Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА 6
§1. Эволюция представлений о социальной сущности государства 6
§2. Признаки государства 9
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 23
§1. Классовый подход 23
§2. Надклассовый подход 25
§3. Современные подходы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
I. Государство есть универсальная организация общества.[10] Его универсальность проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы государства действуют постоянно и на любой территории. Воздействием государства охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер государства заключен в его управляющих (организационных) возможностях. Это наиболее масштабная и всеобъемлющая организация, в которую входят все находящиеся на данной территории физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане), объединения граждан. Все иные организации находятся в юридической зависимости от государства, т.е. «подчинены» ему, – в этом смысле государство есть социально организованное общество.
Универсальность государства определяется его результативностью (небесспорные суждения по этому поводу высказал Г. Кельзен. По его мнению, «разбойничью шайку» нельзя считать государством только потому, что на той же территории есть другая социальная сила, власть, более эффективная, чем власть «разбойничьей шайки». Отсюда приказ уличного грабителя не следует сравнивать с велением, исходящим от государства. Однако же, если порядок, навязываемый «разбойничьей шайкой», будет на определенной территории наиболее эффективным, то его надобно считан, правопорядком, а общество, организованное в рамках правопорядка, и следует считать государством. В подтверждение своей правоты Г. Кельзен ссылается на так называемые пиратские государства, существовавшие и XVI-XVII вв. на северном побережье Африки, а также па признание в 1920-1930 гг. буржуазными государствами актов Советского государства правовыми актами суверенного государства)[11], способностью соорганизовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели государство обладает необходимыми ресурсами, специально обученным персоналом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия – государственным принуждением, поощрением и другими стимулами. Конечно, церковь, партии также оказывают мощное влияние на людей, но у них по сравнению с государством другие формы, цели, способы влияния и, конечно же, иной эффект. Неэффективность действия государства всегда губительна для общества. В том случае, если государство утрачивает способность применять принуждение, тотчас же возникают нелегитимные структуры, которые берут на себя функцию выполнения социального арбитража.
2. Государство есть публичная организация власти. «Публичность, – как отмечал Гегель, – важнейшее формирующее средство для государственных интересов»; «посредством публичности утверждается прежде всего момент всеобщей осведомленности»[12]. Публичнось указывает на то, что государство есть публичная, или открытая часть общества. Публичность предполагает, что организация и деятельность государства «прозрачны» для своих собственных членов – индивидов и их множеств, а также для других государств, представлено (объявлено) им, связано с ними различными информационно-
Публичность государства – характеристика, имманентно присущая аппарату государства, всем его структурам и государственным служащим, облаченным властными полномочиями: их решения и действия должны находиться в «правовом поле» (иметь характер юридической связи), быть понятными, прозрачными, открытыми для граждан, подконтрольными институтам граждан с кого общества. Публичность означает, что решения и действия органов государственной власти должны иметь общесоциальную направленность, всеобщий характер, служить общей полые и общему интересу. Утрата государством данного свойства или его ослабление означает, что власть (которую символизируют ее представители в лице высших должностных лиц государства, чиновников, парламентариев) вырождается в свою противоположность, становится непубличной, корпоративной структурой, действующей в противоречии с общим интересом.
Применительно к обществу, государство предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов власти государство отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерогатив) – на использование силы, принятие общеобязательных нормативно-юридических актов и пр. Можно сказать, что государство в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам общества. Государство – это сила, которая должна выступать против монополизации власти. Сторонники распространенной в западной политологической концепции децентрализации власти исходят из того, что государству не принадлежит определяющая роль в современных властных отношениях. В частности, один из крупнейших представителей социальной и политической мысли Мишель Фуко считает, что каждая из составляющих современной социальной системы – государство, экономика и общество – в равной мере обладает своими властными отношениями, дисциплинарными технологиями и модусами функционирования. Государство – не как суверен, но как форма правления – проникает внутрь общества, хотя «неверно думать, будто дисциплинарные функции раз и навсегда присвоены и поглощены государственным аппаратом». Государство, в понимании М. Фуко, всего лишь одна из сфер приложения дисциплинарных технологий, один из многих центров дисциплинарной власти[14]. Но как верно замечено в другом источнике, государство, которое ничем не отличается от любой другой ассоциации или властной организации в обществе, вообще не может именоваться государством[15].
3. Государство есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению государство – это такое учреждение власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию и при том достигает данной цели исключительно цивилизованными (правовыми) средствами. В своих решениях и действиях властные структуры связаны правом и законом, реализуют предоставленные им полномочия в соответствии с общеразрешительным принципом правового регулирования («дозволено только то, что разрешено законом»), в то же время предоставляя (создавая фактические и юридически благоприятные условия) гражданам и их объединениям возможность (право) сообразовывать свои действия и поступки, осуществлять социально полезную деятельность на основе общедозволительного принципа («разрешено все, что не запрещено законом»).
В современном понимании государство не может быть ничем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым государством.
4. Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.
Слово «суверенитет» (англ. sovereignty; нем. souverenitat; франц. souverainete), как большинство употребляемых политологических и юридических терминов, имеет латинские корни. В переводе со старолатинского superanus (supremus) означает «наивысший». В правовой, философской и политической доктрине понятие «суверенитет» возникло в период становления наций в Европе, в эпоху буржуазных революций и было развито в работах Ж. Бодена, Т. Гоббса, И. Альтузиуса, Д. Локка, Ваттеля, Ж.Ж. Руссо и других философов и ученых.[16]
Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение суверенитета: суверенитет (от фр. souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти[17]. Понятие «суверенитет» длительное время было непосредственно связано с понятием «суверен-властитель», которое в прошлом активно использовалось мыслителями для определения государства[18].
