Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Введение 3
Глава I. Происхождение и употребление термина 5
§1. Режимы Муссолини и Гитлера 7
§2. Критика СССР 7
Глава II. Теория тоталитарного общества 12
§1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 12
§2. Основные выводы анализа тоталитарной модели 13
§3. Теории тоталитарного общества 15
§4. Тоталитаризм и социализм 17
Глава III. 2. Сущность и условия функционирования тоталитарного
режима 19
§1. Причины тоталитаризма 19
§2. Институциональные и нормативные свойства
тоталитаризма 21
§3. Разновидности тоталитарного режима 24
Глава IV. Тоталитарные тенденции в демократических странах 27
§1. Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы 27
§2. Тоталитарные тенденции в США 27
Глава V. Критика правомерности понятия «тоталитаризм» 29
Заключение 31
Список литературы 32
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Происхождение и употребление термина 5
§1. Режимы Муссолини и Гитлера 7
§2. Критика
СССР 7
Глава II. Теория тоталитарного общества 12
§1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 12
§2. Основные выводы анализа тоталитарной модели 13
§3. Теории тоталитарного общества 15
§4. Тоталитаризм
и социализм 17
Глава III. 2. Сущность и условия функционирования тоталитарного
режима 19
§1. Причины тоталитаризма 19
§2. Институциональные и нормативные свойства
тоталитаризма 21
§3. Разновидности тоталитарного режима 24
Глава IV. Тоталитарные тенденции в демократических странах 27
§1. Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы 27
§2. Тоталитарные
тенденции в США 27
Глава V. Критика правомерности понятия «тоталитаризм» 29
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Исторически
понятие «тоталитарное
При
использовании в настоящее
Глава
I. Происхождение и употребление
термина
Тоталитаризм
- это полный (тотальный) контроль и
жесткая регламентация со стороны
государства над всеми сферами
жизнедеятельности общества и каждым
человеком, опирающиеся на средства
прямого вооруженного насилия. При
этом власть на всех уровнях формируется
закрыто, как правило, одним человеком
или узкой группой лиц из правящей
элиты. Осуществление политического
господства над всеми сферами
жизнедеятельности общества возможно
лишь в том случае, если власть широко
использует развитую карательную систему,
политический террор, тотальную идеологическую
обработку общественного
Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Автократическая
традиция в управлении обществом
была свойственна политической мысли
не только Востока, но и Запада. Тоталитарные
идеи обнаруживаются в политической
философии Платона и
Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.
Позже,
в начале XX в., тоталитарная мысль
воплотилась в политическую практику
в ряде стран, что позволило
§1. Режимы Муссолини и Гитлера
Термин
«тоталитаризм», впервые появившийся
у Джованни Амендолы в 1923 для критической
характеристики режима Муссолини, был
впоследствии популяризован самими
итальянскими фашистами. В частности,
в 1926 его начал использовать философ
Джованни Джентиле. В статье Муссолини
«Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм
понимается как общество, в котором
главная государственная
§2. Критика СССР
Параллельно, начиная с конца 1920-х на Западе стали звучать аргументы, что определённые черты сходства есть между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (Сталиным, Муссолини и Гитлером), стремящиеся к всеохватывающему контролю и призывающие порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели. Среди первых, кто обратил на это внимание, были анархисты Армандо Борги (1925) и Всеволод Волин (1934), священник Луиджи Стурцо (1926), историк Чарльз Бирд (1930), писатель Арчибальд Маклейш (1932), философ Хорас Каллен (1934). После показательных процессов 1937 года ту же идею стали выражать в своих работах и выступлениях историки Эли Халеви и Ханс Кон, философ Джон Дьюи, писатели Юджин Лайонс, Элмер Дэвис и Уолтер Липпман, экономист Кельвин Гувер и другие. Так, сенатор Уильям Бора в своём публичном выступлении в 1937 году назвал нацизм и коммунизм двумя собаками, лающими на конституционные правительства.
В 1939 году заключение Пакта Молотова — Риббентропа вызвало глубокую озабоченность на Западе, которая переросла в бурю негодования после вторжения Красной Армии в Польшу, а затем в Финляндию. Драматург Роберт Шервуд ответил пьесой «Да сгинет ночь», удостоенной Пулитцеровской премии, в которой он осудил совместную агрессию Германии и СССР против мировой демократии. Сценарист Фредерик Бреннан для своей повести «Позволь называть тебя товарищем» придумал слово «коммунацизм». В июне 1941 британский премьер-министр Уинстон Черчилль сказал, что нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма (что созвучно его же высказыванию, сделанному после войны: «Фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма»).
После
начала Великой Отечественной войны
и в особенности после
Подобные критические взгляды на СССР с самого начала вызывали острые споры, однако в годы холодной войны приобрели массовую популярность и были подхвачены антикоммунистической пропагандой. Многие либералы, социал-демократы, христианские демократы, анархисты и другие идеологические противники фашизма, нацизма и сталинизма стали сторонниками теории («тоталитарной модели»), что все три системы являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма. Так, 13 мая 1947 президент США Гарри Трумэн сказал: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне всё равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими». Наряду со словом «тоталитарный», по отношению к коммунистической идеологии использовалось выражение «красный фашизм». В то время как одни считали подобный подход спорным, другим он казался очевидным. Так, генерал Джон Дин опубликовал книгу «Странный союз», в которой выразил искреннее сожаление, что русский народ не видит сходства между режимами в родной стране и в побеждённой нацистской Германии.
Статус научной концепции за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где он был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра»
Тоталитарная модель стала также предметом научных исследований таких специалистов, как Арендт, Фридрих, Линц и др., которые занимались сравнительным анализом советского и нацистского режимов. Согласно модели, целью тоталитарного контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. Всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций. Центральное место в концепции занимал беспрецедентный террор, связанный с Холокостом и ГУЛАГом. Сторонники концепции полагали, что тоталитаризм качественно отличался от деспотичных режимов, существовавших до XX века. Однако до сих пор специалисты не пришли к единому мнению, какие именно черты следует считать определяющими для тоталитарных режимов.
После
начала хрущёвской «оттепели» теория
претерпела серьёзный кризис, поскольку
не могла объяснить процесс
В
1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения
режима в СССР, термин «тоталитаризм»
стал всё реже употребляться советологами,
однако продолжал оставаться популярным
среди политиков. В своём эссе
«Диктатура и двойные стандарты»
(1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что
следует отличать тоталитарные режимы
от авторитарных. Согласно Киркпатрик,
авторитарные режимы заинтересованы преимущественно
в своём собственном выживании
и поэтому, в отличие от тоталитаризма,
допускают отчасти автономное функционирование
элементов гражданского общества, церкви,
судов и прессы. Отсюда был сделан
вывод, получивший известность при
Рейгане как «доктрина