Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «История государства и права зарубежных стран»
1.Задачи науки «История государства и права зарубежных стран». ИГПЗС – это общественная историко-правовая наука о гос-ве и праве зарубежных стран в процессе возникновения и развитии в хронологической последовательности, а также в конкретной обстановке на основе появления исторических закономерностей. Данная дисциплина явл-ся исторической, т.к. рассматривает историю возникновения и эволюцию гос-венных организаций правовых систем и явл-ся правовой, т.к. рассматривает такие правовые явления, как гос-во и право. В отличие от общей истории ИГПЗС исследует общ-во не в целом, а изучает исторические процессы. ИГПЗС ставит целью выявление исторических закономерностей развития гос-ва и права. Чтобы понять современное гос-во и право, необходимо знать, как они возникли, какие основные этапы прошли, какие причины влияли на их форму и содержание. Предмет ИГПЗС определяется тем, для чего, с какой целью мы изучаем материал. Предмет учебной дисциплины ИГПЗС составляют следующие элементы: 1. Понятие учебной дисциплины уже, чем наука, ибо в рамках учебной дисциплины мы изучаем на всемирную историю гос-ва и права, а лишь ту часть, кот. освещает преимущественно историю тех гос-в, где процессы развития гос-венности и права отмечают особенностями, спецификой, закономерностями, либо оставили заметный след в истории. 2. Данная дисциплина – средство дать панорамную картину видения движения государственно-правовых институтов. 3. Данная дисциплина изучает механизмы возникновения и развития прав чел-ка и гражданина, федерализма и т.д. Др. словами, данная дисциплина дает возможность учитывать достижения прошлого и учиться не совершать подобных ошибок. 4. ИГПЗС освещает те стороны гос-ва и права, кот. рассматриваются через такое понятие, как общ-ный строй. При освещении общ-ного строя основное внимание уделяется социальной структуре общ-ва на разных исторических этапах. Рассмотрение гос-венного строя связано с причинами возникновения гос-ва, формами правления, структурой, порядком формирования и функционирования.
2.Периодизация ИГПЗС. В качестве научного критерия периодизации ИГПЗС принят тип цивилизации, господствующий в наше время, определяемый уровнем развития духовной и материальной культур. 1 период ИГПЗС – История гос-ва и права Древнего мира. (4 в. до н.э. – 5 в н.э.) Главным в содержании этого периода явл-ся образование и развитие гос-в Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), развитие античных гос-в (древняя Греция, Спарта, Древний Рим). 2. История гос-ва и права Средних веков. (5 в. – 17-18 вв.). Связан с возникновением и развитием феодальных гос-в и феодального права (Гос-во франков, Англия, Франция, Германия, Византия, Сербия, Арабский халифат, Китай, Индия, Япония). 3. История гос-ва и права нового времени. (17-18 – начало 20 в.) Эпоха буржуазных революций в странах Европы (в 17 в. – Англия, в 18 в. – Франция). Образование США, Японии, Китая. Складывается и развивается буржуазное гос-во и право. 4. Гос-во и право новейшего времени. (начало 20 в. – до настоящего времени). Характеризуется крушением колониальной системы и образованием множества независимых национальных гос-в. Происходит перерастание капитализма за национальные рамки, в самих национальных границах прослеживается отход от принципов свободной конкуренции к принципам гос-венного регулирования экономики. НТР ускоряет темпы развития.
3.Предмет и метод ИГПЗС. Под предметом учебной дисциплины ИГПЗС понимаются вопросы возникновения, развития, функционирования гос-ва и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данных исторических времени и региона. Анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенных времени и пространстве, раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также наиболее типичные ее особенности, которые проявились в различных странах в различные времена. Методы ИГПЗС – совокупность познавательных путей, приемов, способов, позволяющих выявлять содержание знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений у различных народов в конкретное время. По универсальности различают следующие группы методов: 1.Общенаучные. Системный метод - все государственно-правовые явления имеют структуру. Статистический метод выявляет важные стороны политико-правовых изменений и закономерность каких-либо процессов. Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития гос-ва и права. Социологический метод. Логический метод - исследуемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития. Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Сравнительный метод – позволяет выявить сходства и различия в политико-правовом развитии гос-ва, позволяет более глубоко понять логику развития гос-ва и права. 2.Общелогические: Принципы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция) – руководящие идеи, которые лежат в основе любой научно-познавательной деят-ти, направленной на исследование процессов возникновения и эволюции (?).ИГПЗС стремится к постижению истины, объективному отражению государственно-правовой действительности. Все составляет принцип объективности. Принцип плюрализма позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать оптимальную систему суждений. ИГПЗС строит свои выводы с учетом тех факторов, условий, в которых находятся гос-во и право в конкретный момент – пр-п конкретности. Пр-п историзма предполагает, что причины, по которым они приняли тот или иной вид у народа, всецело связаны с историей данного народа. 3.Специально юридические. Данные методы выражают особенности познания правовых явлений. Выделяют: метод правового моделирования; формально юридический метод.
4.Деликты в римском праве. Деликты (delicta, maleficia) – это противоправные действия, правонарушения, посредством которых был причинен вред отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица. Деликты делились на публичные (delicta publica) и частные (delicta privata) в зависимости от последствий правонарушения. Публичные деликты – это уголовные деяния, противоправные действия, представляющие собой общественную опасность и влекущие физическое наказание или денежный штраф в пользу гос-ва. Дела об этих преступлениях рассматривались в особых судах по особым правилам судопроизводства. Частные деликты это уголовные деяния, направленные против частных лиц, иски по которым предъявлялись частными лицами и штрафы поступали в распоряжение этих частных лиц. По delicta privata взыскание могло присуждаться как однократно, так и многократно, исходя из конкретного правонарушения. Частные деликты прошли несколько этапов в своем развитии: месть по принципу талиона – «око за око, зуб за зуб»; договор о примирении, заключался всей агнатической семьей нарушителя. Согласно договору, представители потерпевшего отказывались от мести, а представители нарушителя обещали откупиться от мести, предоставив какое-либо возмещение; композиции – установленные гос-вом штрафы за определенные правонарушения.
5.Гос-венный строй
Древнего Рима в период
6.Общая характеристика Законов ХII таблиц. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов ХII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Законы ХII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Значение этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. По своей сути Законы ХII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Они отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Законы регулировали семейные и наследственные отношения, содержали нормы уголовного права. Начиная с 3 в. до н.э. они стали корректироваться преторскими эдиктами и другими источниками права.
7.Каноническое право. Особое место занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились 2 самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право под влиянием «папской революции» получило большое развитие и превратилось в самостоятельную систему средневекового права. Каноническое право разрабатывалось и поддерживалось римско-католической церковью и папством. Его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Также оно отличалось широтой регулируемых отношений. Его отличают традиционность и глубокие исторические корни. Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе (священные писания). К.право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. В XI –XII вв. заканчивается процесс складывания кан. права в качестве самост. правов. системы. Главенствующим источником становятся папские конституции. Кан. право регламентировало организацию церковной власти, а также отношения церкви со светской властью, статус церк. собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви. В кан. праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем содержались нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
8.Источники римского права (древнейший, классический и постклассический период). Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. В III в. до н.э. – III в. н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Таким образом, в Риме возникла сложная система источников права. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ.
9.Право собственности
по римскому праву. Собственнос
10.Основные этапы развития римского права. 1.Древнейший период (VI – середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2.Классический период ( середина III в. до н.э. – конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа.3.Постклассический период (IV – VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии). Многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III – I вв.).
11)Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нар мотивные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.
Информация о работе Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»