Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.
Родовая организация знала власть. Власть - это способность (возможность) подчинять своей воле, управлять и распоряжаться действиями других людей с помощью каких-либо средств (авторитет, принуждение, насилие). Форма власти в первобытном обществе называется потестарной (от лат. potestos - власть, мощь). Власть в родовой организации принадлежала всему обществу. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выборными лицами. Властными институтами были собрание, старейшины, военный вождь. Жизненно важные для родовой организации вопросы решались на общем собрании. Собрание выбирало и смещало старейшину или вождя, власть которых опиралась на личный авторитет (лучший среди равных) и не давала каких-либо привилегий (они не выделялись из рода, а продолжали оставаться внутри него). Решения собрания были обязательны для всех членов рода. Власть в родовой организации была реальной, то есть способной к принуждению. Принуждение исходило от всего общества, специальных органов принуждения не было. Поскольку никто в родовой организации не имел привилегий, поэтому никому не удавалось избежать наказания. Власть в родовой организации строилась на началах самоуправления. Все вопросы жизнедеятельности рода решались самим обществом.
Социальное управление в родовой организации осуществлялось при помощи социальных норм. Основной формой выражения социальных норм является обычай или мононорма. Мононорма – социальные нормы первобытного общества, которые были едиными, нерасчлененными и являлись одновременно и обычаями, и нормами морали, и религиозными нормами. Правила поведения в родовой организации представляет собой однородную, недифференцированную массу. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Социальные нормы первобытного общества имеют свои характерные признаки: они имеют устную форму; они тесно связаны с мифологическими представлениями людей, традициями, ритуалами, обрядами и т.п.; социальное регулирование строилось на «табу», т.е. в виде недопустимости совершать те или иные поступки, особенностью которых является отсутствие какого-либо логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»). Нормы запретов укреплялись на уровне подсознания. Нарушение табу влекло за собой изгнание из рода (остракизм); социальные нормы не различали права и обязанности рода, т.е. возможность и необходимость определенного поведения.
Вопрос 10. Общие закономерности возникновения государства, его признаки и социальное назначение.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, имеющая специальный аппарат управления и придающая свои велениям обязательное значение для всего населения.
Таким образом, основными признаками государства являются: публичная власть, подвластное население, подвластная территория, суверенитет, правотворчество, сбор налогов.
Основные закономерности возникновения государства:
– гос-во возникло в связи с общественным развитием
– гос-во произошло в связи с серьезными социальными противоречиями, которые грозили уничтожением обществу
– гос-во появилось как организация, для сохранения целостности общества, для управления этим обществом
– гос-во появилось именно как определенная территориальная организация населения.
Социальное назначение государства – обеспечение целостности и развития общества. Государство реализует своё назначение через осуществление трёх категорий дел:
1) общие дела, обеспечивающие объективные
предпосылки человеческого
2) классовые, отдельных социальных слоёв, групп;
3) дела как члена мирового сообщества.
Вопрос 11. Основные теории происхождения государства.
Концепции Др.мира, Средневековья и Нов. Времени.
1.Теологическая концепция
Государство – продукт божествен. промысла. В архаичной форме идея возникла на Др.Востоке – основоположник династии – сын Неба (Др.Ктиай). Имеет свои модификации во всех мировых религиях, наиболее влият. явл. христиан. теол. концеп.(3в.-12в). Авторы: Августин Аврелий и Фома Аквинский. Понимание монарха – как «помазанника Божьего». Критика за ненаучность, но сыграла положит. роль, т.к. обратила внимание на значение гос. орг-ии для общества.
2.Патриархальная концепция
Оформляется в Др.Греции, автор Аристотель (4в. до н.э.). Гос-во – продукт разрастания семьи, где власть монарха явл. производной от власти отца в отношении семьи. Недостаток – смешение различных социальных задач (семья-государство), задачи треб. различ. подходов. Достоинство – объяснить переход от догус. орг-ии к гос. внутрен. причинами социального развития.
3. Патримониальная концепция
Власть монарха явл. производной от власти собственника земель.участка в отношении лиц, прожив. на его земле. Автор Галер (17в.)
Недостаток – в пренебрежении различной правовой природой правомочийсобственника и монарха. Вклад – открытие значения территории как исходного условия для формир. гос-ва.
4. Договорная концепция
Представители: Г.Гроций (Гол.), Дж.Локк (Англ.),Ж.-Ж.Руссо (Фр.),А.Радищев – оформилась в Новое время (к.17-18вв). Имеет политич. значение, идеологич. знамя буржуаз.рев., к ней примыкает теория «естественного права».Гос-во – рез-т общест. договора м/у населением и властью, по кот. гос-во обязано защищать права личности. Недостатки – отсут. истор. подтверждение. соглашения;Вклад – зарождение идеи взаимной ответ. гос-ва и об-ва.
Концепции 19 века
1. Экономическая (или классовая) концепция.
К.Маркс, Ф.Энгельс (40-50гг). Основной фактор образования гос-ва экономический, возникновение классовой борьбы. Недостатки – абсолютизация значения эк. фактора в ущерб др. Вклад – выявление эк. фактора позволило объяснить происхождение гос-ва у разных народов в различные историч. периоды.
2. Теория насилия
1-ый Шан Ян (3в до н.э.) Европа – 70-90гг.19в. – К.Каутский, Е.Дюринг: отправной тезис насилие гос-ва в отнош. населения.любое гос-во носит внеш. по отнош. к населению хар-р и возник. В рез-те внут.(класс.борьба) или внеш.(агрессия в отнош.др. народов) насилия.Недостаток – абсолютизация насилия, Вклад – формир. идеи полит. власти как власти внешней по отнош. к об-ву.
3. Расовая теория
Формир. теории в позднее Средневековье, окончат. Вид конец 19в., представитель – А. де Гобино. В мире сущест. расы господ и рабов. Треб. «жизнен. пространства» для высшей расы-арийской – активно исполь. идеологами 3Рейха. Не имеет научной ценности – заложен неверный антигуманный тезис.
4.Органическая концепция
Г.Спенсер в 50-60 гг под влиянием ест.-науч. теории Дарвина. Гос-во – продукт естест. эволюции человечества, люди выступ. Как клетки, а гос.структуры как органы гос-ва, вып. Опред. функции схожие с функциями человеч. Организма (пр. правительство-мозг и т.п.) Вклад – введение принципа системности и функцион. направ. его составных частей. Недостаток – биологизация социального развития.
Концепции 20 века
1.Психологическая концепция
Л.Петражицкий (к.19-нач.20в). Люди создали гос-во как комфортную для них систему социальных отношений, обеспеч. опред. баланс власти и подчинения в об-ве.Вклад – формир. нов. науч. направлений.: правовой и полит. психологии. Недостаток – отсутствие ответа на вопрос.
2.Ирригационная теория
50-60гг..автор К.Виттфогель.
Вопрос 12. Причины и пути возникновения права.
Признаки, отличающее право от других социальных норм
Термин «право» - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на регулирование общественных отношений (объективное или позитивное право).
В основе появления права лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества. Переход от присваивающей к производящей экономике вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности. Процесс появления права в разных странах протекал неодинаково: на Востоке переход к производящей экономике и к оседлому образу жизни разделил население общин на управляющих и управляемых. Необходимость ведения ирригационного земледелия вызвала потребность в разветвленном аппарате чиновников. Управленческие посты дали их обладателям большие материальные выгоды: теперь произведенный продукт делится не поровну. Для закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства; появлению ремесленников и торговцев. Излишки продуктов породили имущественное неравенство и появление частной собственности. Деление общества на богатых и бедных неизбежно усилило конфликты и противоречия. Право выступало, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений. Появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов; определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.
2. Формирование права
На Востоке право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было нарушением нормы морали и религии. На Западе право является результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В основе лежит библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Создатель наделяет людей жизнью, свободой и правом на стремление к счастью. Право определяло ту меру свободы, которая была обусловлена природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю, а от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам.
Признаки права: нормативность (состоит из норм), общеобязательность (распространяется на всех лиц, попавших в сферу действия права), принудительность (обеспеченность возможностью государственного принуждения), формальная определенность (фиксируется поведение в праве четко, точно, содержание права выражено в определенной форме), системность (все правовые нормы взаимосвязаны), динамизм и стабильность (пособность к развитию и динамическая устойчивость), реальная применимость (должно соответствовать условиям жизни).
В первобытном социально
В отличие от социальных норм поведения
в первобытном обществе, нормы
юридического права выражают волю определенных
классов, других слоев социально
неоднородного общества Они внешне
объективированного, с общеобязательные
и формально определены в нормативных
актах, правовых обычаях, нормативных
договорах, судебных и административных
прецедентах, что устанавливаются
или санкционируются
Вопрос 13. Проблемы соотношения государства и права в контексте их происхождения.
Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой - право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона. Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право.
Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.
Первый подход получил название этатистский. Согласно ему, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"