Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:33, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Введение 3
1. Форма государственного устройства. Понятие и классификация 6
2. Унитарное государство 11
2.1 Понятие унитарного государства. Его основные признаки 11
2.2 Виды унитарных государств 14
3. Федерации 18
3.1 Понятие федерации. Основные признаки 18
3.2 Виды федераций 22
3.3. Отличие федеративной формы от унитаризма 28
4. Проблемы федерализма в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРНЫЙ (г. Петрозаводск) ФИЛИАЛ
(СФ РПА Минюста России)
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Унитарное и федеративное государство
Выполнил студент 1 курса 113 группы заочного отд-я на базе ВПО |
Научный руководитель: Кандидат юридических наук, доцент Голенок Светлана Геннадьевна _______
Дата защиты «__»___________20___г. Оценка ________________________
Подпись научного руководителя ____________________ |
Петрозаводск 2014
Оглавление
Актуальность данной темы определяется
практическими потребностями государства.
Традиционно отечественная теория государства
и права всегда выделяла в форме государства
три основных, взаимосвязанных блока:
форму правления, форму национально-государственного
и административно-
И если форма правления отвечает
на вопрос о том, кто и как правит, то политический
режим характеризует, как, каким способом
осуществляется государственная власть
в конкретном обществе, форма же национально-государственного
и административно-
Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация, унитарное государство, конфедерация. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.
Цель данной курсовой работы – анализ унитарного и федеративного государства, их основных черт, признаков и особенностей. В соответствии с этим следует выделить следующие задачи:
В теории государства и права вопрос о форме государственного устройства как составной части формы государства является одной из самых распространенных тем для обсуждения. Большинство авторов признают неоспоримость двух основных форм государственного устройства – федерацию и унитарное государство.
Формы государственного устройства разнообразны и сугубо индивидуальны. Унитарная форма государственного устройства являются преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, практически все страны Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.
При многонациональном составе населения государственное устройство может быть сложным, включающим различные юридические формы сосуществования наций в рамках единой территории (например, федерация и автономия); с возможностью использования и унитарной формы «смягченной» учетом национальных особенностей регионов и деконцентрацией определенных функций государственной власти от центра к периферии. При мононациональном составе населения используется, как правило, простое государственное устройство с выдвижением на первый план унитарной формы государства как слитного (неделимого) целого, отличающегося полным политическим единством с концентрацией важнейших функций в руках центральной власти.
Государства, имеющие формой государственного устройства федерацию и унитаризм, расположены в разных уголках земного шара. И у каждого из них, помимо общих черт, есть свои специфические особенности. Данная курсовая работа ставит перед собой задачу охватить своим вниманием эти особенности.
Для любого государства возникает необходимость построить территориальную организацию государства, так как оно всегда имеет ограниченную территорию, на которой проживают граждане (подданные) этого государства.
История существования государства
свидетельствует о том, что во все века
разные государства отличались друг от
друга внутренним строением (структурой),
то есть способом территориального деления
(административно-
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории.
Форма государственного устройства
- это национальное и административно-
Вопрос о форме государственного устройства как составной части формы государства является одной из самых распространенных тем для обсуждения. Большинство авторов признают неоспоримость двух основных форм государственного устройства – федерацию и унитарное государство2.
Анализ содержания государственного устройства предполагает рассмотрение ряда элементов, которые в совокупности составляют понятие государственного устройства.
Форма государственного устройства показывает:
Формы государственного устройства разнообразны и сугубо индивидуальны, но без них не сможет полноценно существовать и функционировать государство.
Таким образом, в зависимости от внутреннего состава государства и характера взаимоотношений его субъектов могут быть использованы различные принципы государственного устройства - федерализма или унитаризма, с помощью которых устанавливаются специфические способы сохранения целостности и стабильности соответствующего государства. Разумеется, применение данных принципов зависит не только от состава национальных субъектов государства, но и форм территориальной организации населения и его взаимоотношений с публичной властью. Поэтому возможности государственного устройства могут быть раскрыты на базе любого из указанных принципов при наличии как национальных, так и территориальных субъектов государства.
Мировой конституционной практике известны три основные формы государственного устройства:
Существует мнение, что унитарные государства – мононациональные, а федеративные – многонациональные. Но в действительности и унитарное государство может быть многонациональным. Так многонациональными государствами унитарного типа являются Афганистан, Болгария, Китай, Пакистан и др.
Наиболее сложной из приведенной выше классификации (по внутреннему составу государства и характеру взаимоотношений между субъектами) является форма федерации. Большинство известных международной политической жизни классических федераций возникло в результате перерастания из конфедеративных союзов в единые государства. Поэтому в них содержатся некоторые характерные элементы как первого, так и второго, в силу чего при определении юридической природы федерации следует обращать внимание на четкое отграничение, с одной стороны, федерации от конфедерации, с другой - федерации от формы унитарного государства.
Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами. Данный принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно Декларации 1970 г.3 и Заключительному акту 1975 г.4 государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства "являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера".
Независимо от форм национально-государственного
устройства территории государств подразделяются
на административно-
Комплексное применение экономического,
национального и политического принципов,
с учетом сложившихся традиций и иных
факторов, позволяет осуществить рациональное
выделение административно-
Таким образом, государственное устройство является одним из компонентов, характеризующих форму государства. Если форма государства выражает способ организации государственной власти, то государственное устройство дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти. Государственное устройство можно определить как способ организации территории государства и проживающего на этой территории населения.
В историческом плане унитаризм явился сравнительно прогрессивной формой политико-территориального устройства с точки зрения создания сильной централизованной власти, объединения государства и т.п. Считается, что унитарное государство явилось противовесом феодальной раздробленности.
Унитарное государство - форма
государственного устройства, при котором
территория государства, в отличии от
федерации не имеет в своем составе федеративных
единиц, а подразделяется на административно-
Административно-