это позитивные
права, для реализации которых от государства
требуются определенные усилия и средства,
в том числе материальные, что предполагает
определенный уровень экономического
развития. В то же время основные права
и свободы человека и гражданина определяют
меру возможного поведения индивида в
различных сферах жизнедеятельности личности
и общества, что обусловливает четко выраженную
специфику самих прав и свобод.
Поэтому большинство государств
исходят из того, что гражданские и политические
права должны незамедлительно быть реализованы
всеми государствами, а социально-экономические
и культурные права являются целями и
стандартами, к достижению которых они
должны постоянно стремиться, учитывая
свой уровень экономического развития.
Исходя из этого, личные и политические
права (права первого поколения), как правило,
закрепляются в первых разделах национальных
конституций и обеспечиваются надежными,
в том числе судебными, гарантиями. В то
же время социально-экономические права
(права второго поколения) не относят к
"классическим" и зачастую закрепляют
их в качестве принципов и целей социальной
политики.7
В рамках ООН в 1966 г. вместо одного
было принято два отдельных «Пакта по
правам человека» (о гражданских
и политических правах и об экономических,
социальных и культурных правах). Причем для защиты прав первого
поколения факультативным протоколом 1966 г. К Международному пакту
о гражданских и политических правах предусмотрена
возможность подачи индивидуальных жалоб
в международный орган - Комитет по правам
человека. В Международном «Пакте об экономических,
социальных и культурных правах» в случае
нарушения социально-экономических прав
такой механизм не предусмотрен. Однако
справедливости ради нужно отметить, что
в преамбулах данных документов содержится
указание на тесную связь между всеми
категориями прав и возможность достижения
"идеала свободной человеческой личности"
только при условии, что каждый сможет
пользоваться совокупностью всех этих
прав.
В рамках Совета Европы сформировалась
система, аналогичная системе ООН, где
права первого поколения закреплены в
«Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод» и обеспечены
надежным и четким механизмом контроля
и защиты со стороны Европейского суда
по правам человек (см. Приложение 1 как
образец письма при обращении гражданина
России в Европейский суд по правам человека).
Основополагающие социальные и экономические
права нашли свое отражение в Европейской
социальной Хартии 1961 г., (пересмотренной
в 1996 г.). В отличие от Европейской «Конвенции
о защите прав человека и основных свобод»,
«Европейская социальная Хартия» носит
в значительной мере рамочный и программный
характер и обладает некоторыми недостатками,
связанными с характером и природой закрепленных
в ней прав:
- ее контрольный механизм
не закрепляет право индивидуальных
жалоб и не предусматривает
судебных органов;
- права, закрепленные в
ней, распространяются исключительно
на граждан государств - участников данного
договора;
- государства имеют возможность
не брать обязательство по
выполнению всех положений Хартии,
а выбрать для себя в качестве обязательных
лишь определенное количество норм (селективные
обязательства).
Часть 2.
Права нации, народа
2.1. Право
наций, народов на самоопределение
Нацией считается исторически
сложившаяся общность людей, которая характеризуется
следующими признаками: общностью территории;
общностью экономической жизни; общностью
психологического склада, проявляющегося
в общности культуры. Термином «народ» называют
самые различные формы национальной и
этнической общности людей. Нередко этим
термином обозначается и такая общность
людей, как племя.
Принцип равноправия и самоопределения
народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 статьи
1). Сама Организация на основе этого принципа
преследует цель развивать дружественные
отношения между нациями. В порядке имплементации
данного принципа ООН создала под своим
руководством международную систему опеки
для управления теми территориями, которые
включены в нее индивидуальными соглашениями,
и для наблюдения за этими территориями.
Согласно статьи 76 Устава ООН одной из
основных задач системы опеки является
способствование политическому, экономическому
и социальному прогрессу населения территорий
под опекой, его прогрессу в области образования
и его прогрессивному развитию в направлении
к самоуправлению или независимости.
В дальнейшем принцип равноправия
и самоопределения народов был развит
и конкретизирован в «Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и
народам», единогласно принятой Генеральной
Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960г.
В преамбуле «Декларации» отмечается,
что «все народы имеют неотъемлемое право
на полную свободу, осуществление своего
суверенитета и целостность национальной
территории». Народы в собственных интересах
могут свободно распоряжаться своими
естественными богатствами и ресурсами,
не нарушая каких бы то ни было обязательств,
вытекающих из основанного на принципе
взаимной выгоды международного экономического
сотрудничества и норм международного
права. Декларация провозглашает следующие
принципы и обязательные условия предоставления
независимости колониальным странам и
народам:
подчинение народов иностранному
игу и господству и их эксплуатация являются
отрицанием основных прав человека, противоречат
Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества
и установлению мира во всем мире;
все народы имеют право на самоопределение;
в силу этого права они свободно устанавливают
свой политический статус и осуществляют
свое экономическое, социальное и культурное
развитие;
недостаточная политическая,
экономическая и социальная подготовленность
в области образования никогда не должны
использоваться как предлог для задержки
достижения независимости;
любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, чтобы предоставить им возможность
осуществить в условиях мира и свободы
свое право на полную независимость; целостность
их национальных территорий должна уважаться;
в подопечных и несамоуправляющихся
территориях, а также во всех других территориях,
еще не достигших независимости, должны
быть незамедлительно приняты меры для
передачи всей власти народам этих территорий
в соответствии со свободно выраженными
ими волей и желанием, без каких бы то ни
было условий или оговорок и независимо
от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;
всякая попытка, направленная
на то, чтобы частично или полностью разрушить
национальное единство и территориальную
целостность страны, несовместима с целями
и принципами Устава ООН.
Нормативный характер этого
единогласно принятого документа четко
выражен в ее статье 7, содержащем прямое
указание на обязанность государств «строго
и добросовестно соблюдать положения…
настоящей Декларации».
Данный принцип конкретизирован
также в «Декларации о принципах международного
права» 1970 г., во «Всеобщей декларации
прав человека» 1948 г., «Международных пактах
о правах человека» 1966 г., «Заключительном
акте Совещания в Хельсинки» 1975 г. и во
многих других источниках международного
права1.
В силу принципа равноправия
и самоопределения народов все народы
имеют право свободно определять без вмешательства
извне свой политический статус и осуществлять
свое экономическое, социальное и культурное
развитие, и каждое государство обязано
уважать это право в соответствии с положениями
Устава ООН.
Каждое государство обязано
содействовать с помощью совместных и
самостоятельных действий осуществлению
принципа равноправия и самоопределения
народов.