Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «История государства и права зарубежных стран»
50. Сословно-правительственная монархия в Польше. К началу XIV века в Польше сложились основные предпосылки объединения страны в единое централизованное государство. Заметное оживление экономической жизни (рост производства продуктов сельского хозяйства, ремесла и торговли) положило начало формированию единого внутреннего рынка. Усилившаяся эксплуатация крестьян и городской бедноты привела к обострению классовой борьбы. В первые десятилетия XIV века князю Владиславу I удалось объединить значительную часть польских земель. Казимира III (сын Владислава I) создал в центральном управлении новые должности: подскарбия – для заведования финансами страны, маршелака – для обеспечения безопасности короля и его приближенных. Для управления на местах он установил должность старосты. После смерти Казимира III паны и шляхта добились от нового короля значительного расширения своих привилегий и стали особым сословием. Магнаты, шляхта и духовенство в равной степени были освобождены от всех гос. Налогов и пошлин. В XIV веке в Польше возникает новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. С конца XIV века польские феодалы в целях ограничения королевской власти создают особые политические органы – съезды панов и шляхты как в масштабе всего государства, так и по отдельным областям страны. С XV века возросла роль шляхты, которая все чаще стала собираться на так называемые «сеймики» - съезды по отдельным воеводствам. На сеймиках шляхта решала все вопросы. Сйем делился на две палаты: верхнюю палату – сенат, или королевский совет, и нижнюю палату – посольскую из…
51. Феодальное право Польши. На рубеже 1Х-Х веков на территории польских земель происходит оформление гос-ти и форм-ние феод.отношений. Князья опираются на свою дружину. Но их власть ограничивается советом знати и феодальными съездами (сеймами). В этот период основная масса лично свободных крестьян, дедичей, переходит в разряд "приписных", т.е. лично зависимых. В течение XIII века устанавливается обычай наследования высших должностей в стране внутри определенных фамилий. Широко распространяются различные иммунитеты - налоговые, судебные, административные. В 1374 г. польское дворянство добилось уравнивания с магнатами в правах на землю и освобождения от повинностей в пользу гос-ва. С 1454 года утверждается правило, что ни один закон, затрагивающий интересы дворянства не может быть принят без предварительного согласия сеймиков. Судебные дела в отношении шляхты были изъяты из компетенции королевского суда и переданы сословному шляхетскому земскому суду. Окончательное оформление политических прав польских феодалов произошло в Радомской конституции 1505 года.
52. Основные черты Афинского права. В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э. Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до н.э. Они известны своей жестокостью: почти за все преступления следовала смертная казнь. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов. Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.
53. Общественный и гос.строй Др.Афин. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством Совета. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.
54. Суд и процесс в Др.Афинах. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, гос.дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Прочими судебными органами в Афинах были несколько др.коллегий, каждая из к-рых разбирала лишь определ.дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное расследование. В ходе следствия обеим сторонам - обвинителю и обвиняемому - предоставлялось право давать показания и представлять доказательства, в том числе свидетельские. Как сама жалоба и др.заявления сторон представлялись в письменной форме. Фиксировался допрос свидетелей. По окончании судебного расследования приступали к голосованию. Вначале решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Оправдание позволяло оправданному возбудить иск против ложного доносчика, которому это грозило денежным штрафом, лишением гражданских прав, а иногда и смертной казнью.
55. Брачно-семейные отношения в Др.Греции. Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство. Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца — старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа. Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое. Приданое было не обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней часть имущества семьи. Так поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых. Пережитков старых обычаев был обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением. Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм. Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы. Убийство и продажа детей были запрещены.
