Теоретические основы государственного и муниципального управления: принципы, методы, технологии, основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:54, реферат

Краткое описание

Исторический опыт свидетельствует, что без государства и формируемых им институтов – государственной и муниципальной власти, государственного и муниципального аппарата невозможно обеспечить целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие общественных отношений, права и свободы каждого человека и гражданина. В современных условиях государственное и муниципальное управление является главным ресурсом решения любых общественных проблем. Только на его основе и с его помощью возможно совершенствование общественных отношений и процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

foundations_of_management_theory.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

В целом принцип “дерева  целей” позволяет увязывать и  согласовывать множество целей  разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных и т. д.) для достижения главной цели. Представляется, что главной целью российского общества в современных условиях может и должно стать строительство демократического правового социального государства, способного обеспечивать уровень и качество жизни народа согласно международным стандартам, лидирующие позиции России в мировом сообществе. Главная цель должна расчленяется на отдельные составляющие – на ключевые цели подсистем государства, от реализации которых зависит ее достижение. Ключевые цели подсистем государства расчленяются на более частные. Благодаря такому приему достигается максимальная конкретизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Постановка системы  целей осуществляется на основе ситуационного анализа. Особое внимание уделяется контролю за достижением целей и оперативную выработку необходимых мероприятий.

Технология  управление по результатам широко применяется в Финляндии. Возникла в качестве реакции на неудовлетворенность американской системой управления по целям. Здесь цели имеют количественные показатели. Технология ориентирована на достижение конечных результатов. В понятие результат на Западе все в большей мере не только включается человеческий фактор – творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, но и отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. По существу, речь идет о создании механизма управления, направленного на формирование условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами и инструкциями, а творческим содержанием труда, материальными и моральными факторами;

В рамках проводимой в  Российской Федерации административной реформы особое внимание уделяется управлению по результатам. Целью его реализации является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных государственным органам организациях. Предполагается, что достижение этой цели позволит более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повысить эффективность использования их ресурсов.

Внедрение управления по результатам предполагает: создание системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности; разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства; внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей.

В процессе государственного и муниципального управления необходимо учитывать требования новой парадигмы управления. Основные положения новой парадигмы управления:

1.Социально-экономические системы, как правило, представляют собой открытые системы, вынужденные взаимодействовать со своими конкурентами.

2.Главным фактором эффективного управления является ориентация на  качество продукции и услуг, на удовлетворение ожиданий и ценностей потребителей.

3.Главной задачей управленцев является своевременная и адекватная реакция на изменения внутренней и внешней среды

4.Главным источником успеха являются люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.

5. Система управления должна быть ориентирована на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и адекватный стиль руководства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. – 4-е изд. - М., 2006.

Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления.- Новосибирск. 2006.

Зеркин Д. П., Игнатов  В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Изд. 3-е, доп. и переработанное. – М.- Ростов н/ Д. 2007.

Кноринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М. 2004.

Осейчук В. И. Конституционные  основы строительства демократического правового социального государства в России. - Тюмень 2006.

Осейчук В. И. Теория государственного и муниципального управления. Учебное пособие. – Тюмень,  2008.

Политико-административное управление. Учебник / Под общ. ред. В. С. Комаровского, Л. В. Сморгунова. М., 2004.

Эффективность государственного управления. - М. 1998.

Чиркин В. Е. Государственное  и муниципальное управление. –  М., 2005.

Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. – М, 2003.

 

 

 

 

1 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. М., 1999. С.30

2 Макиавелли Н. Избранное . - М., 1998. - с. 473.

3 Панарин А. С. Искушение глобализмом н. - М., 2002. - с. 141.

4 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций – 4-е изд.,  М., 2006. С. 252.

5 Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д. 2000. с. 212.

6 Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. - М., 2002. - с. 3

7 Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности . - М., 1996. - с. 197.

8 Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. - М. 2004. - с. 226.

9 Там же, с. 225.

10 Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д. 2000. с. 218.

11 Костиков В. Сердце устало от лжи / В. Костиков // Аргументы и факты. - 2005. - № 26.

12 Ильичев Г. Почти половина россиян считает бизнесменов вредителями // Известия. - 2005. -     15 июля.

13 Толковый словарь по социальным технологиям. 500 терминов. – М., 1994. – с. 220.

14 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций – 4-е изд.,  М., 2006. с. 32.

15 Социальные технологии государственного управления: Учебное пособие. – М., Н. Новгород, 1995.




Информация о работе Теоретические основы государственного и муниципального управления: принципы, методы, технологии, основные направления деятельности