Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – наиболее полно охарактеризовать функции государства с учетом специфики российского государства в условиях, сложившихся к 2008 году.
Цель исследования обусловила следующие конкретные задачи:
-выделить основные признаки функций государства,
-сформулировать определение понятия функции государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА КАК ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...9
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………….. .9
1.2. Соотношение функций государства и типа государства……………15
1.3. Факторы, влияющие на изменение функций государства………......20

2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………...24
2.1. Критерии классификации и классификация функций государства..24
2.2. Содержание функций современного государства………………… 29

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

 К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита  прав и свобод граждан и многое другое.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции государства. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом, используя карательные органы – армию, полицию) своих классовых противников. Подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется внесудебное преследование, осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, классовые противники устраняются физически. Для последующих этапов развития государственности характерно экономическое принуждение с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе (эмиссии), с помощью трудового законодательства (система штрафов, ограничений в заработке,  трудовая повинность и т.п.).20

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Основы существования некоторых народов в конкретных условиях проживания на определенной территории, с определенными географическими, климатическими и иными характеристиками перерастают в «вечные вопросы», в постоянный предмет государственной деятельности. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции. У некоторых народов традиционно сохраняются такие функции государства, как поддержание мореплавания и морской торговли ( у островных государств), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны).

В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм их обновления. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Как отмечает А.Б. Венгеров, прежде всего на функции оказывает определяющее влияние научно- техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений. Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные направления деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая происходит от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования и т.п.).21

Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства, можно отнести экологический фактор. Если современные государства не возьмут на себя обязанность поддерживать необходимые условия существования людей на своей территории, и не станут взаимодействовать с другими государствами, то в самое ближайшее время, по мнению А.Б. Венгерова, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис.22

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетарного значения  - еще одно сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

Таким образом, на изменение функций государства оказывают влияние следующие факторы, которые можно выделить в качестве основных: форма государства и его сущность,   национальные и территориальные особенности, научно-техническое развитие цивилизации, экологический фактор, интернационализация мировой экономики, субъективные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

2.1 КРИТЕРИИ  КЛАССИФИКАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние считается общепринятым. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

Так, В.В. Лазарев к внутренним функциям относит: установление и охрану правового порядка, охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан, экономическую, культурную, социальную, экологическую; к внешним автор относит: поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства и сотрудничества, защиту государственного суверенитета от внешних посягательств.23

Т.Г. Шестаев к внутренним функциям относит: охранительную, экономическую, социальных услуг, обеспечение и защиты граждан, культурно-воспитательную, природоохранную, к внешним функциям автор относит: защиту государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей, борьбы с международными преступлениями, участие в международной охране окружающей среды.24

Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций, а всякая функция, объявленная внутренней, имеет свой внешний аспект, и наоборот. Действительно, деление государственных функций на внутренние и внешние имеет условный характер, т.к. они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга.  

А.Б. Венгеров обращает внимание на важность разграничения сферы деятельности и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации,25 что также можно расценить в качестве критерия классификации государственных функций.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству  на всех этапах его существования и развития, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, обусловлены спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. С.А. Комаров приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя.26

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции. Н.В. Черноголовкин под основными функциями понимает «…наиболее важные направления деятельности государства, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными – «..относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций  как элемент их внутренней структуры».27 Данное представление об основных и неосновных функциях, как отмечает Н.Н. Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.28

Однако существуют и иные точки зрения. Так, С.А. Комаров называет функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновые функции автор называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов, общие функции государства осуществляются  через отдельные функции государственных органов, и наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными», на наш взгляд, было бы ошибочно».29

Необходимо упомянуть о проблеме существования у государства главной функции и второстепенных функций. В этой связи высказывается мнение о том, что «…главной функцией государства не может быть признана хозяйственно- организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни…», а в качестве таковой может быть признана «…охрана интересов человека, защита его прав…».30 Безусловно, что при рыночной экономике сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны  весьма ограничена, но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Как отмечает М.Н. Марченко, « У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной основной ( главной) функции….охрана интересов человека, его прав – это скорее не функция, а основная цель, задача..»31

К числу критериев классификации функций государства можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно- распорядительная, правоохранительная. Соответственно, и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживаются С.А. Комаров и А.Б. Венгеров.32 А.Б. Венгеров  к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную. Специфика информационной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.33

Классификация функций государства может быть также проведена на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеральном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества  (союза государств) и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

Западные теоретики, - приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» ( Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.), - считают, что современному государству свойственны следующие функции: 

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечение полной занятости,

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики, на осуществление ее планирования,

в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан. 34 

Таким образом, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, политика, безопасность, духовная жизнь общества, экология. Поэтому возможно предложить и следующую классификацию функций государства как во внешней, так и во внутренней его деятельности: экономические, социальные, политические, охранительные, идеологические, экологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Экономическая  функция  выражается  в   выработке   и   координации государством  стратегических  направлений  развития   экономики   страны   в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем  в  условиях  рыночных  товарных отношений,  государственное   регулирование   экономики   осуществляется   в основном  экономическими,  а  не  административными  методами.  Для   такого государства характерна свобода  и  самостоятельность  собственника,  которые обеспечивают реальное равенство и независимость как  производителей,  так  и потребителей социальных благ.

Существует   два   основных   экономических   метода   государственного регулирования:

1.определенная и достаточно жесткая налоговая политика,  которая  позволяет    государству   успешно   решать   его   социальные   задачи,    а    также перераспределять   часть   национального    дохода    в    целях    более

сбалансированного развития производительных сил общества;

2.создание наиболее благоприятных условий хозяйствования  в  приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую  выгоду  обществу  в целом ( займы и субсидии, контроль за ценами, регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции  и т.д.).

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация