Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

Принципы правового государства. К общеправовым принципам относят: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и  с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства: 1. Принцип разделения властей. 2. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права». 3. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. 4. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. 5. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц.

К признакам правового государства  следует относить: 1) верховенство закона во всех сферах общественной жизни, 2) реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития (невмешательство государства), 3) взаимная ответственность государства и личности.

Вопрос 53. Соотношение  общества и государства. Гражданское  общество: понятие, структура, признаки.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества 1.Политические партии. 2.Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.). 3.Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды. 4.Научные и культурные организации, спортивные общества. 5.Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы. 6.Независимые средства массовой информации. 7.Церковь. 8.Семья.

Признаки современного гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; •развитость и разветвленность демократии; •правовая защищенность граждан; •определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов: равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; гарантированная юридическая защита  прав  и свобод  граждан на  основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе; экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого  иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства  и   партий   общественные   объединения   по   интересам   и профессиональным признакам; свобода граждан в образовании партий и гражданских движений и др.

Гражданское общество и государство  неразрывно связаны друг с другом, составляют две части  единого  общественного  организма

1. Понятие «гражданское общество» и  «государство»  характеризуют различные,   но   внутренне   взаимосвязанные,   взаимополагающие    стороны (элементы) глобального общества,  общества  как единого организма.  Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь  в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной  степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества  и государства,  являющихся составными  частями глобального  целого,  естественно  закономерный  процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной  сфер,  с  одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова   политической  системы,  им обусловливается  и определяется государство. В свою очередь, государство  как институт — эта система учреждений и норм,  обеспечивающих  условия  бытия  и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть  некая совокупность  автономных  индивидов, законом  жизни   которых  является  анархия.  Это  форма  общности людей,  совокупность  ассоциаций  и   других   организаций,   обеспечивающих совместную  материальную  и  духовную  жизнь  граждан,   удовлетворение   их потребностей   и   интересов.   Государство   есть   официальное   выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество —  сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых,  региональных  интересов. Государство же — сфера  выражения  и  защиты  общих  интересов.  Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю  государства,  чтобы  в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля  определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито  гражданское   общество  в  смысле  прогресса  самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать  и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор  для развития  демократичности  государства.  Вместе  с  тем,  чем  демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского  общества до наивысшей  формы  объединения  людей  и  их  свободной  индивидуальной  и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном  уровне человеческой цивилизации  —  это   общество   с   развитыми   экономическими,   культурными,   правовыми, политическими отношениями  между  индивидами,  группами  и  сообществами,  не опосредованными  государством.

 

Вопрос 54. Система  регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень. Права, обязанности, запреты.

Государственное регулирование можно определить как осуществляемое государством или от его имени воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Установление юридических норм при всей его важности и необходимости в системе государственного регулирования не является, однако, собственно регулированием общественных отношений, поскольку установление юридических норм само по себе еще не влечет того порядка в общественных отношениях, который этими нормами предусмотрен. Собственно регулирование общественных отношений, регулирование как таковое, выражается в фактическом упорядочении общественных отношений, которое начинается с момента вступления нормативно-правовых актов, содержащих соответствующие нормы права, в силу. С этого момента нормы позитивного права начинают действовать и, следовательно, регулировать, фактически упорядочивать общественные отношения.

Государственное регулирование как  фактическое упорядочение общественных отношений представляет собой определенный процесс, протекающий на двух уровнях  – нормативном и индивидуальном.

Нормативный уровень государственного регулирования общественных отношений связан с действием норм позитивного права, их функционированием. На этом уровне происходит упорядочение общественных отношений лишь в самом общем виде, поскольку нормы позитивного права, как и всякие нормы, являются правилами поведения общего характера. Они адресуются неограниченному кругу не определенных персонально субъектов и рассчитаны на заранее не определенное число типичных, повторяющихся ситуаций.

Индивидуальный уровень государственного регулирования связан с упорядочением конкретных общественных отношений. Данный уровень регулирования не носит независимого от нормативного уровня характера. Индивидуальное регулирование общественных отношений является поднормативным и осуществляется после нормативного регулирования и на его основе. Переход с нормативного уровня на индивидуальный происходит при помощи определенных юридических фактов, описание которых, как правило, дается в нормах позитивного права. Вместе с тем иногда описание тех или иных юридических фактов в нормах права может и отсутствовать ввиду очевидности этих фактов.

   Различия здесь проводятся  в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность, право, или запрет. Выделяются:

обязывающие нормы - устанавливают обязанность совершать определенные     положительные действия (например, платить за  проезд в  метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.)

 

 управомочивающие  нормы - предоставляют    участникам правовых отношений возможность    совершать положительные действия в   целях   удовлетворения своих   законных   интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.

запрещающие нормы - устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права   граждан, грабить, убивать и т.п.)

 

Вопрос 55. Социальные и технические нормы, их понятие.

Особенности и взаимосвязь. Технико-юридические нормы.

Социальные нормы – правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях (нормы права, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные нормы и др.).

Признаки социальных норм: 1. правила  поведения; 2. правила поведения общего характера; 3. общеобязательные правила поведения в обществе.

Технические нормы (определение В.Н.Хропанюка) – правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами (правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов и др.).

Вывод из определений: коренное отличие  социальных норм от технических: социальные нормы регулируют отношения людей  и их коллективных образований между  собой, технические нормы определяют отношение человека к технике (например – как пользоваться той или иной «техникой»).

Технико – юридические нормы – правовые нормы с техническим содержанием (правила вождения и эксплуатации транспорта, правила безопасности при производстве строительных работ и др.). ГОСТы.

Юридико – технический регулятор определяет отношения участников общественного производства, устанавливая их взаимные права и обязанности, т.е.регулирует отношения между людьми. В отличии от правового он включает технические нормы 9 в совокупности и сочетании с правовыми) и обеспечивает их соблюдение с помощью правового механизма.

Нормативно – технический регулятор, в отличии от юридико – технического устанавливает различные технические и технологические нормы, определяет непосредственное отношение работников к технике, предмету труда и т.д., характеризуется отношением «субъект – объект» (другие регуляторы характеризуются «субъект – субъект».

Усиление роли юридико – технического регулятора на современном этыпе связано с проблемами научно – технической революции, когда возникает необходимость решать одновременно социальные и технические вопросы в комплексе, и лучше всего в одном нормативном акте (решении).

Вопрос 56. Виды социальных норм: нормы права, обычаи, морали, религиозные, корпоративные  и иные нормы.

Существуют различные классификации  социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости  от особенностей их возникновения и  реализации. По данному основанию  выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости. С развитием общества они все более усложнялись.

Вопрос 57. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие.

Нормы морали – система социальных норм, регулирующих отношения на основе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, похвальном и осуждаемом. Это нормы, сформулированные самим обществом, нигде формально не закрепленные и существующие в общественном сознании. Средством обеспечения таких норм является общественное суждение.

Нормы права – система социальных норм, регулирующих отношения внутри социальной общности, выделенной по политическому признаку. Эти нормы исходят от государства и или им санкционируются, обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения.

Единство:

- у них общая цель – упорядочить  жизнь в обществе

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"