Сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:01, курсовая работа
Краткое описание
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В зависимости от собственника выделяют муниципальные учреждения, государственные и частные. Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования. Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации. Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы. Государственное учреждение - государственная организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан.
Содержание
Введение…………………………………………………………...................3 1. Сущность бюджетных учреждений..........................................................6 2. Особенности автономных учреждений……… ……………..................13 3. Отличительные черты казенных учреждений…………………….…...19 Заключение………………………………………………………….………26 Литература………………………………………………….…………..…...28
Согласно п.1 ст.31
Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус
федеральных государственных учреждений
на федеральные казенные учреждения должны:
а) управления объединений,
управления соединений и воинские части
Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты,
органы управления внутренними войсками,
органы управления войсками
гражданской обороны, соединения и воинские
части внутренних войск, а также других
войск и воинских формирований;
б) учреждения, исполняющие
наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной
системы, учреждения, специально созданные для обеспечения
деятельности уголовно-исполнительной
системы, выполняющие специальные функции
и функции управления;
в) специализированные
учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации;
г) учреждения МВД,
Главного управления специальных программ
Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней
разведки, Федеральной службы охраны,
специальные, воинские, территориальные,
объектовые подразделения федеральной
противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные
формирования федеральных органов исполнительной
власти;
д) психиатрические
больницы (стационары) специализированного
типа с интенсивным наблюдением, лепрозории
и противочумные учреждения.
В соответствии с
п.2 ст.17.1 Федерального закона от 12.01.1996
N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение
типа бюджетного учреждения в целях создания
казенного учреждения осуществляется
в порядке, устанавливаемом:
Правительством
РФ - в отношении федеральных казенных
учреждений;
высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта
РФ - в отношении казенных
учреждений субъекта РФ;
местной администрацией
муниципального образования - в отношении
муниципальных казенных учреждений.
В целях создания
федерального казенного учреждения решение
об изменении типа федерального учреждения
принимается Правительством
РФ в форме издания распоряжения (п.15 Порядка
N 539* (1)), которое должно содержать:
а) наименование
существующего федерального учреждения
с указанием его типа;
б) наименование
создаваемого федерального учреждения
с указанием его типа;
в) наименование федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции и полномочия учредителя федерального
учреждения;
г) информацию об
изменении (сохранении) основных целей
деятельности федерального учреждения;
д) информацию об
изменении (сохранении) штатной численности;
е) перечень мероприятий
по созданию федерального учреждения
с указанием сроков их проведения.
Проект такого распоряжения
подготавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции и полномочия по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, по
согласованию с Минфином и Минэкономразвития
(п. 19 Порядка N 539).
Одновременно с проектом
распоряжения в Правительство РФ представляется:
пояснительная записка, содержащая
обоснование целесообразности изменения
типа федерального учреждения;
информация о кредиторской
задолженности учреждения (в том числе
просроченной).
Если изменение типа
федерального казенного учреждения приведет
к невозможности осуществления государственных
функций, в пояснительной записке указывается
информация о том, кому данные государственные
функции будут переданы (п.22 Порядка N 539).
1.2 Особенности
правового положения казенных
учреждений
Перечислим основные
особенности правого положения казенных учреждений:
финансовое обеспечение
деятельности казенного учреждения осуществляется
за счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы РФ и на основании бюджетной
сметы (п.2 ст.161, ст.6 БК РФ);
операции по исполнению
бюджета казенными учреждениями осуществляются
на открытых им лицевых счетах в Федеральном
казначействе или финансовом органе субъекта
РФ (муниципальном образовании) (п.4 ст.161,
ст.220.1 БК РФ);
казенное учреждение
самостоятельно выступает в суде в качестве
истца и ответчика (п.8 ст.161 БК РФ);
казенное учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными средствами
(п.5, 7 ст.161 БК РФ). При недостаточности
указанных средств субсидиарную ответственность
по обязательствам такого учреждения
несет собственник
имущества;
казенное учреждение
не вправе предоставлять и получать кредиты
(займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии
и бюджетные кредиты казенному учреждению
не предоставляются (п.10 ст.161 БК РФ);
казенное учреждение
не вправе отчуждать либо иным способом
распоряжаться имуществом без согласия
собственника имущества (п.4 ст.298 ГК РФ);
казенное учреждение
может осуществлять приносящую доходы
деятельность только если такое право
предусмотрено в его учредительном документе.
Доходы, полученные от указанной
деятельности, поступают в соответствующий
бюджет бюджетной системы РФ (п.3 ст.161 БК
РФ);
размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ
и оказание услуг осуществляется казенным
учреждением в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд";
имущество казенного
учреждения закрепляется за ним на праве
оперативного управления.
1.3 Функции
и полномочия учредителя казенного
учреждения
Функции и полномочия
учредителя в отношении казенного учреждения
осуществляются уполномоченным органом
исполнительной власти, в ведении которого
находится это учреждение (далее - орган,
осуществляющий функции и полномочия
учредителя).
Постановлением
Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено
Положение об осуществлении федеральными
органами исполнительной власти функций
и полномочий учредителя федерального
казенного учреждения, согласно которому
орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя,
в установленном порядке:
а) выполняет функции
и полномочия учредителя федерального
казенного учреждения при его создании,
реорганизации, изменении типа и ликвидации;
б) утверждает устав
федерального казенного учреждения, а
также вносимые в него изменения;
в) назначает руководителя
федерального казенного учреждения и
прекращает его полномочия;
г) заключает и прекращает
трудовой договор с руководителем федерального
казенного учреждения;
д) формирует и утверждает
государственное задание для федерального казенного
учреждения в соответствии с предусмотренными
его уставом основными видами деятельности;
е) определяет на
основании правового акта перечень федеральных
казенных учреждений, которым устанавливается
государственное задание на оказание государственных
услуг (выполнение работ) юридическим
и физическим лицам (далее - государственное
задание);
ж) осуществляет
финансовое обеспечение деятельности
федерального казенного учреждения, в
том числе выполнения государственного
задания в случае его утверждения;
з) определяет порядок
составления и утверждения отчета о результатах
деятельности федерального казенного
учреждения и об использовании закрепленного
за ним государственного имущества в соответствии
с общими требованиями, установленными
Минфином;
и) устанавливает
порядок составления, утверждения и ведения
бюджетных смет федеральных казенных
учреждений в соответствии с общими требованиями,
установленными Минфином;
к) согласовывает
с Росимуществом (за исключением решения
в отношении федеральных казенных учреждений,
находящихся в ведении Минобороны, Управления
делами Президента РФ и Росморречфлота
(в отношении подведомственных ему федеральных
казенных учреждений, за которыми закреплено
в оперативном управлении имущество, расположенное
в границах морских портов)) распоряжение
недвижимым имуществом федерального казенного
учреждения (в том числе передачу его в
аренду). Росимущество рассматривает проект
решения и не позднее 15 рабочих дней со
дня его получения согласовывает данный
проект либо направляет мотивированный
отказ в согласовании. Если такая информация
от него не поступает в течение 30 рабочих
дней, решение считается согласованным.
Орган, осуществляющий функции и полномочия
учредителя, уведомляет Росимущество
о принятом решении (с приложением его
копии) в срок не позднее 10 рабочих дней
со дня его принятия. В отношении федеральных
казенных учреждений, находящихся в ведении
Минобороны, Управления делами Президента
РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных
ему федеральных казенных учреждений,
за которыми закреплено в оперативном
управлении имущество, расположенное
в границах морских портов), решение принимается
соответственно Минобороны, Управлением
делами Президента РФ и Росморречфлота;
л) согласовывает
распоряжение движимым имуществом федерального казенного
учреждения;
м) осуществляет
контроль за деятельностью федерального
казенного учреждения в соответствии
с законодательством РФ;
н) осуществляет
иные функции и полномочия учредителя,
установленные федеральными законами
и нормативными правовыми актами Президента
РФ и Правительства РФ.
Органами государственной
власти субъектов РФ и органами муниципальных
образований также должны быть изданы
нормативные документы, устанавливающие
функции и полномочия учредителей для
подведомственных им казенных учреждений.
