Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «История государства и права зарубежных стран»

Вложенные файлы: 1 файл

IGP_z_s_Otvety_na_ekzamen_I_semestr.docx

— 124.66 Кб (Скачать файл)

12.Обязательственные  отношения в римском праве. В источниках римского права обязательство obligatio определяется следующим образом: (1) «Обязательство представляет собой правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего гос-ва». (2) «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-нибудь телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил. В обязательстве заключается, с одной стороны, «право требовать», с др. стороны, соответствующая этому праву «обязанность исполнить требование», или «долг». Как отношение, рассчитанное на будущее время (при установлении обязательства действие обязанного лица еще не совершено), обязательство по своей природе представляет собой отношение, основанное на доверии, кредитное (от credo – верю). Поэтому сторона в обязательстве, имеющая право требования, именуется кредитором; сторона, на которой лежит обязанность исполнить требование кредитора, называется должником. Обязательственное правоотношение с самого начала рассчитано на прекращение (нормально – путем исполнения); этим оно отличается от права собственности, устанавливаемого на неопределенное, длительное время.

13.Роль юристов  в развитии римского права. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деят-ти юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации малоимущих слоев населения, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов. Деятельность юристов стала одним из источников римского права. Юристы действовали по следующим направлениям: 1)cavere – составление формул различных частноправовых актов (завещаний, актов продажи и т.п.); 2)agere – консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Представления в суде не допускалось; 3)respondere – ответы на юридические вопросы (толкование права). Respondere не имели обязательной силы.Официальные ответы, подготовленные для императоров были обязательны для судов и имели силу императорских толкований.

14.Общая характеристика  Свода законов Юстиниана. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединения многочисленных императорских конституций, чтобы служить символом единства права. Законодательная политика ставила задачей из императорских законов и работ классических юристов создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. В VI в. н.э. император Юстиниан кодифицировал римское право. Свод законов Юстиниана – это компиляция из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных. Эта кодификация отличается от прежних большим количеством источников и гораздо более тщательной обработкой избранных текстов. Кодификация имеет и недостатки, и положительные стороны. Было стремление соединить разнообразные системы римского права и удалить отжившие институты. Были попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и сохранить их актуальность. Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях; уделялось внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия. Произведения, изданные при Юстиниане, в совокупности образуют знаменитый Corpus iuris civilis, названный так в 16 в.

15.Формы гражданского  процесса по римскому праву. В архаическом Риме можно было защитить свои права двумя способами – либо самостоятельно, т.е. путем самозащиты (вплоть до поединка), либо применить нормы обычаев и обычного права. Судьи (арбитры) привлекались только если стороны не могли договориться самостоятельно. Они следили за тем, чтобы спор не вышел за рамки закона. Позднее гос-во делалось все сильнее и происходило расширение его вмешательства в частные споры. Процесс начал осуществляться гос-венными органами. Вначале роли судей по всем гражданским делам исполнялись лично царями, а затем уже споры стали решаться гос-венными судьями. Историческое развитие судебного процесса в Риме прошло три стадии: легисакционный процесс (per legis actiones) – древняя эпоха истории Рима; формулярный процесс (per formulas actiones) – классическая эпоха; экстраординарный процесс (cognitiones extra ordinem) – постклассическая эпоха.

16.Образование  Римского гос-ва, его общественный  и гос-венный строй. Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 г. до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями. С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение гос-ва в Древнем Риме с реформами Рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

17. Система римского  права. В общей системе римского права выделяют квиритское (цивильное) право, преторское право и право народов. Эти части римского права обладают определенной обособленностью, являются его подсистемами, а при изолированном из рассмотрении выступают и как самостоятельные системы права. Квиритское право – возникло на основе рабовладельческого Рима и характеризовалось целостностью тех черт, которые присущи начальному этапу римского права. Наиболее полное выражение данное право получило в Законах XII таблиц. Преторское право – возникает на более высоком уровне соц-экономич развития из необходимости регулировать более сложные общественные отношения. Сложилось из деятельности претора, регулировавшего отношения м/у римскими гражданами. Оно восполняло пробелы квиритского права. Здесь значительного совершенства достигает право частной собственности и обязательственное право. Право народов сложилось из деят-ти преторов, регулировавших отношения римских граждан с перегринами - свободными жителями Римской империи без гражданства и иностранцами. Право народов приобрело универсальный характер и противопоставлялось квиритскому праву и правовым системам др народов. В нем наиболее полно выражены черты классического римского права. Параллельно существуют квиритское и преторское право, лишь потом происходит их слияние. Также в римском праве выделяют публичное и частное право. Предмет публичного права – организации и деят-ти римского гос-ва, уголовное право и некоторые стороны процессуального. Публичное право охраняло интересы гос-ва. Предмет частного права – вещные, обязательственные, семейные, наследственные отношения.

