Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 13:47, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.
Объектом исследования представленной работы является процесс формирования и становления исторических типов государства согласно формационному подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также изучить теории классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу.
Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
2 Типология государств: подходы в науке
2.1 Понятие «тип государства»
Понятие «тип государства» является важнейшей категорией теории государства и права как науки. Оно выражает социальное назначение государства, его место и роль в жизни общества, группы, индивида на разных этапах человеческой жизни.
Назначение государства проявляется:
- в социальном характере власти, ее принадлежности определенным классам, группам или обществу в целом;
- направленности деятельности органов высшей государственной власти на реализацию либо узкоклассовых, либо общезначимых потребностей;
- соотношении государства и гражданского общества, то есть степени вмешательства государственной власти в частную жизнь индивида.
В юридической науке за понятием "тип государства" не закрепилось достаточно определенного содержания. Это обусловлено тем, что для выделения типов государств используются различные классификаторы: социальные и формальные.
Так, если в западной политико-правовой науке государства типологизируются на основе формальных признаков: структуры институтов власти, способов их формирования, режимов взаимодействия властей, то в российской науке преимущественно используются социальные классификаторы, в частности принадлежность государственной власти определенным классам, общностям, индивиду.[17]
Вследствие этого в российской науке обычно используется понятие "исторический тип государства", которое включает в себя совокупность устойчивых признаков государства определенной общественно - экономической формации, выражающих его классовую сущность.
Правомерность исторической типологии государств не вызывает сомнения. Однако она не должна быть самодостаточной и исчерпывающей. Действительно, каждой исторической эпохе был присущ свой тип государства. Несмотря на многогранность и разносторонность рассматриваемого политического института, государство представляет собой явление конкретно-историческое, оно не может существовать вне времени и пространства. Так, современное французское государство вряд ли можно спутать с японским, как и Афинскую демократическую республику (V в. до н.э.) с Киевской Русью.
На протяжении многовековой истории человечества, сменяя друг друга, существовало множество различных государств. На каждом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением; оно отражало потребности существовавших в обществе групп, отдельных личностей. Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место другим. Все эти государства - малые, большие, средние - значительно отличались друг на друга. Не оставались неизменными на всех этапах эволюции сущность и социальное назначение государства, характер государственной власти, его место и роль в жизни общества.[18]
Однако не следует принижать значение и формальных признаков государства. Ведь оно в юридическом смысле представляет собой определенный правовой порядок, обладающий набором устойчивых черт, присущих определенному этапу исторического развития. Эти наиболее общие и существенные признаки государства конкретной исторической эпохи раскрывают его сущность и социальное назначение, позволяют тем самым выявить различия и сходства в организации и функционировании государств, как принадлежащих разным этапам эволюции человеческого общества, так и существовавших в рамках одного и того же периода. В связи с этим понятие "исторический тип государства" является составной частью более общего понятия "тип государства".
Теоретическое значение понятия "тип государства" состоит в возможности обнаружить за калейдоскопом сменяющих друг друга монархий, республик, олигархий, тираний, аристократий устойчивые черты, общие принципы, некоторую логику и закономерности. На наш взгляд, логика изменения политико-правовых институтов, их социального назначения обусловлена меняющимся соотношением государства и общества на каждом этапе исторического развития. Для выявления этой логики все многообразие государств, существовавших в истории человечества, необходимо сгруппировать на основе устойчивых (типичных) формальных и социальных признаков. Среди них следует выделить такие черты, как характер власти, принципы организации и функционирования государственной власти, ее назначение, роль государства в жизни общества на различных этапах его эволюции.
Практический смысл понятия "тип государства" состоит в его способности выявить исторически меняющиеся характер и роль государства в жизни общества на каждом этапе его развития, обнаружить достоинства и недостатки конкретно-исторических типов государств и на этой основе понять сущность и функции современного государства. Это важно для человека в контексте осознания своего места в системе современного государства. Таким образом, тип государства - это 'совокупность наиболее общих и устойчивых черт и признаков государства, присущих определенному этапу исторического развития, отражающих его сущность, содержание и социальное назначение.
Качественные изменения в характере и социальном назначении государства на различных этапах исторического развития могут быть выявлены с помощью различных критериев, позволяющих выделять устойчивые типы государств. В российской юридической науке преобладают две типологии государств - формационная и цивилизационная.
2.2 Формационная типология государств
Одной из наиболее распространенных
типологий государств является формационная.
Ее создателями были немецкие мыслители
К. Маркс и Ф. Энгельс. Они исходили из материалистического понимания исторического процесса,
согласно которому в основе всех социальных
изменений лежат перемены в экономике,
в способе производства материальных
благ. Для обозначения степени развития
общества они ввели понятие "формация"
(от лат. fonnatio - образование),[19]представляющу
Государство, его характер, социальное назначение, по их мнению, также зависят от способа производства, главным образом формы собственности на средства производства, обусловливающих деление общества на классы. Тип государства К. Маркс и Ф. Энгельс определяли исходя из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
В этих государствах: I) власть соответственно принадлежала экономически господствующему классу - рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом; 2) социальное назначение государства состояло в защите интересов классов-собственников посредством принуждения и насилия.