Глава
2. Устав казенного учреждения
После принятия правового
акта об изменении типа федерального государственного
учреждения на казенное необходимо внести
эти изменения в его устав, в котором должны
содержаться (п.33 Порядка N 539):
а) общие положения, устанавливающие
в том числе:
наименование федерального
казенного учреждения;
информацию о месте
его нахождения;
наименование учредителя
и собственника имущества;
наименование федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих
функции и полномочия учредителя,
собственника федерального казенного
учреждения;
б) предмет и цели
деятельности казенного учреждения в
соответствии с федеральным законом, иным
нормативным правовым актом, муниципальным
правовым актом, а также исчерпывающий
перечень видов деятельности (с
указанием основных видов деятельности
и иных видов деятельности, не являющихся
основными), которые оно вправе осуществлять
в соответствии с целями, для достижения
которых оно создано;
в) раздел об организации
деятельности и управлении учреждением, содержащий
в том числе сведения о структуре, компетенции
органов управления учреждения, порядок
их формирования, сроки полномочий и порядок
деятельности таких органов, а также положения
об ответственности руководителя учреждения;
г) раздел об имуществе и финансовом
обеспечении учреждения, содержащий в
том числе:
порядок распоряжения
имуществом, приобретенным казенным учреждением
(за исключением имущества, приобретенного
за счет средств, выделенных учреждению
собственником на приобретение такого
имущества);
порядок осуществления
крупных сделок и сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность;
запрет на совершение
сделок, возможными последствиями которых
является отчуждение или обременение
имущества, закрепленного за федеральным
казенным учреждением, или имущества,
приобретенного за счет средств, выделенных
ему из федерального бюджета или бюджета
государственного внебюджетного фонда
РФ, если иное не установлено законодательством
РФ;
положения об открытии
лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а
также об иных счетах, открываемых федеральному
казенному учреждению в соответствии
с законодательством РФ;
положения о ликвидации
учреждения по решению собственника имущества
и распоряжении собственником имуществом
ликвидированного учреждения, если иное не
предусмотрено законодательством РФ;
указание на субсидиарную
ответственность РФ по обязательствам
федерального казенного учреждения в
лице федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции и полномочия
учредителя;
д) сведения о филиалах и
представительствах учреждения;
е) иные разделы -
в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
Федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции и полномочия учредителя, своим
правовым актом утверждает изменения,
вносимые в устав федерального
учреждения (п.32 Порядка N 539).
Глава 3. Казенные учреждения УИС
Функционирование
учреждений УИС в статусе казенных - наиболее
актуальная тема обсуждения. Несмотря
на то, что поправки в действующее законодательство
внесены в мае 2010 года законом №83-ФЗ и
прошло достаточно времени, чтобы разобраться
во всех нюансах, у практиков возникает
вопросов больше чем ответов, а ситуация
неопределенности продолжает сохраняться
и на сегодняшний день.
Из всего массива
поправок в законодательстве в связи с
совершенствованием правового статуса
учреждений выделим те, которые касаются
новых механизмов функционирования. обязательном
привлечение осужденных к труду.
Рассмотрим правовое
обоснование перечисленных условий.
Перечень ФКУ, исполняющих
наказания в виде лишения свободы, регламентирован
ст.16 УИК РФ. Это колонии - поселения, воспитательные
колонии, ЛИУ, ИК общего, строгого, особого
режима, тюрьмы. В части работ по хозяйственному
обслуживанию к учреждениям, исполняющим
наказания в виде лишения свободы, отнесены
и следственные изоляторы (ст.77 УИК РФ).
Второе условие определяет
осуществление собственной производственной
деятельности. Статьей 17 Закона РФ № 5473-1
"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы" определены
формы привлечения осужденных к оплачиваемому
труду: в ЦТАО и производственных (трудовых)
мастерских; на ФГУП УИС; на объектах организаций
любых организационно-правовых форм, расположенных
на территориях учреждений, исполняющих
наказания, и вне их; по хозяйственному
обслуживанию учреждений, исполняющих
наказания, и следственных изоляторов.
Однако собственной производственной
деятельностью на основании статьи 18 Закона
признается только деятельность центров
трудовой адаптации осужденных и производственных
(трудовых) мастерских - "деятельность
центров трудовой адаптации осужденных
и производственных (трудовых) мастерских
представляет собой инициативную самостоятельную
производственную Необходимо вспомнить,
что функции текущего контроля в соответствии
со ст.265-266 БК РФ возложены на Федеральное
казначейство (ФК). Соответственно, контроль
за исполнением ст.241 БК РФ - функция ФК,
а подтверждающими документами получения
дополнительного источника бюджетного
финансирования могут являться: устав
учреждения, положение о ЦТАО (УПМ, ЛПМ),
штатное расписание ЦТАО (УПМ, ЛПМ).