Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 02:51, курсовая работа

Краткое описание

Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, содружество, империя, уния и др. Таким образом, целью курсовой работы является определение понятия «форма государственного устройства», а предметом — раскрытие характерных черт видов форм государственного устройства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного устройства 5
Глава 2. Унитарное государство 10
§ 1. Понятие и признаки унитарного государства 10
§ 2. Виды унитарного государственного устройства 12
Глава 3. Федеративное государство 17
§ 1. Понятие и признаки федеративного государства 17
§ 2. Виды федеративного государственного устройства 22
Глава 4. Межгосударственные объединения 26
Заключение 32
Библиография 36

Вложенные файлы: 1 файл

курс. переделанная.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В литературе выделяется довольно большое количество различных видов объединений государств, к которым относят империю, инкорпорацию, конфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сюзеренитет, унию, фузию.

Исторически первой формой интеграции государств была империя, под  которой обычно понимают насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Ее отличительными особенностями являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения19.

Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи, однако в современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать исключительно добровольный, договорный метод объединения государств.

В средние века с учетом появления новых государств, при  условии их различного правового  и политического статуса на международной арене появились такие формы объединений государств, как сюзеренитет и протекторат. Как отмечается в литературе, протекторат означает такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Во внутренней политике последнее обладает определенной самостоятельностью. При этом соответствующие органы покровительствующего государства, одновременно осуществляют компетенцию защищаемого государства. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией20. Сюзеренитет как форма международно-правовых отношений существовал между сильными и более слабыми (вассальными) государствами.

Среди монархических государств в период Нового времени получает распространение такой вид объедения государств, как уния. Уния представляет собой общность государств, возглавляемых единым монархом. Примерами унии были уния между Саксонией и Польшей (1697 – 1763 гг.), возникшая вследствие передачи польской короны Августу Сильному, уния Швеции и Норвегии (1814 – 1905 гг.), в которой помимо общего монарха общими были только органы внешних сношений.

С развитием международной  интеграции стали выделяться самостоятельные формы межгосударственного устройства такие как кондоминиум, фузия и инкорпорация.

Кондоминиум — это совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет на основе соответствующего соглашения. В качестве примера приводится тот факт, когда соглашением 1899 г. Великобритания и Египет установили кондоминиум над Суданом.

Фузией признается слияние государств, в результате которого появляется новое государство. В качестве примера можно привести воссоединение ФРГ и ГДР.

Инкорпорация определяется как включение одного государства  в состав другого на основании соглашения. Инкорпорацией, как полагают многие, было присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940г.

Несмотря на то, что  первые конфедерации появились еще  в средние века, отличительной особенностью конфедерации от рассмотренных форм межгосударственных объединений является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г., Германский союз с 1815 по 1876 г.

Конфедеративная форма  государственного устройства — это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер21.

Для конфедеративной  формы государственного устройства характерны следующие черты22:

1. Конфедерация образуется  на основе соответствующих договоров. 

2. Субъекты конфедерации  имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где попытка выхода рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.

3. Суверенитет в конфедерации  принадлежит государствам, входящим  в ее состав. Никакие решения  союзной власти не имеют силы  без согласия субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением.

Международные договоры с конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным образом для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы ведения  конфедерации входит небольшой  круг вопросов. Он включает вопросы  войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях  образуются только те государственные  органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти.

6. Парламент конфедерации  формируется представительными  органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедерации  лишены властных полномочий. Как  правило, акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого  действия: они адресованы не гражданам,  а органам власти субъектов конфедерации.

8.  Субъектам конфедерации  принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании  либо отказ в применении актов  союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации  имеют право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг,  капиталов.

11. Как правило, в  конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12. Воинские формирования  набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное  их подчинение государственным  органам конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях  нет союзного гражданства.

На текущий  момент существует одно лишь образование, которое обладает названными признаками и может называться конфедерацией, — Европейский союз. Однако традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Так, в Европейском Союзе дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, введена единая валюта (евро), а также планируется создание общей обороны.

В теории государства выделяются новые формы объединений государств, сформировавшиеся уже в ХХ в. — это содружество и сообщество государств.

А. Б. Венгеров называет содружество весьма редким, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованным объединением государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности23.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, это было у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов). Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При написании курсовой работы ставилась цель — определить понятие «форма государственного устройства»  и раскрыть характерные черты форм государственного устройства, таких как унитарное государство, федеративное государство и межгосударственных объединений. Я считаю, что данная цель достигнута, хотя в формате курсовой работы полностью сделать этого невозможно. Итак, перейдем к обобщению достигнутых результатов.

В первой главе курсовой работы давался анализ понятия «форма государственного устройства», рассматривались различные точки зрения на его определение, в результате чего был сделан вывод, что форма государственного устройства обладает следующими признаками: 

— во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства;

— во-вторых, этот элемент показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— в-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов;

— в-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства.

На форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Традиционно выделяют две  формы государственного устройства — унитарную и федеративную.

Унитарное государство  – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

Разновидности унитарного государственного устройства в зарубежных странах различают в зависимости от того, как юридически строятся отношения между центральными и региональными органами государства — на началах централизации или децентрализации. Исходя из этого выделяют два вида унитарных государств: централизованные и децентрализованные. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Для федерации характерно следующее:

— двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации  имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

— компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

— существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

— двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

— наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

— двухканальная система налогов;

— суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

— у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Кроме названных двух форм государственного устройства выделяют еще и межгосударственные объединения, к которым относят империю, инкорпорацию, конфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сюзеренитет, унию, фузию.

Информация о работе Форма государственного устройства