Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

Ответственной функцией государственной службы как профес-сиональной деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжение» координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое -место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины.

Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т. д.

Основные функции государственной  службы – это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности  в сфере государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Понятие и система  принципов государственной службы

В настоящем Законе под государственной  службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные  должности, осуществляемая в целях  непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственная служба основывается на принципах:

верховенства Конституции Республики Беларусь;

служения народу Республики Беларусь;

законности;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

гуманизма и социальной справедливости;

единства системы государственной  службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

гласности;

профессионализма и компетентности государственных служащих;

подконтрольности и подотчетности  государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих  служебных обязанностей;

добровольности поступления граждан  на государственную службу;

равного доступа граждан к любым  должностям в государственной службе и продвижения по государственной  службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием;

стабильности государственной  службы в целях обеспечения преемственности  власти;

экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Основания классификации  и виды государственных служащих  в Республике Беларусь

 

  Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями, действующий от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Государственные служащие в зависимости от характера полномочий делятся на должностных лиц, оперативный состав, вспомогательный персонал. Должностными лицами (руководителями) называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и вправе предъявлять к ним обязательные для исполнения требования. Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти, которые имеют право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, но выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы, специалисты, референты, консультанты и т.п.). Основная задача работников оперативного состава – содействие должностным лицам в подготовке правовых актов, а также в принятии и осуществлении руководящих решений. Вспомогательный состав — работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия или влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии, канцелярии, хозяйственных служб).

 

 

 

36.Понятие и основные  черты руководителей 

 

Руководитель – это человек, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности, эффективному взаимодействию людей, достижению намеченных целей. 

Руководитель – это:

1)       организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

2)       руководитель по отношению к подчиненным;

3)       администратор любого уровня управления, организующий работу в соответствии с современными методами.

Важнейшим требованием является умение управлять людьми, что предполагает знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей; знание условий, связывающих предприятие и работников; защиту интересов тех и других на справедливой основе; устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования.

Личные качества, которыми должен обладать менеджер: тяга к знаниям, профессионализм, творческий подход к работе; упорство, уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; способность влиять на людей; коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям; ситуационное лидерство в корпорационных структурах; внутренняя потребность в саморазвитии и самоорганизации; энергичность и жизнестойкость; склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению; ответственность за работу и принятые решения; потребность работать в коллективе и с коллективом.

Навыки и способности руководителя, влияющие на эффективность управления:

- способность управлять собой

- разумная система личных ценностей

- четкие личные цели

- стремление к постоянному личному  росту

- навыки и упорство в решении  проблем

- изобретательность и способность  к инновациям

- высокая потребность влиять  на окружающих. 

 

37. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Граждане (физические лица) – специфические  субъекты административного права. Физические лица не относятся к системе  ОГУ, организациям и этим определены особенности их правового статуса. Связь граждан с другими субъектами административного права в том числе и с ОГУ не является устойчивой и долговременной, поскольку граждане являются составной частью гражданского общества, излишнее управленческое вмешательство в дела которого нецелесообразно и прямо ограничено законом.

Гражданин как субъекты административного  права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в НПА конкретных прав и обязанностей, участие в управлении делами общества и государства. Административно-правовой статус граждан – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей. Административно-правовой статус граждан в основном происходит от конституционного права и конкретизируется в законе «о гражданах РБ» и  других законодательных актах. В  НПА на отождествляются правовой статус личности и гражданина РБ. Гражданин РБ обладает большим объемом прав и обязанностей чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане. Так, например, доступ к государственным должностям имеют только граждане РБ. Административно-правовой статус гражданина устанавливается актами органа госвласти. ОГУ в пределах своей компетенции устанавливает права и обязанности граждан административно-правового характера (пример: обязанность зарегистрироваться по постоянному месту жительства). В пределах, предоставленных компетенцией ОГУ:

  1. издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (указ о приеме на работу, учебу)
  2. организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан
  3. помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (деятельность органов социальной защиты)
  4. осуществляют охрану прав и свобод граждан (деятельность милиции)

Элементы  административно-правового статуса  граждан:

  1. правоспособность
  2. дееспособность
  3. права и обязанности
  4. гарантии реализации прав
  5. ответственность граждан в случае нарушения административно-правовых норм

Под правоспособностью понимается признанное государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Административная правоспос-ть неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)

Административная дееспособность – признанная за гражданами способность своими личн. Действ-ми осущ-ть, приобр-ть и выполнять возлож-ые на него обяз-ти. Дееспособность в полном объеме возникает для граждан по достижении 18 лет. Частичная дееспособность может возникать до достижения 18 лет (право на учебу и связанные с ним правоотношения). Все граждане РБ имеют равную административную дееспособность, однако некоторым из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Понятие правового  статуса государственных служащих.

     Госслужащий должен  соответствовать следующим критериям:1) быть гражданином РБ; 2) иметь соответствующие  полномочия; 3) выполнять  служебные  обязанности за денежное вознаграждение  из   средств  республиканского  или  местных  бюджетов  либо  других предусмотренных законодательством  источников финансирования; 4) занимать   в   установленном   законодательством   порядке госдолжность,  которая предусмотрена Конституцией РБ, Законом   о   госслужбе  или иными законодательными  актами,  либо должность,  учрежденную в установленном порядке как штатная единица государственного   органа,  осуществляющего гос.-властные полномочия в определенной сфере гос. Деятельности. Порядок занятия госдолжности определяется  в контракте.  Контракт  содержит  в  отношении  вопросов  поступления, прохождения  и  прекращения  государственной  службы  особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. Контракт  с  госслужащим заключается в письменной форме на срок не менее одного года руководителем соответствующего гос. органа.  Контракт  является основанием для издания решения, приказа, распоряжения,  иного акта соответствующего гос. органа, должностного лица. Контракты должны  соответствовать Примерной форме, которая приведена в приложении к   Положению   о   порядке и   условиях  заключения  контрактов  с государственными   служащими,  утвержденному постановлением  Совета

Министров РБ от 07.10.2003 № 1271. Контракты   заключаются  с  гражданами,  достигшими  18-летнего возраста. Предельный возраст  пребывания на гос. службе 65   лет,   кроме   случаев,  предусмотренных Конституцией   и   законодательными   актами   РБ. При достижении  госслужащим предельного возраста пребывания на госслужбе он освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца,  в котором он  достиг  указанного  возраста.  Основания для отказа в приеме на госслужбу: (нет 18; не гражданин РБ; признанным  недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенным  судом права занимать госдолжности в течение определенного времени; имеющим в соответствии с медицинским заключением заболевание, входящее  в утвержденный Правительством РБ перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; отказавшимся  от  прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,  составляющим  гос.  секреты,  если исполнение служебных обязанностей  по  госдолжности,  на занятие которой   претендуют   граждане,   связано с использованием  таких сведений; не    соответствующим    квалификационным    требованиям, предъявляемым    к    гражданам    для    занятия    соответствующих госдолжностей; находящимся в близком родстве с гослужащим,  если их служебная    деятельность    будет    связана   с   непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; представившим  заведомо  недостоверные сведения, необходимые для занятия госдолжности; не  представившим декларацию  о доходах и имуществе или умышленно внесшим в декларацию о доходах и имуществе неполные или недостоверные сведения; уволенным   с госслужбы  за  систематическое неисполнение   служебных   обязанностей   без уважительных  причин, появление  на  работе  в  состоянии алкогольного, наркотического или

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"