18.Сервитуты в  римском праве. Сервитуты – это права пользования чужой вещью в каком-либо определенном отношении или в нескольких отношениях, которые устанавливались для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц. Слово servitus переводится как «рабство вещи», «служение ее» и означало такое отношение, при котором, например, участок служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка, для выгод его собственника. Права собственника соседнего участка на служащую вещь тоже назывались сервитутами. Затем термин servitus стал применяться и в ряде других случаев. Вещь, обремененная сервитутом, принуждала своего собственника к определенным обязанностям: собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица – servitus,quae in non faciendo consistit, или терпеть действия другого лица по отношению к вещи, которые собственник мог бы устранить, если бы вещь не была обременена сервитутом. Таким образом, в результате появилось основное положение: «nemini res sua servit» - никому не служит собственная вещь, т.е. не может быть сервитута на собственную вещь. Существовало основное разделение на земельные (предиальные) сервитуты и личные сервитуты. Система сервитутов развивалась постепенно, но окончательно оформлена была только при Юстиниане. Приобретение сервитута осуществлялось следующими способами: 1)посредством судебноц уступки – сервитуты всех видов; 2)путем манципации – сельские земельные сервитуты; 3)по давности – сельские сервитуты в начале республики ( срок давности составлял 2 года); 4)вследствие процесса о разделе общей собственности; 5)при наследовании. С развитием преторского права появились такие способы приобретения: 6)по давности – преторами защищалось приобретение сервитута в случае открытого ненасильного пользования 10 лет движимым и 20 лет недвижимым имуществом в порядке сервитута. Неосуществление сервитута в течение соответсвенно 10 20 лет или отказ пользователем от сервитута прекращает сервитут; 7)установление сервитута путем traditio.

19) Период ранней империи именуется "принципатом", т.к. во времена республики этим словом обозначали "первоприсутствующих" в сенате). Императоры еще не рассматривали себя в качестве монархов. Они называли себя лишь "первыми гражданами", которые пользуется наибольшим авторитетом - и наделены высшими полномочиями.Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим особой высшей (неограниченной) властью. Его именуют чаще всего "Принцепсом", но нередко – "Августом" и "Императором". Последний термин восходит ко временам республики, когда солдаты на поле битвы присваивали победоносному полководцу данный титул. В дальнейшем титул императора становится постоянным.В государственном управлении все большее значение приобретает императорская канцелярия; в состав которой наряду со свободными входили и вольноотпущенники. Она состояла из нескольких отделений (SCRINIA). Одно из них заведовало официальной перепиской императора, другое – составляло ответы на прощения, третье – собирало справки для решения судебных дел, четвертое – диктовало и редактировало речи императора.Вся римская территория делилась на две части: императорскую и сенатскую. Сенатские провинции – это были спокойные, замирённые провинции, где не было римских войск. Поскольку понятие "замирённые" было синонимом "разграбленные", то доходы от таких провинций были крайне малы. Сенатские провинции – это бедные области.Так же существовало две казны – сенатская (AERARIUM) и императорская (FISCUS). В то время, как первая оскудевала, вторая пополнялась и процветала. Август похвалялся тем, что он неоднократно давал сенату крупные суммы денег.

 Период поздней империи (доминат).

В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве  принадлежала целиком и полностью  одному лицу – императору. Императоры позднеримской империи совершенно порывают с республиканскими традициями и больше не называют себя "магистратами" или "принцепсами", которые формально еще признавали над собою власть народа.Внешними признаками императорского достоинства становится диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а затем – корона. Император носит шелковые одежды и пурпурные ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Теми же камнями была украшена его обувь.При императоре действовала "консистория" т.е. "учреждение, где стоят вместе" (в присутствии императора члены консистории не могли сидеть), которую можно именовать "императорским советом" или "государственным советом". Это чисто совещательный орган, чьи мнения юридически не являлись обязательными для императора. Этот орган обсуждал различные вопросы касательно управления, законодательства и суда.Государственный аппарат приобрел сугубо централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношение к особе императора, именовались.Чиновники назначались или утверждались императором на срок один год. Одни чиновники состояли в центральных органах, другие в местных. Сложилась иерархия чинов. В их числе были: "редактор" законов; заведующий императорской казной (фиском); управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Высшим чиновникам присваиваются почетные титулы или ранги:"сиятельных" "великолепных" "светлейших"

