Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"
В РБ местное самоуправление не однородно. Оно осуществляется как народом (прямая демократия), так и гос органами (представит-ая демократия).
Местные советы депутатов избираются гражданами проживающими на соответствующей территории. Они явл-ся гос органами, признанными осуществлять гос власть на местах.
Местное самоуправление в значит-ой мере независимо от гос аппарата.
Местные советы депутатов хоть и являются гос органами, но в административном плане не подчинены центру ни по одному вопросу.
Президент в РБ имеет право лишь приостанавливать их решения.
Местное самоуправлении обладает признаками гос управления:
1. реализуется гос органами
2. является гос-но властным
3. имеет правовой характер
4. содержит элементы
Исполнительность проявляется в обеспечении выполнения закона; проведении контроля; решение социальных, политических, эк-их, культурных вопросов местного значения.
Распорядительство осуществляется
в регулировании отношений, возникающих
по вопросам местного значения в соответствующей
административно-
4. Функции гос управления
Государственное управление многофункционально. Функции — это элементы, части управленческой деятельности. Совокупность функций составляет содержание управления. Функции закрепляются в нормах права, определяющих статус того или иного органа управления.
Функции государственного управления разделяются на два вида: общие функции управления, присущие всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные функции управления, воздействующие на отдельные сферы деятельности.
Общими являются те, которые имеют универсальный характер, присущи в той или иной мере всем видам управления. К ним относят: прогнозирование; планирование; организацию; регулирование; руководство; координацию; контроль; учет.
Прогнозирование — это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий или процессов. По временным рамкам прогнозы могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы разделены на два вида: национальная стратегия устойчивого социально - экономического развития на 15 лет; основные направления социально-экономического развития на 10 лет.
Среднесрочные перспективы — это программы развития на 5 лет. Краткосрочный период — это годовой прогноз социально-экономического развития. Такие государственные прогнозы разрабатывает Совет Министров.
Прогнозирование тесно связано с планированием. Планирование — это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов. Оно выражается, как правило, в форме нормативных актов.
Организация означает образование, упразднение и реорганизацию органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку кадров. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие организации, подчиненные объекты.
Регулирование — это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении, изменении или прекращении тех или иных управленческих отношений. Оно направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Такой функцией обладают Президент, Совет Министров, республиканские органы гос управления, органы местного управления и самоуправления и др.
Руководство как функция управления
состоит в воздействии
Координация — это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных организаций, так и не находящихся в подчинении.
Контроль заключается в
С контролем тесно связана
Общие функции государственного управления выполняют все органы исполнительной власти.
5. Понятие и классификация правовых форм управленческой деятельности
Форма государственного управления - это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом управления (должностным лицом) в рамках компетенции, и вызывающее определенные последствия.
Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.
Как правило, формы деятельности регламентируются
административно-правовыми
Вместе с тем общая
Выбор тех или иных форм зависит
от следующих обстоятельств:1)
(влияние форм собственности, в частности);
3) конкретной цели совершаемых управленческих
действий; 4) характера решаемых в процессе
управленческой
деятельности вопросов.
Формы государственного: управления можно характеризовать как виды действий органов управления. Одни действия влекут определенные юридические последствия (например, наложение штрафа - последствия возлагают обязанность уплатить определенную денежную сумму в доход государства). Другие действия не влекут правовых последствий, хотя они и регулируются правом (инструктаж регулируется правовыми нормами, но его цель состоит в том, чтобы разъяснить, как лучше выполнить какие-либо предписания, он сам не изменяет, не порождает и не прекращает правоотношение).
Различают две группы форм управленческой деятельности а) правовые, влекущие определенные юридические последствия; б) неправовые (или организационные), которые непосредственно не вызывают юридических последствий.
Различия между этими группами форм деятельности органов управления обусловлены их отношением к праву. Управленческая деятельность является подзаконной, поэтому превалируют правовые формы.
Особенность правовой формы управления
заключается в том, что в данном
случае наиболее отчетливо проявляется
государственно-властный, исполнительно-
В науке административного права формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.
По содержанию (характеру действий) правовые формы подразделяют на правотворческую и правоприменительную.
Правотворческая форма заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене, т.е. возникновении, изменении или прекращении административных правоотношений между субъектами и объектами.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешение на основе норм права конкретных управленческих вопросов (дел).
По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.
Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.
По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.
Правовые формы внутренней управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри органа, а также для управления нижестоящими подчиненными органами.
Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на органы задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности. Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.
К неправовым формам относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъекта управления.
Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, обучении исполнителей, их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, при разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.
Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.
Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся: составление отчетов; ведение делопроизводства; оформление документов; регистрация фактов; размножение материалов, документов и др.
6. Методы государственного управления: понятие и классификация
Методом понимается способ (действие или система действий), прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Для методов наиболее характерно следующее: 1. они органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;
2. это способы воздействия
3. они выражают управляющее (
4. методы непосредственно
5. методы используются
6. метод управления всегда
7. для методов управления всегда
характерна правовая форма их
непосредственного
Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"