В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов. Класс-собственник стал монополизировать государственную власть в своих руках. Социальное назначение рабовладельческого государства выражалось в том, что оно отстаивало интересы класса-собственника, жестоко подавляло все формы социального протеста со стороны неимущих классов. Хотя следует заметить, что благодаря частной собственности античные государства имели форму республики.
В отличие от рабовладельческого феодальное государство функционировало: 1) на принципах сословной иерархии, то есть отношений сюзеренитета и вассалитета, господства и подчинения низших сословий высшим; 2) зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности на землю; 3) юридическом прикреплении крестьян к земле.
Так, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден. Высший слой феодального класса составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лаг. vassollus - слуга) французского короля первой ступени. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain - верховный сеньор территории), то есть от короля, и несли в отношении его определенные повинности: были обязаны выступать в военных походах короля в течение 40 дней, участвовать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если он был схвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были бароны. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне - рыцари, бывшие вассалами баронов. В основе вассалитета лежал принцип наделения землей.
Государственная власть принадлежала феодалам, крестьянство было лишено права участвовать в управлении государством. Социальное неравенство закреплялось в правовых актах государства. Преобладающей формой правления была монархия.
Буржуазное государство основано на отмене сословных привилегий и провозглашении принципа формального равенства. Частная собственность на средства производства делит общество на два класса: буржуазию и пролетариат. Пролетарии, лишенные средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу. Непримиримый характер интересов буржуазии и пролетариев заставляет первых прибегать к силе государства для подавления недовольства рабочего класса. Государство, таким образом, является орудием классового господства буржуазии.
Социалистическое государство по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, формируется как полная противоположность буржуазному. Оно является высшим типом неэксплуататорского государства - государством трудящихся, которым будут управлять сами трудящиеся. Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства, союзе свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство действует в интересах большинства, и по мере подавления сопротивления эксплуататорских классов, роста производительности труда и народного благосостояния оно должно отмереть.
«Однако, как показал опыт социалистического строительства в СССР, уничтожение частной собственности и огосударствление средств производства не являются гарантией социального равенства и создания демократического государства. Отчуждение трудящихся от собственности, превращение ее в так называемую общественную, оказалось на практике формой прикрытия политического господства высшей партийной и государственной бюрократии, узурпировавшей государственную власть и использовавшей ее в своих интересах».[20]
Авторы формационного подхода справедливо указали на существующую связь государства с экономикой и классовой структурой общества. Они смогли предложить единый классификатор типологии государств -принадлежность государственной власти конкретному классу. Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства (согласно данному подходу) представляет Собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого - феодальным, феодального -буржуазным, а буржуазного - социалистическим.
Однако наряду с известными достоинствами данный подход имеет недостатки. Прежде всего, абсолютизируется зависимость государства от экономики, а также классовый характер государственной власти и не уделяется достаточного внимания значению общесоциальных функций государства как механизма выражения и согласования интересов всего общества. Кроме того, не всякая государственная власть имеет - четко выраженный классовый характер. Например, государственная власть во времена Второй империи во Франции в период правления Луи Бонапарта (1802 - 1814) вообще не опиралась на какой-то класс, а, скорее, лавировала между классами и сословиями французского общества.
Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в обществах, в которых процессы классообразования лишь начались, или в переходных государствах. Это характерно для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию. И еще один недостаток рассматриваемой типологии - не во всех странах государство развивается, последовательно проходя стадии от рабовладельческого к феодальному, буржуазному и социалистическому. Например, восточные славяне перешли от первобытнообщинного строя сразу к феодализму, минуя рабовладельческую стадию развития. Более того, США не знали рабовладельческого и феодального государства и сразу создавали буржуазное.[21]
2.3 Цивилизационная типология государств
Фактическая история промышленно развитых стран опровергала абстрактное линейное понимание развития государства, основанное преимущественно на его экономической обусловленности. Другая типология государств основана на учете в развитии государства не только роли экономического фактора, но и географического, религиозного, психологического, культурного и других особенностей. Вся эта совокупность факторов объединяется понятием "цивилизация" (от лат. civil is - гражданский, государственный).[22] Под ней подразумевается определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры, Цивилизационный подход ввели в науку западные мыслители В. Гумбольд (1764-1835), О. Шпенглер (1880-1936), Л. Тойнби (1889 -1975), М. Вебер, И. Хайзинг (1887-1945), X. Ортега-и-Гассет (1883 -1995) и др. Цивилизация ими рассматривается как социокультурная система, имеющей определенные пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов.