Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.
4) по принципу разделения
В определении этого нет – 6). по источнику легитимности (установленные конституцией и установленные иными нормативно – правовыми актами); 7). по действию в пространстве (федеральные органы и органы субъектов федерации); 8). по длительности существования (постоянные и временные); 9). по порядку формирования (избираемые и назначаемые).
Вопрос 33. Совершенствование
механизма современного государства
как условие повышение
В истории России известна не одна
идея повышения эффективности
В России широко развита коррупция, которая просматривается во всем государственном аппарате. Если соотносить государственный аппарат и механизм управления в России.
Одна из основных причин недостаточной
эффективности российского
Другая причина, казалось бы, противоположного
свойства, вытекает отчасти из первой:
недостаточный учет политической составляющей
влечет за собой отсутствие эффективного
противодействия политизации
Наконец с трудом преодолевается сложившаяся в России диспропорция между государственным управлением и общественной самоорганизацией. Существуют объективные пределы возможностей эффективного вмешательства государства в дела общества, и с развитием общественных систем границы сферы управляемого сокращаются: об этом свидетельствует проявившаяся в XX столетии неодолимая тенденция дестабилизации авторитарных режимов.
Вопрос 34. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический центризм.
Бюрократия и бюрократизм неотрывны от Г и во многом характеризуют его механизм (аппарат). Бюрократия (М Вебер) – рациональная организация гос управления, деятельности гос аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком.
В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм, в буквальном смысле слова, власть ''бюро'', т.е. письменного стола, конторы, а по сути дела – власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов – власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности. Одной из характерных черт бюрократии является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Важнейший закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание гос. аппарата.
Суть Демократический
Вопрос 35. Понятие, структура, функции политической системы.
Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих политические функции.
Структура (составляющие компоненты) политической системы: 1) политические организации; 2)политические отношения; 3) политическая идеология; 4)политическая деятельность.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции:
- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;
управление различными сферами
жизнедеятельности людей в
мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;
выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;
удовлетворение интересов
интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;
политическая социализация и др.
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
Вопрос 36. Виды политических систем. Соотношение политической, экономической, социальной, и правовой систем в обществе.
Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы:
- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
- стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
- ломка всесильным политическим
механизмом автономии всех
- радикальное ограничение
Черты авторитарной
- использование сильных,
- централизация управления, подавление
региональной и личностной
- сосредоточение функций
Черты демократической системы:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства и его
лояльность политическому
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:
› командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),
› соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)
› социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
Соотношение политической, экономической, социальной и правовой систем в обществе.
Политическая система влияет на все остальные системы. Политическая система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.
Правовая система – это
Экономическая система – система рыночных отношений в государстве. Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом – гос-во формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экон развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь гос-во само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг.
Социальная система –
Вопрос 37. Место и роль государства в политической системе общества, его взаимодействие с институтами политической системы.
Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:
1) выступает в качестве
2) является единственным
3) обладает специальным
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором
материальных ценностей (
6) определяет главные
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:
может устанавливать в
регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
может осуществлять надзор за законностью
деятельности всех иных субъектов политики
и применять меры принуждения
за соответствующие
Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.
Вопрос 38. Государство и церковь. Светские и теократические государства.
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения Г происходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"