56. Право собств-ти и обязательства в Афинском праве. Институт частной собственности получает в Афинах полное развитие. Собственник имущества имел право распоряжения своей землей, скотом, рабами, орудиями труда и др. вещами во всех дозволенных законами формах. В зависимости от имущественного положения определялись и суммы прямого налога, падавшие на граждан. Воровство наказывалось смертной казнью. Строго охранялась не только собственность, но и всякое правомерное владение. Нарушение владения влекло за собой уплату штрафа государству. Защищалась собственность на раба. Государство осуществляло контроль за хозяйственным состоянием арендованного гос.имущества, за ввозом и вывозом, судостроением, основанием колоний на захваченных землях, за состоянием торговли на рынках. Афинские обязательства возникали из договоров, заключенных между сторонами; правонарушений, в результате к-рых определ.лицо несло материальный или иной ущерб. Договорные отношения получили в Афинах широкое развитие. Источники указывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом, на весьма развитые арендные отношения, на существование договоров займа, найма недвижимости и рабов и т. п. Основная масса договоров заключалась в письменной форме. Никаких особых формальностей не требовалось. Средства обеспечения обязательств: залог; задаток; поручительство.
57,58. Феодальное гос-во Болгарии. В 1Х-Х веках в Болгарии устанавливаются феодальные отношения. Выделяются господствующий класс феодалов - "Боляре" и эксплуатируемый - крестьянство. Крестьяне делились на три категории: баштинников, сохранивших личную свободу, наделы и некоторую свободу в распоряжении собственностью; париков - крепостных, несших повинности, как в пользу феодалов, так и государства, и отроков - рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина. В период правления ханов Крума и Омуртата разрозненные славянские племена были объединены в одно Болгарское государство. Способствовало усилению централизации и развитию феодальных отношений и принятие Болгарией в качестве официальной религии христианства. Это произошло в 864-865 гг. Но в начале XI века Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет. В период около 1187 года Болгарское царство вновь обретает независимость. Во время византийского господства ликвидируется личная свобода крестьян - баштинников, они превращаются в крепостных. Развитие права в Болгарии проходило под сильным влиянием византийского права, роль которого усилилась особенно с принятием христианства. На рубеже ІХ-Х вв. появляется первая болгарская кодификация, получившая название "Закона судного людям". Кодификация посвящена вопросам уголовного права. Гражданско-правовые отношения регулируются нормами обычного права.
59. Феодальное гос-во Индии. Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств - княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования, как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев, были непрочными, отдельные княжества, входившие в них, сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата. Индусские государства этого времени были монархиями, во главе них стояли махараджи -главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой. Во второй половине ХII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат.
60. Право собств-ти и обязат.отношения по Ману. 4 вида собственности: царская, священная, общины и частная. Законы свидет-ют о глубоком имущ.расслоении индийского об-ва. Получила значит.развитие частная собственность. Ее объектом были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но "Законы Ману" свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. Перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Приобретать вещь можно было только у собственника. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. Рассматриваются следующие виды договоров: Договор займа, Договор найма рабочей силы, Договор купли-продажи, договор аренды земли, Договор дарения, Перевозка. Общие положения о договоре. Договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия - недействительно. Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг. У должника высшей варны было право “отдавать постепенно”. В Законах Ману рассматриваются также обязательства из-за причинения вреда. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
61. Общественный и гос.строй Др.Индии. Форма – деспотия. Царь объединял все ветви власти, но не был верх. жрецом. Он был подчинен жрецам, т.е. светская и дух. власть находилась не в одних руках. При царе существ. совет – паришад (7-8 чиновников). + 3 ведомства: 1) финансовое, 2) военное, 3) ведомство публ. работ. Финансов. ведомство. Возгл. главн. сборщик налогов. В казну шли налоги (натур. форма) + штрафы. Военное вед-во. Возгл. военный совет (30 чел). Совет сост. из 6 коллегий (со старшиной-офицером). Вед-во публ. работ. Возгл. ведомство орошения. Работы выпадали на. вайшь и рабов. Местное упр. воглавл. селения староста (общ. порядок, б-ба с прест.). Во главе города – городской совет, сост. из 6 коллегий. Варны. Брахманы (толкование законов, советы царю, управление гос-м, личность не прикосновенна); кшатрии (войны, охрана двора, жертвопр, изучали веды); вайшьи (свободные общ-ки - земледельцы. ремесленники, торговцы, платили налоги); шудры (обязанность служить высшим варнам). Каста неприкасаемых (чандалы, швапчи, изгои). Источники рабства: война, естеств. воспроизводство, продажа в Р., долевое Р., обращение из-за преступления. Рабство носит патриарх. характер.
Информация о работе Шпаргалка по «Истории государства и права зарубежных стран»