Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

4) по принципу разделения властей  (законодательные – принимает  законы, нормативно – правовые  акты высшей юридической силы, исполнительные – практически реализует политические решения, закрепленные в законах; осуществляет политическое и экономическое государственное управление, судебные – осуществляют правосудие в тех случаях, когда возникает спор о праве или совершено правонарушение);    5) по порядку (способу) принятия решений: коллегиальные и единоначальные;

В определении этого нет – 6). по источнику легитимности (установленные конституцией и установленные иными нормативно – правовыми актами); 7). по действию в пространстве (федеральные органы и органы субъектов федерации); 8). по длительности существования (постоянные и временные); 9). по порядку формирования (избираемые и назначаемые).

Вопрос 33. Совершенствование  механизма современного государства  как условие повышение эффективности его функционирования.

В истории России известна не одна идея повышения эффективности функционирования механизма государства (например коммунистическая идея). А.Б. Венгеров, например ведет отсчет процесса модернизации от реформ Петра Первого. Но можно рассматривать этот процесс и раньше. 

В России широко развита коррупция, которая просматривается во всем государственном аппарате. Если соотносить государственный аппарат и механизм управления в России.

Одна из основных причин недостаточной  эффективности российского государственного аппарата и затягивания сроков его реформы видится в увлечении администрированием, пренебрежении политической составляющей государственного управления, которая в современной России особенно велика. Проблема взаимосвязи администрирования и политики как раз и составляет центральную проблему политико-административного управления. Суть ее состоит в том, что эффективность достижения цели, затрагивающей существующие в обществе политические интересы и настроения, а тем более стабильности общества и его развития зависит не только от организационных усилий аппарата, но и от их общественной поддержки.

Другая причина, казалось бы, противоположного свойства, вытекает отчасти из первой: недостаточный учет политической составляющей влечет за собой отсутствие эффективного противодействия политизации государственного управления, в отсутствие которого трудно сформировать оптимальные государственные механизмы, отвечающие критериям эффективного управления вообще. Сказывается и недостаточное внимание научному обоснованию реформы государственного управления.

Наконец с трудом преодолевается сложившаяся  в России диспропорция между государственным  управлением и общественной самоорганизацией. Существуют объективные пределы возможностей эффективного вмешательства государства в дела общества, и с развитием общественных систем границы сферы управляемого сокращаются: об этом свидетельствует проявившаяся в XX столетии неодолимая тенденция дестабилизации авторитарных режимов.

Вопрос 34. Понятие  и сущность бюрократии. Демократический  и бюрократический центризм.

Бюрократия  и  бюрократизм  неотрывны  от  Г и во  многом  характеризуют его механизм  (аппарат).  Бюрократия  (М Вебер) – рациональная  организация  гос  управления,  деятельности  гос  аппарата  на  основе  господства  общеобязательных  регламентированных  процедур,  исполнение  которых  не зависит  от   того,  кто  именно  и  по  отношению  к  кому  их  выполняет.  Все  равны  перед  единым  порядком. 

В  отличие  от  бюрократического  способа  управления  бюрократизм,  в  буквальном  смысле  слова,  власть  ''бюро'',  т.е.  письменного  стола,  конторы,  а  по  сути  дела – власть  оторванного  от  народа  аппарата.  Главный  ресурс  бюрократов – власть  и  возможность  ею  злоупотреблять,  извлекать  выгоду  из  должности.  Одной  из  характерных  черт  бюрократии  является  стремление  к  тайне,  засекречиванию  деятельности. Важнейший  закон  бюрократического  аппарата – сохранение  и увеличение  власти,  ее  самовозрастание.  Отсюда  разбухание  гос.  аппарата. 

Суть Демократический централизм состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели.

Вопрос 35. Понятие, структура, функции политической системы.

Политическая система  общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих политические функции.

Структура (составляющие компоненты) политической системы: 1) политические организации; 2)политические отношения; 3) политическая идеология; 4)политическая деятельность.

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;

управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения;

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач;

выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

интеграция общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры;

политическая социализация и др.

Таким образом, политическая система  имеет немало функций, с помощью  которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

Вопрос 36. Виды политических систем. Соотношение политической, экономической, социальной, и правовой систем в обществе.

Классификация (типология), исходящая  из характера взаимоотношения с  внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы  имеют слабые связи с внешней  средой, невосприимчивы к ценностям  других систем и самодостаточны.Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

  - отрицание или значительное  ограничение прав и свобод  личности, установление жесткого  контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

  - стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

  - ломка всесильным политическим  механизмом автономии всех общественных  отношений;

  - радикальное ограничение инициативы  индивида, его полная зависимость  от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем.

    Черты авторитарной политической  системы:

  - использование сильных, жестких  средств решения социальных и  политических проблем, опора на  репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

  - централизация управления, подавление  региональной и личностной автономии;

  - сосредоточение функций управления  обществом в одном лице или  узком социальном слое.

   Черты демократической системы:

  - правление большинства;

  - свобода критики и оппозиции  правительству;

  - защита меньшинства и его  лояльность политическому сообществу; право народа на участие в  решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:

  › командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), 

  › соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)

  › социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

Соотношение политической, экономической, социальной и правовой систем в обществе.

Политическая система влияет на все остальные системы. Политическая система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.

Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования.

Экономическая система – система  рыночных отношений в государстве. Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом – гос-во формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экон развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь гос-во само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг.

Социальная система – государство  защищает личность, устанавливает нормальные условия жизни для всех членов общества. Государство решает вопросы здравоохранения, культуры, просвещения, строительства жилья, работу транспорта и связи.

Вопрос 37. Место  и роль государства в политической системе общества, его взаимодействие с институтами политической системы.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как  часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее  положение в политической системе  общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного  официального представителя всего  народа, объединяемого в пределах  его территориальных границ по  признаку гражданства;

2) является единственным носителем  суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом  (публичной властью), предназначенным  для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией  на правотворчество;

5) владеет специфическим набором  материальных ценностей (государственная собственность, бюджет и т.д.);

6) определяет главные направления  развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным  субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и  функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством  юстиции) и привлекает к участию  в общественных и государственных  делах;

может осуществлять надзор за законностью  деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения  за соответствующие правонарушения.

Наряду с государством особое место  в политической жизни занимает и  право как важнейший социальный институт.

Вопрос 38. Государство  и церковь. Светские и теократические государства.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения Г происходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"