Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

     В средневековье христианская  церковь,  поставившая себя по  влиянию  на общество  рядом   с  государством,  способствовала  росту  в  каждой  стране  политических  сил,  которые   ограничивали  власть  монарха.  К  таким  силам относились  представительные  учреждения   (парламенты.  Генеральные  Штаты, Кортесы),  церковные организации  ремесленников  и купцов,  университеты. Не вмешиваясь  в компетенцию государства,  церковь, оказывая идейное влияние на представителей господствующих  классов, обязывала государство действовать в соответствии с христианскими принципами.  Несомненно,  подобная роль  церкви нравственно связывала руки  государству и нередко мешала оперативно решать различные политические вопросы.

     Никкола   Макиавелли (1469-1527).теоретически разработал  идею  единой государственной власти  и полновластия правителя. Прежде всего, Макиавелли осуществил секуляризацию государственной власти,  т.е.  ее  освобождения  от  религиозного  влияния. Цель ее существования - удовлетворение исключительно собственных интересов. Власть  эта  концентрируется  в  руках   одного  правителя. 

Жана Боден (1530-1596) будучи сторонником сильного централизованного государства, выдвигает важнейшую идею  государственного  суверенитета.  Отличительным признаком государства Боден  считает верховный,  суверенный характер  государственной власти как абсолютной,   единой,   независимой   и неограниченной   законами   власти, распространяющейся на всю страну и на всех подданных.

     Суверенитет  един  и  неделим,  он  не  может  быть  разделен  ни  между какими-либо  слоями  общества  или сословиями,  ни  между  составными частями  государственного аппарата. В силу  этого суверенитет может принадлежать  либо королю,  либо  аристократии,  либо народу.  Будучи  защитником  королевского абсолютизма,  Боден считает, что только в монархии суверенитет находит свое истинное воплощение. Монархия позволяет обеспечить необходимую централизацию и единство  государства.

     По  тому же  пути  идет  английский философ  Томас   Гоббс(1588-1679).  В работе "Левиафан" (1651) дана самая крайняя концепция  единой государственной власти  и абсолютной  власти монарха.  С  точки  зрения Гоббса.  Верховенство государства  лучше  всего  осуществляется  при  единоначалии, а  потому лучшая  форма правления  - монархия. Воля  монарха должна  считаться волею  всех,  его власть  -   выше   законов,   безгранична,   безнаказанна,   он   не   несет ответственности  перед какой-либо человеческой  инстанцией. Эта  власть должна  быть  едина,  а  потому  разделению  (о  котором  писалось   в  богословских сочинениях) не должно быть место, поскольку оно ведет к безначалию.

Это учение также  нашло свое продолжение  и  развитие  в трудах великого французского  философа  Жана Жака  Руссо (1712-1778).  В 18 веке Ж.Ж.Руссо, выступив против теории разделения властей, предложил  коллективистскую трактовку концепции  единства государственной власти. В  соответствии с ней вся власть должна принадлежать народу, а формой ее осуществления должны стать народные собрания (а для больших государств представительные органы).    

Единство государственной власти в его юридическом и практическом аспектах было известно задолго до возникновения концепции разделения властей и было связано с существованием абсолютной власти монарха. Теоретическое  обоснование необходимости единства государственной власти имело персонализированный  характер.

Идея единства государственной  власти неоднозначна. Она имеет три  аспекта:

• Социальное единство власти, которое происходит из единства источника государственной власти – народа;

• Единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом;

• Организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10. Понятие,  признаки, эволюция функций государства.         

 Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении  основных вопросов общественного развития.     

 Государственные функции разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

♦ содержание функций зависит от происходящих в обществе процессов  – они историчны,

♦ в них  отражены однородные аспекты государственной деятельности,

♦ они охватывают всю деятельность государства в целом,

♦ отличаются от функций отдельных  органов государства,

♦ носят комплексный, собирательный  характер,

♦ отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности).    

 Каждая функция имеет свой  объект воздействия и содержание.     

 Объект - это определенная  сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.    

Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы  государственной  власти, какие вопросы они решают.    

На первый план в деятельности государства  выдвигаются, прежде всего, егообщественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.    

Люди создают государство также  для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства.    

                                      Внутренние и внешние функции государства    

 

    Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.    

 Внутренние функции характеризуют  его внутреннюю политику. По характеру государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.  

 а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.     

 Экономическая  функция - это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.     

 Социальная функция - выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.)

Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.  

б) Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.   

 Правоохранительная - направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.    

Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Эколог-ая ф-ция в соврем. условиях приобр-ет важнейшее знач., особенно для разв-ых стран.     

 Внешние функции государства – осн-ые направления деят-ти гос-ва по выполн-ию стоящих перед ним внеш. задач. Внешние функции выступают в виде междунар-го сотрудн-ва и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотнош-ях с др. странами.    

 Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.    

 Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударс-твенных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.     

 Оборона страны - это обеспечение достаточного уровня обороноспособ-ности, защита суверенитета и территориальной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.     

Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.    

 Функции государства представляют  собой цельную, взаимосвязанную  деятельность системы государственных  органов, которая должна быть  направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

11. Классификация функций  государства    

 Существует много классификаций  функций государства. Наиболее общими критериями разделения функций на виды являются:1)особенности объекта государственного воздействия, своеобразия тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; 2) специфика содержания каждой функции, т.е. однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности. В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные. Иногда выделяют основные и неосновные.    

Принцип разделения властей в правовом государстве дает основание для выделения в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции.     

 Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые предпосылки существования человеческого общества. К их числу относятся:а) природные  условия,   обеспечение жизни,  здоровья человека, нормальной среды его обитания, б) социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.)

в) экономические условия (собственность, труд, предпринимательство и т.п.), обеспечение необходимого  уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Г)политические условия (участие в политике, демократия, гласность и т. п.).

 В нашей науке функции  государства обычно подразделялись  на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами. Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов. Дополнительные функции государства реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов.Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).     

 Применительно к социалистическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская,культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения.. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.    

 Функциональная деятельность демократического государства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной защищенности. 

Внутренние  и внешние функции государства Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

 По характеру государственного  воздействия на общественные  отношения внутренние функции  делятся на охранительные(сущность функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений) и регулятивные(направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К ним можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля)    

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"