5. Государство выступает в общественной системе как организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Одна из главнейших задач государства – разрешение противоречий между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. То есть государство и власть, политическое в целом призваны внести порядок и организованность в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Государство, даже самое демократическое, – это во многих отношениях механизм принуждения, насилия над людьми.[19]
Использование государством легитимного принуждения имеет, по меньшей мере, два значения.
Применение силы всегда было средством универсализации общественной жизни независимо от подлинных или мнимых оснований ее применения.[20] Во-первых, государство таким способом добивается цели поддержания в обществе необходимого правопорядка, принудительно побуждая недобросовестных адресатов права действовать в согласии с его требованиями. А во-вторых, и это принципиально важно, государство подобным путем добивается установления монополии на применение принуждения. Следовательно, государство выступает единственным контрагентом общества, полномочным в его интересах, в границах и формах, определенным правом «расходовать» принудительную энергию.
6. Сущность государства выявляется в его противоречии между классовым и общечеловеческим. В этом смысле сущность государства как бы раздваивается[21]. Так, уже возникновение государства было связано с необходимостью обслуживания не только интересов определенной группы людей (класса-собственника), но и общих интересов всего населения. Несмотря на то, что представители разных классов или каст не получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий и др.) государством защищались. Чем дальше в своем развитии по пути цивилизации продвигалось государство, тем в большей степени оно оказывалось способным обеспечивать общие интересы населения. Государство – это институт общества, обслуживающий его общие интересы и преследующий достижение общего блага. Государство возникает в силу потребностей общества, и весь свой потенциал оно призвано расходовать для достижения целей данного общества. Это один аспект сущности государства.
Поэтому другой, не менее важный, аспект состоит в том, что государство, возникающее для выполнения общих дел, функционирует в условиях социально асимметричного общества. В силу этого оно выходит из-под контроля общества, ограничивает, а то и подавляет естественное саморазвитие общества, а также свободу личности. Государство нередко становится на сторону самого сильного социального слоя, навязывая обществу нолю с точки зрения его интересов. Соответственно и его деятельности проявляются как общесоциальные мотивы, обусловленные задачами интеграции и организации общества в целом, так и корпоративные, связанные со специфическими интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества, обладающих реальными привилегиями в использовании ею ресурсов и материальной силы. В периоды политического противостояния государство не может быть ничем иным, кроме как организацией классового господства (что очень точно подметили классики марксизма-ленинизма). И лишь со снятием социальной напряженности между основными социальными силами государство преодолевает эту односторонность и становится политической организацией всего общества.
7. Сущность государства проявляется в том, что оно с самого своего возникновения призвано выполнять функции общественного «посредника». Оно выступает в роли социального арбитра в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.)[22], устанавливающего правила игры для всех участников общения и обеспечивающего следование им. Арбитражная роль государства вытекает из предназначения его публичной природы и социального предназначения. Общество всегда представляло собой взаимодействие различных социальных сил, оно есть средоточие интересов разных общественных групп людей. Объективно поэтому существует необходимость в особой социальной силе, которая всякий раз при столкновении различных интересов выполняла бы функции беспристрастного арбитра. С помощью легитимных средств государство призвано умерять столкновение противоречивых интересов, разграничивать и тем самым обеспечивать их удовлетворение цивилизованными способами.
В числе основных признаков государства в отечественной и зарубежной юридической литературе иногда называется такой признак, как наличие населения.[23]
Этот признак особо выделял, например, Г. Еллинек. Он писал: «Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории население имеет в государстве двоякую функцию»[24].
Отождествляя, по существу, два разных понятия – «население» и «народ», автор рассматривает население (народ); с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой – как ее объект. В этом, собственно, и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее, роль населения (народа) в любом государстве.
Не вдаваясь в анализ рассуждений автора относительно места и роли населения в государстве, по существу поставленного им вопроса о населении как об одном из основных признаков государства можно сказать следующее. Данная постановка вопроса, точнее, ее оправданность, вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института и организации. Поскольку население является «составной частью» не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытно-общинного строя. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства. Любое иное утверждение является весьма спорным.
В своем единстве вышеуказанные черты государства представляют ту исходную теоретическую конструкцию, которая позволяет мысли двигаться дальше, ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению рассматриваемого предмета. Движение теоретической мысли, направленное в конечном счете на выяснение подлинной сущности государства, предполагает выявление главного противоречия, лежащего в его основе и служащего основным источником его развития.[25]
Если обобщенно указать на назначение государства, то можно заключить, что государство выступает регулятивно-управленческим механизмом общества. Государство – это регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны[26]. Суть назначения государства может быть выражена формулой: «Государство – это хорошо организованная и эффективно работающая «машина власти».[27] Государство призвано действовать, систематически оказывать свое регулирующее воздействие на общество в целях его интеграции и устойчивого развития.
Как и любое явление социальной жизни, государство внутренне противоречиво. Это диалектическое противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовый и общесоциальный интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т. е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целый его поддержания.