Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:33, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Введение 3
1. Форма государственного устройства. Понятие и классификация 6
2. Унитарное государство 11
2.1 Понятие унитарного государства. Его основные признаки 11
2.2 Виды унитарных государств 14
3. Федерации 18
3.1 Понятие федерации. Основные признаки 18
3.2 Виды федераций 22
3.3. Отличие федеративной формы от унитаризма 28
4. Проблемы федерализма в Российской Федерации 32
Заключение 36
Библиографический список 40
Унитарное государственное
устройство предполагает существование
единого государства, подразделяющегося
лишь на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
Исходя из основных признаков
унитарного государства можно сделать
вывод, что унитарное государство обладает
единой структурой государственного аппарата
на всей территории страны. Парламент,
глава государства, правительство распространяют
свою юрисдикцию на территорию страны.
Их компетенция (функциональная, предметная,
территориальная) ни юридически, ни фактически
не ограничивается полномочиями каких-либо
местных органов, но вместе с тем эта компетенция
может быть распределена (по некоторым
вопросам) между центром и местами, как
правило, на договорной или конституционной
основе. Все административно-
Для унитарного государства характерна единая система права, базу системы образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти, их собственная нормо-устанавливающая деятельность имеет только подчиненный характер, распространяясь на соответствующую локальную территорию6.
В унитарном государстве действует единая судебная система, которая руководствуется общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы представляют собой звенья единой централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов, т.е. налоги поступают в центр, а из центра уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
Унитарный государства можно классифицировать по следующим признакам:
— централизованное - строгая
субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра,
их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия)
— децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются
и управляются населением, органам центральной
власти они прямо не подчинены, но подотчётны
(Великобритания, Швеция,Япония
Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства ,где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
Следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.
Таким образом, унитаризм предполагает
централизацию всего государственного
аппарата, прямой или косвенный контрой
над муниципальными органами, создаваемые
в административно-
Подводя итог вышесказанному,
можно заключить, что унитарное государство
– это единое государственное образование.
Государство при этом делится лишь на
административно-
Более сложной формой государственного устройства является федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета9.
Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.
Федеративная форма государственного устройства встречается значительно реже. Ее придерживаются свыше 23 государств, 1/3 всего населения земного шара проживает в федеративных государствах, это к примеру: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия, Танзания, Эфиопия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Австралия и др.
Сам термин «федерация» происходит от латинского слова "foedus", которое переводится как «договор» или «союз», что нередко служит основанием для определения федерации как союзного государства, основанного на договоре ряда государств. Это не вполне точно с позиции юридического, а не просто грамматического толкования. Дело в том, что понятие союзного государства гораздо шире, чем понятие федерации как с точки зрения сферы охватываемых отношений, так и форм объединения государств (к формам союзного государства, помимо федерации, могут относиться личные или реальные унии, формы вассалитета и суверенитета, содружества государств, ассоциативные формы). К тому же в своем большинстве федерации – это не союзы, основанные на договоре.
Таким образом, федерация как форма государственного устройства – это единое государство, объединяющее в своем составе либо состоящее из выделяемых в пределах ее территории самостоятельных государственных образований, обладающих властью в отношении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной власти. Значит федерация – это уже не союз разрозненных государств, каковым является конфедерация, а единое государство, которое может быть союзным, если в его основе лежит союзный договор, либо не обладать качеством союзного государства. Но в любом случае она является государством, существующим сверх и наряду с теми государствами (или иными образованиями), которые входят в ее состав.
Отличительные признаки федеративного государства:
— установление единой общефедеральной государственной политики, т.к. основной принцип зарубежной федерации – она должна служить сложению внутренних сил;
— устанавливается равенство субъектов при распределении компетенции, т.е. нет зависимости от экономического положения субъекта;
— достаточная степень реализации полномочий субъектов федерации;
— достаточные материальные ресурсы для развития субъектов федерации.
Эти полномочия должны обеспечивать целостность, экономическую и политическую независимость государства в отношениях с другими странами.
Исключительная компетенция провинций в Канаде: они могут сами решать все вопросы управления, кроме исключения (замены) формы правления.
Важно также отметить, что «в последние годы термин «федерация» становится размытым, что произошло не без влияния сначала известного американского политолога Д. Элейзера, а затем другого американского социолога А. Лейпхарта».10 К федерациям в западной литературе теперь относят ООН, федерализм видят в отношениях этнических групп и другого населения в Швеции и Норвегии, в структуре политической системы общества и т.д. На наш взгляд, это ошибочное мнение, так как здесь происходит смешивание государственного и негосударственного федерализма и из понятия федерации исключается главное – сочетание двух государственных (хотя и неодинаковых) властей.
Различают следующие виды федераций по определенным признакам: