Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – наиболее полно охарактеризовать функции государства с учетом специфики российского государства в условиях, сложившихся к 2008 году.
Цель исследования обусловила следующие конкретные задачи:
-выделить основные признаки функций государства,
-сформулировать определение понятия функции государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА КАК ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...9
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………….. .9
1.2. Соотношение функций государства и типа государства……………15
1.3. Факторы, влияющие на изменение функций государства………......20

2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………...24
2.1. Критерии классификации и классификация функций государства..24
2.2. Содержание функций современного государства………………… 29

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая  деятельность  современного  правового  государства  имеет следующие два направления.

Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в  целом выражается, во-первых, в  формировании  государством  бюджета  и  контроле  за  его расходованием; в составлении программ экономического  развития  в  масштабах страны; в финансировании программ промышленных  и  научных  исследований;  в выдаче  субсидий  производителям  материальных   благ   для   стимулирования производства. В  государственном  регулировании  экономических  процессов   участвуют высшие местные органы государственной  власти,  а  также  специализированные учреждения. Стимулирующее воздействие  на  экономику  оказывают  и   местные  органы государства.  Они  обеспечивают  приток  капитала  и  развитие  бизнеса   на подопечной территории   с  целью  получения  больших  средств  для  местного бюджета. Экономическая   функция   государства   в   основном   заключается   в регулятивных, стимулирующих,  консультационных  действиях,  но  ни  в   коем случае не в создании  распределительных  или  запретительных  механизмов.  В современном  гражданском   обществе   только   хозяйственные   единицы    и производители  могут  решать,  какие   органы   государственной   власти   и хозяйственного управления им нужны, в  чем  должны   состоять  функции  этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

Во- вторых, экономическая  деятельность   государства   выражается   также в непосредственном   хозяйственном    руководстве   государственным   сектором экономики (на государственных предприятиях, в  учреждениях  и  т.п.).  Здесь государство выступает  собственником  средств  производства,  производителем материальных  благ и услуг. Методы его влияния  на  экономические  отношения складываются в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от  общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Особо следует остановиться на финансовом  контроле, который   выражается   в   выявлении   и   учете государственных доходов производителей. По закону часть этих доходов в  виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения  социальных и других общегосударственных  нужд.  Государство  осуществляет  контроль  за правильностью расходования налогов. Высший  финансовый  контроль   за   доходами   и   расходами   является прерогативой парламента. На местах эти  функции  выполняют   местные  органы власти. Во всех  государствах  широкими  правами  такого  контроля  обладают министерства финансов. Финансовый контроль осуществляют  государственные таможни,  которые   контролируют   провоз   материальных   ценностей   через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный  сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под  контролем  таможенных ведомств, идет в доход государства. Эффективный  финансовый  контроль  позволяет   государству  накапливать определенные  средства с целью  их  дальнейшего  использования  в  интересах государства.

Говоря об экономической функции государства, нельзя не упомянуть и об интеграции в мировую экономику. Несовместимость экономических систем различных типов общества, ограничения торговли из политических соображений не всегда позволяют наладить отношения партнерства, но при этом переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях является проблемой государственно- правового характера.

Социальная  функция  государства  призвана  обеспечить   социальную защищенность личности, нормальные условия жизни  для  всех  членов  общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ  осуществляется  и помимо   свободного   эквивалентного   обмена   между   производителями    и потребителями.   Его    социальная    политика    предполагает,    во-первых, распределение  социальных  благ  независимо  от  трудового  вклада  в  целях обеспечения  достойного  уровня  жизни  для  тех,  кто  в   силу   различных объективных причин не  может  полноценно  трудиться.  Во-вторых,  государство выделяет  необходимые  средства  на   здравоохранение,   культурный   отдых, просвещение, строительство, четкую работу  транспорта  и  связи.  Тем  самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан  на  охрану  здоровья,  на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями  культуры,  то есть  тех  социальных  прав,   которыми   должны   в   максимальном   объеме пользоваться все граждане государства.

Становление  социального  правового  государства  проходит  сложный   и болезненный путь.

Первоначально, развитие  и  обогащение  общества  ведет  к расслоению его на бедных  и  богатых.  Формально  провозглашенное  равенство воспроизводит  неравенство  материальное,  порождающее   кризис   и   острые социальные конфликты в обществе.  И  лишь  постепенно  правовое  государство приобретает черты государства  социального,  дополняет  формальные  гарантии свободного   развития   личности   материальными    гарантиями    социальной защищенности.  В  целом  же  современное  правовое  государство  гарантирует реальную  социальную  защищенность  всем,  кто  находится   в   экономически невыгодном положении.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление  правовых основ общественной и  государственной  жизни,  социальное  регулирование  по принципу уравниловки постепенно вытесняется.

Только   в   условиях   свободы   и   экономической   самостоятельности производителями  материальных  и  духовных  благ  государство  в   состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Суть политической функции государства выражается в закреплении и охране  существующего политического и конституционного строя, развитии политической системы общества, демократии, народовластия, реального осуществления гражданами своих прав и свобод.

Охранительная функция – это  деятельность  государства,  направленная  на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных  предписаний всеми  участниками  общественных  отношений ( охрана правопорядка) и деятельность государства, направленная на оборону государства от нападений других государств. 

В  правовом  государстве,  где общественная  и  государственная  жизнь  строится  на  основе   справедливых законов,  интересы  общества,  государства,  личности  охраняются  от  любых незаконных посягательств. Государство призвано  реально  обеспечить,  в  том числе с помощью  специальных  органов  (суда,  прокуратуры  и  т.д.),  такой порядок в общественной  жизни,  который  бы  полностью  отвечал  требованиям правовых  норм,  заложенным   в  них  началам  свободы   и   справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране –  задача  всего  государства, всей системы органов.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных проблем последнего времени. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм. Незаконная торговля оружием – вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. 

Оборона государства выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Практическое выполнение функции обороны возложено на особые государственные организации, они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности  граждан. К таким особым государственным организациям относятся: российская армия, службы внешней разведки, служба безопасности, милиция и т.д.

Идеологическая ( культурная, духовная) функция государства связана с организацией и поддержкой образования, науки, культуры, технической и литературной, художественной и иных видов творческой деятельности.

Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно  важная  деятельность  любого современного государства,  мирового  масштаба  в  целом.  Земля  как  объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального  и  нравственно чуткого  отношения.  В   современных   государствах   разработано   обширное природоохранительное    законодательство,    которое    четко     регулирует деятельность  людей  и  различных  организаций   в   области   использования природной среды (приняты  законы  об  охране  животного  мира,  атмосферного воздуха,  природных  ресурсов,  вод,  земли,  лесов).  Во   многих   странах разработаны и действуют национальные программы по охране  окружающей  среды. В США, например, имеется законодательство о национальной политике  в  области  охраны окружающей  среды, разработаны  долгосрочные  программы  по  предупреждению загрязнения  атмосферы,  водоемов,  почвы   производственными   и   бытовыми отходами. В Великобритании, России, Казахстане, на Украине и  других  государствах существуют  специализированные  министерства  и  ведомства  по  контролю   и регулированию деятельности в области окружающей среды,  функционирует  целая система   законодательных  актов,  которые  предусматривают   жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований.

Таким образом, раскрытие содержания функций государства позволяет всесторонне рассмотреть деятельность современного государства и продемонстрировать взаимосвязь всех направлений его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат, за взысканием причитающейся заработной платы работники были вынуждены обращаться в суд (примером тому может послужить дело по искам К., В., Ф., С., А., Г., К., И. к Станции скорой медицинской помощи о взыскании заработной платы).35 Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений, не верили в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

С такими трудностями столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году, в таких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста. Ситуация, сложившаяся за многие годы в нашей стране, породила необходимость создания программы, которая бы помогла решить приоритетные проблемы. Так была создана программа приоритетных национальных проектов. Она была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.

При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). При выборе приоритетных направлений учитывалось то, что именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Кроме того, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

К первоочередным шагам в реализации национального проекта в сфере здравоохранения относятся повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам); денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам; вакцинация; обследование новорожденных; профессиональная переподготовка. В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация и родильный дом получают определенную сумму денежных средств. Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 г. С 1 января 2007 г. выплаты по каждому сертификату увеличены на 1000 руб.  

Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты), двух бизнес - школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, выделение денежных средств из бюджета на стимулирование инновационных программ, на закупки учебного оборудования, школьных автобусов, подключение школ к Интернету. Для реализации задачи дать стимул к движению вперед в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере окончательно ушли в прошлое планово-административные методы строительства. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости). Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке. Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться как минимум до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация