Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

В РБ местное самоуправление не однородно. Оно осуществляется как народом (прямая демократия), так и гос органами (представит-ая демократия).

Местные советы депутатов избираются гражданами проживающими на соответствующей территории. Они явл-ся гос органами, признанными осуществлять гос власть на местах.

Местное самоуправление в значит-ой мере независимо от гос аппарата.

Местные советы депутатов хоть и  являются гос органами, но в административном плане не подчинены центру ни по одному вопросу.

Президент в РБ имеет право лишь приостанавливать их решения.

Местное самоуправлении обладает признаками гос управления:

1. реализуется гос органами

2. является гос-но властным

3. имеет правовой характер

4. содержит элементы исполнительности  и распорядительности.

Исполнительность проявляется  в обеспечении выполнения закона; проведении контроля; решение социальных, политических, эк-их, культурных вопросов местного значения.

Распорядительство осуществляется  в регулировании отношений, возникающих  по вопросам местного значения в соответствующей  административно-территориальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Функции гос управления  

Государственное управление многофункционально. Функции — это элементы, части  управленческой деятельности. Совокупность функций составляет содержание управления. Функции закрепляются в нормах права, определяющих статус того или иного  органа управления.

Функции государственного управления разделяются на два вида: общие  функции управления, присущие всей системе управления в целом и  отдельным ее звеньям; специальные  функции управления, воздействующие на отдельные сферы деятельности.

Общими являются те, которые имеют  универсальный характер, присущи  в той или иной мере всем видам  управления. К ним относят: прогнозирование; планирование; организацию; регулирование; руководство; координацию; контроль; учет.

Прогнозирование — это предвидение  возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание событий  или процессов. По временным рамкам прогнозы могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы разделены на два вида: национальная стратегия  устойчивого социально - экономического развития на 15 лет; основные направления  социально-экономического развития на 10 лет.

Среднесрочные перспективы — это  программы развития на 5 лет. Краткосрочный  период — это годовой прогноз  социально-экономического развития. Такие  государственные прогнозы разрабатывает  Совет Министров.

Прогнозирование тесно связано  с планированием. Планирование —  это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей  и сроков достижения тех или иных результатов. Оно выражается, как  правило, в форме нормативных  актов.

Организация означает образование, упразднение  и реорганизацию органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановку  кадров. Ею обладают многие органы управления, все те, которые имеют нижестоящие  организации, подчиненные объекты.

Регулирование — это действие, вид управленческой деятельности, заключающийся  в установлении, изменении или  прекращении тех или иных управленческих отношений. Оно направлено на упорядочение отношений между участниками, создание определенного режима управленческой деятельности в заданном порядке. Такой  функцией обладают Президент, Совет Министров, республиканские органы гос управления, органы местного управления и самоуправления и др.

Руководство как функция управления состоит в воздействии управляющего на содержание деятельности управляемых  путем нацеливания, указания основных ее направлений, определения текущих  задач. Названную функцию осуществляют все органы государственного управления и должностные лица.

Координация — это деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи. Координация осуществляется как в отношении подчиненных  организаций, так и не находящихся  в подчинении.

Контроль заключается в получении  сведений о фактическом положении  дел в управляемых объектах, о  качестве и состоянии деятельности, выявлении отклонений и просчетов  в работе по сравнению с предусмотренными параметрами, намеченными целями.  Контроль осуществляется в различных формам и в ряде случаев специально уполномоченными органами (лицами). Таким органом является, например, Комитет государственного контроля.

С контролем тесно связана функция  учета. Учет — это фиксация путем  подсчета наличия промежуточных  и итоговых данных о существовании, качестве, расходе и движении ресурсов (людских, материальных и денежных), о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.

Общие функции государственного управления выполняют все органы исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие и классификация  правовых форм управленческой  деятельности

Форма государственного управления - это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом управления (должностным лицом) в рамках компетенции, и вызывающее определенные последствия.

Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций  управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, положениями, уставами о тех или иных органах государственного управления, должностными инструкциями).

Вместе с тем общая регламентация  форм управленческой деятельности не препятствует свободному выбору самим  органом управления той из установленных форм, которая в данной ситуации представляется наиболее целесообразной и эффективной. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен определенным закономерностям.

Выбор тех или иных форм зависит  от следующих обстоятельств:1) характера компетенции данного органа (должностного лица); 2) особенностей объекта управляющего воздействия 
(влияние форм собственности, в частности); 3) конкретной цели совершаемых управленческих действий; 4) характера решаемых в процессе управленческой 
деятельности вопросов.

Формы государственного: управления можно характеризовать как виды действий органов управления. Одни действия влекут определенные юридические последствия (например, наложение штрафа - последствия возлагают обязанность уплатить определенную денежную сумму в доход государства). Другие действия не влекут правовых последствий, хотя они и регулируются правом (инструктаж регулируется правовыми нормами, но его цель состоит в том, чтобы разъяснить, как лучше выполнить какие-либо предписания, он сам не изменяет, не порождает и не прекращает правоотношение).

Различают две группы форм управленческой деятельности а) правовые, влекущие определенные юридические последствия; б) неправовые (или организационные), которые непосредственно не вызывают юридических последствий.

Различия между этими группами форм деятельности органов управления обусловлены их отношением к праву. Управленческая деятельность является подзаконной, поэтому превалируют  правовые формы.

Особенность правовой формы управления заключается в том, что в данном случае наиболее отчетливо проявляется  государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

В науке административного права  формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.

По содержанию (характеру действий) правовые формы подразделяют на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая форма заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене, т.е. возникновении, изменении или прекращении административных правоотношений между субъектами и объектами.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешение на основе норм права конкретных управленческих вопросов (дел).

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

Правовые формы внутренней управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри органа, а также для управления нижестоящими подчиненными органами.

Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на органы задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности. Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

К неправовым формам относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъекта управления.

Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, обучении исполнителей, их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, при разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия не связаны  непосредственно с возникновением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся: составление отчетов; ведение делопроизводства; оформление документов; регистрация фактов; размножение материалов, документов и др.

 

6. Методы государственного управления: понятие и классификация

Методом понимается способ (действие или система действий), прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Для методов наиболее характерно следующее: 1.   они органически связаны  с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;

2. это способы воздействия одного  человека на другого, одного  коллектива на другой, одного  человека на коллектив или  коллектива на одного человека.

3. они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

4. методы непосредственно выражаются  в связях между субъектами  и объектами государственного  управления как формы практической  реализации исполнительной власти;

5. методы используются субъектами  исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;

6. метод управления всегда непосредственно  выражает принадлежащие государству  и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера.

7. для методов управления всегда  характерна правовая форма их  непосредственного практического  выражения.

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"