Стадии применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в комплексном научном анализе вопросов теории и практики применения норм права в регулятивных и правоохранительных правоотношениях, а также обосновании предложений по совершенствованию соответствующег законодательства и правоприменительной деятельности. В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть общие вопросы применения норм права в регулятивных правоотношениях;
- рассмотреть вопросы применения норм права в процедурных правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение; - определить общие вопросы применения норм права в охранительных правоотношениях; - исследовать правоприменение в судах общей юрисдикции; - обосновать требования, предъявляемые к правоприменительным актам; - исследовать особенности применения норм права по устранению юридических коллизий.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе[44, с.23].

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права[49, с.87].

  Обоснованность - это означает, что:

1.Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

2.Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3.Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами [55, с.45].

 Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.

 Справедливость - это требование  к актам применения права, отражает  идею о социальной справедливости  общества, означает осознание правильности  решения дела с точки зрения  интересов народа и государства, убежденность лица применяющего  права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений [48, с.209].

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Таким образом, На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу.

Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

Таким образом, выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела). На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний [52, с.48].

С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить - сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;

если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже;

при коллизии между нормой федерального и республиканского закона - необходимо применять норму федерального закона;

в случае коллизии между общей и специальной нормой - применяется специальная.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

 

1.3 Принятие решения и его документарное оформление

 

Установление фактических обстоятельств дела, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание следователем индивидуального правового акта (например,  постановление о привлечении в качестве обвиняемого). Проанализируем стадии правоприменительной деятельности органов внутренних дел на примере. Совершено преступление. Следователь, установив, кто совершил преступление, когда, где, каким  способом, по каким мотивам квалифицирует данное преступление по какой либо статье УК РФ [5]. Затем проверяет, действовала ли данная статья УК в момент совершения преступления и действует ли она на данный момент, действует ли она на данной территории, где рассматривается дело и распространяется ли она на данного подозреваемого (возраст, вменяемость и др.). По окончании всех вышеуказанных действии и положительном их решении следователь выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого (правоприменительный акт).

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность органов внутренних дел завершается изданием акта применения нормы права.

 а) Правоприменительные акты, издаваемые  органами внутренних дел, фиксируют  принятое решение, придают ему  официальное значение и властный  характер. Следовательно, можно дать следующее определение правоприменительного акта издаваемого ОВД. Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание Органа внутренних дел (следователя), которое выносится в результате разрешения конкретного дела.

Эти акты имеют большое значение в уголовно- 
процессуальной деятельности так как, выполняя задачи уголовного процесса, они направлены на возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений, констатацию наличия или отсутствия материально-правовых отношении являющихся предметом процессуальной деятельности.

б) В числе правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел можно назвать: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, постановление о проведении экспертизы и др.

Существуют определенные требования к форме правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел. Прежде всего, они должны быть письменно изложены иметь точное наименование, указываемое в заголовке и содержать другие необходимые атрибуты, а именно: дату и 
место вынесения, полное наименование органа принявшего данный акт, подписи лица или лиц принявших данное решение(112,144, 167-168, 205 и др. ст. УПК РФ) [7].

Другую группу правоприменительных актов органов внутренних дел составляют протоколы следственных действий, в которых удостоверяется акт осуществления содержание и результаты соответствующих следственных действий - осмотр места происшествия, обыск, допрос и т.д. Форма протокола следственных действий, правила их подписания и принесения замечаний детально регламентируются законом (141, 142, 235, 264-266 и др. ст. УПК) [7].

В качестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних дел, приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого, которое имеет большое значение к уголовном судопроизводстве, так как в нем реализуется требование о привлечении к ответственности только виновных. С момента получения достаточных доказательств установления совершения преступления конкретным лицом, уголовный процесс приобретает определенную направленность, появляется обвиняемый. Сам акт привлечения в качестве обвиняемого выражается в вынесении мотивированного постановления об этом (143-144 УПК) и предъявлении его лицу, привлеченному в качестве обвиняемого (ст.148 УПК) [7]. Основаниями для вынесения этого постановления являются: материально-правовое - совершение субъектом деяния содержащего состав преступления и процессуальное - доказанность совершения его конкретным лицом. Привлечение в качестве обвиняемого должно осуществляться следователем лишь при наличии его убеждения в виновности субъекта, основанного на доказательствах и не может основываться на предположениях. Значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит также в том, что установление вменяемых в вину фактов и их юридическая квалификация в значительной степени определяет предмет и пределы дальнейшего производства по делу.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого состоит из 3-х частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается время место вынесения постановления фамилия должностного лица, вынесшего постановление и фамилия лица привлекаемого в качестве обвиняемого.

Описательная часть содержит формулу обвинения, указывает время место способ другие обстоятельства совершенного преступления, а также приводится юридическая квалификация содеянного. Резолютивная часть постановления указывает на решение следователя привлечь данное лицо в качестве обвиняемого по конкретной статье Уголовного кодекса Российской Федерации [5]. Предварительное следствие может быть закончено:

  1. направлением уголовного дела в суд для предания 
    обвиняемого суду;
  2. прекращение уголовного дела;
  3. направлением дела в суд для рассмотрения вопроса 
    о применении принудительных мер медицинского характера.

В каждом из указанных случаев органом внутренних 
дел    (следователем) составляется  соответствующий правоприменительный акт, выражающий решение следователя. Направление дела в суд для предания обвиняемого суду является основной формой окончания предварительного расследования, в связи с чем рассмотрим такой правоприменительный акт органа внутренних дел как обвинительное заключение. После ознакомления участников процесса с материалами дела лицо, производившее расследование, приступает к составлению обвинительного заключения, которое является последним процессуальным документом, им составляемым и наиболее важным правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел. В обвинительном заключении излагается сущность дела, содержатся мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц, дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых. Значение обвинительного заключения состоит в том, что судебное разбирательство производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению по которому они преданы суду [58, с.8].

 В соответствии со ст.205 УПК РФ обвинительное заключение состоит из описательной  и  резолютивной частей [6].

В описательной части излагается суть дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту и результаты проверки этих доводов.

В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона предусматривающих данное преступление. Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и времени его составления. Следующим правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел, является постановление о прекращении уголовного дела, которое может быть вынесено:

Информация о работе Стадии применения права