Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
» право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).
Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.
Недостаток теории состоит:
вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения
75 Марксистская теория права
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается
экономическая обусловленность
права, оно всегда выражало
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории права составляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право
отражает существующие
» право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права;
~ трезвая
оценка роли государства и
государственной элиты в
~ показывает
зависимость права от
~ обращает
внимание на тесную связь
Основные недостатки теории:
ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества
76 Понятие формы права. Соотношение
понятий «форма права» и «
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:
1. Нормативный-правовой акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай 4. Принцип права 5. Правовая доктрина 6. Нормативный договор 7. Деловое обыкновение
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.
77. Формы (источники) права в юридическом смысле: понятие, разновидности
Источник права
в формальном (юридическом) смысле — это
способ закрепления и существования норм
права. В теории выделяются следующие
источники права в формальном смысле: естественное
право; нормативный
правовой акт; нормативный
договор; правовой
прецедент (судебный или админи
78 нормативный правовой акт – важнейший источник права РФ
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Является основным источником права в РФ.
Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм
Важнейшим св-вом НПА явл. наличие юр. силы, кот. проявляется в обязательности исп-ия предписаний, содержащихся в НПА-е, в обеспеченности возможностью применения гос-го прнуждения и в их иерархии.
Виды: по предмету рег-ия: акты, рег-ие уголовно-правовые отн-я; акты, рег-ие гражданско-правовые отн-я, акты, рег-ие адм-правовые отн-я.
По субъекту издания: акты органов гос-ва ; санкционнированые гос-ом, акты общ-ых организаций; акты органов самоупр-ия; акты непосредственного волеизъявления народа(референдум).
По юр. силе: законы; подзаконные нормативные акты
79 Правовой прецедент: его недостатки и достоинства
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Достоинства: Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании. Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. В-третьих, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т.п.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
объем действия прецедента не определен
80 Особенности нормативно-
Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.
Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.
Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие
81 Закон: понятие, признаки, виды
Закон - это акт верховной власти в государстве, обладающий высшей юридической силой. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:
- обладание
высшей юридической силой. Это
означает, что закону должны
- по своему
источнику закон - акт, непосредственно
выражающий общую
- по своему содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства;
- по своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;
- это правовой акт, который принимается в особом порядке.
Классификация законов может производиться по различным основаниям:
- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);
- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).
82 Подзаконные акты, их признаки и виды
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов.
Характерными
признаками подзаконных актов является
то, что они: 1) принимаются на основе закона,
2) принимаются во исполнение закона, 3)
не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов Российской
Федерации в порядке убывания юридической
силы выглядит следующим образом: указы
Президента; постановления Правительства;
акты министерств и ведомств: приказы,
инструкции, положения, указания, уставы,
решения коллегий и др.; акты исполнительных
органов субъектов РФ: указы Президентов
(в республиках); постановления глав администраций
(в иных субъектах); приказы, инструкции
руководителей подразделений соответствующих
администраций; акты органов местного
самоуправления; локальные нормативно-правовые
акты: акты руководителей предприятий,
учреждений и организаций
83 Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие во
времени определяется моментами вступления
нормативного акта в силу и утраты им юридической
силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать
в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном
акте или в специальном акте о введении
его в действие (таким временем может быть
момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного
срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного
в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего
нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового
акта другим актом, устанавливающим новые
правила регулирования той же социальной
сферы.
В пространстве
нормативно-правовые акты в зависимости
от своего вида могут действовать трояким
образом:
а) распространяться на всю территорию
государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной
части страны;
в) предназначаться для действия за пределами
государства, хотя в соответствии с принципами
государственного суверенитета общее
правило таково, что законы того или иного
государства действуют лишь на его территории.
Действие нормативно-правового
акта по кругу лиц подчиняется общему
правилу: он распространяется на всех
лиц, находящихся на территории его действия
и являющихся его адресатами. Однако из
этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства
не могут быть субъектами ряда правоотношений
(например, быть судьями, состоять на службе
в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим
иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности,
не несут уголовной и административной
ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты
Российской Федерации распространяют
свое действие и на тех граждан России,
которые находятся за ее пределами (например,
Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое
действие тот или иной нормативно-правовой
акт, может определяться также по признаку
пола, по возрасту (несовершеннолетние),
по профессиональной принадлежности (например,
военнослужащие), по состоянию здоровья
(инвалиды) и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"