20.Брак и семья  по римскому праву. Брак – «союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом» (Модестин). Брак должен характеризоваться взаимностью, в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом; состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров (не может быть брака между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста); согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем: брак не может и не должен заключаться по принуждению; наличием половой связи между партнерами в браке; постоянной совместной жизнью партнеров или во всяком случае стремление к таковой. Перед тем как состояться браку, происходило обручение. Издревле сначала обручение лиц совершалось сначала их patresfamilias без участия брачующихся, а потом совершали жених и невеста с согласия patresfamilias (обоих).

22.Местное управление  в период феодализма (Англия, Германия, Франция, Япония). Англия. В период феодализма роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена до минимума, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов. В 13 в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне – его помощник – бейлиф. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронёры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Германия. Оставаясь формально вассалами императора, светские и церковные князья стали осуществлять безраздельную власть на преданных им землях. Отдельные «княжеские» гос-ва развиваются в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий. Княжеские территории нередко делились на графства, которыми управляли министериалы, назначаемые князем(герцогом). В 14 в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, отличающиеся известным многообразием форм. В большинстве гос-в сформировалось три замкнутых курии – духовенства, рыцарей, горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами, которые несколько ограничивали власть короля. Франция. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. Королевские чиновники на местах осуществляли различные функции (административные, военные, судебные, финансовые). В середине 11 в. король ввел должность Прево, которые назначались в специальные округа – превотства. Их помощники в деревнях были сержанты, в городах – майоры. Прево занимался сбором средств в королевскую казну. С конца 12 в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Во главе – бальи ( следили за исполнением королевских законов и приказов и т.д.). Присоединяя крупные сеньории, король назначал туда специального чиновника – сенешала. Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звания королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В 14 в. появляются такие должностные лица – генерал-лейтенанты, назначаемые из дворянства. Япония. В 645 г. территория Японии разделилась на провинции (куни), а с 646 г. – на уезды, во главе которых стояли назначаемые уездные начальники. Низшей административной единицей было село (сельский староста). С утверждением сёгуната во все провинции стали назначаться военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые находились там наряду с правителями областей, назначаемыми императором.

23. Судопроизводство  Англии в период феодализма. Реформы Генриха II были направлены на приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции: усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов, - выездных сессий королевских судей. Было образовано 6 объездных округов и число судей увеличилось до 20-30. В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников. Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась спец.процедура для рассмотрения дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура была дарована всем свободным как «привилегия». Для начала этой процедуры нужно было купить спец.распоряжение королевской канцелярии – приказ о праве. После этого расследование д.б. проводиться разъездными судами. Даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Т.о.,во второй пол. 12в. Генрихом II был создан спец.механизм корол.правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

25.Уголовный процесс  в эпоху феодализма (Англия, Германия, Франция, Япония). Англия. Состязательно-обвинительный процесс стал господствующим в судах как по гражданским, так и по уголовным делам. К рассмотрению дела непосредственно судьей (что является главной чертой следственного процесса) прибегали в судах канцлера и в церковных судах. Предварительного расследования не существовало. Германия. «Каролина» ознаменовала утверждение нового уголовного процесса. Основная форма рассмотрения уголовных дел – инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица гос-ва «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Основными стадиями были: дознание, общее расследование, специальное расследование – заканчивалось вынесением приговора. «Судный день» сводился к оглашению приговора и приведению его в публичное исполнение. Франция. До 15 в. розыскной и обвинительный процессы существовали как бы параллельно, но последний постепенно начал выходить из употребления в связи с отменой важных традиционных видов доказательств – ордалий и судебного поединка. Окончательное закрепление розыскного процесса происходит с утверждением абсолютизма. 1 стадия: дознание, т.е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. С 13 в. признается право обжаловать любое дело в королевский суд. Япония. Довольно рано проявляются элементы розыскного процесса. Жалоба потерпевшего все чаще уступает место розыску и поимке преступника. Все большее значение приобретает собственное признание преступника, а для этого широко применяется пытка.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»