Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)
  1. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
  2. экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
  3. культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
  4. функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
  5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

  1. регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
  2. регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
  3. регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
  4. охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
  5. компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
  6. восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
  7. ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
  8. карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

 Выделяют  три формы реализации функций  права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие — противоречат интересам общества, государства и граждан. Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. 

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим воздействием и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Реализация функции права в рамках этой формы состоит из выяснения следующих принципиальных положений: условий эффективности регулирования; процесса правового регулирования; социальных результатов регулирования

 

71 Соотношение права, политики и  экономики

Право+ экономика

Экономические отношения строятся на основе норм правовых актов –экономика в целом, -отраслей экономики, -экономические отношения

Арбитражные суды пользуются нормами права для решения экономических споров. Принципы: -защита различных форм особственности, -антимонополия.

Право+ политика

Принципы:-многопартийность, -сроки выборов, -состав и политика партий

Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития..

Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством.. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство –2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии

Анализируя структуру системы права, нужно рассматривать ее в соотношении с внешней формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Соотношение законодательства и права:

1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права,

3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

 

72.    Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства    

 Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.    

 Основными  положениями теории естественного  права являются:  

 » право  и закон - не одно и то же;   

 » законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;  

 » право  существует само по себе, имеет  естественный (производный от природы) характер;  

 » право - совокупность высших нравственных  ценностей (свобода, равенство, справедливость);   

 » фактически  право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;  

 » не  всегда законы соответствуют  естественному праву;  

 » права  человека имеют естественный  характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.    

 Достоинствами теории естественного права являются:  

~ прогрессивность;   

~ признание  за человеком его неотъемлемых  прав и свобод;  

~ допущение, что официальные законы не  всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).   

~ обосновывает  необходимость приведения законов  в соответствие с такими нравственными  ценностями, как справедливость, свобода  и др.    

 К основным недостаткам теории естественного права относятся:

  • прямое отождествление права и морали;
  • противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
  • преувеличение роли неписаного права;
  • различное понимание людьми идей справедливости.
  • отрицание роли государства в правотворческом процессе.

 

73 нормативный подход к праву  как средству поддержания законности  и стабильности

Суть нормативистской теории составляют следующие положения:   

 » право  является пирамидой норм;  

 » во  главе данной пирамиды стоит "суверенная  норма", определяющая смысл остальных  норм (конституция);  

 » каждая  норма в данной иерархии черпает  юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;  

 » сила  права зависит от разумности  построения всей иерархической правовой системы;  

 » право "живет" только в кодифицированных  юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);   

 » право  необходимо изучать и воспринимать  вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в  чистом виде".    

 К достоинствам теории можно отнести следующие:  

~ признание  необходимости структурирования  правовой системы, то есть построения  ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;  

~ идея о  суверенной норме - фактически об  основном законе высшей юридической  силы, который венчает всю правовую  систему;  

 ~  признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.  

~ такой подход  позволяет создавать и совершенствовать  систему законодательства, обеспечивает  определенный режим законности, единообразное применение норм  и др.     

 Недостатки теории:

  • главный - повышенное внимание к формальной стороне права.
  • игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),
  • игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.

 

     Нормативное понимание  права хорошо служит в условиях  стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

 

74 Социологический подход к праву  как средство обеспечения динамизма  общественной жизни      

 Эта школа  полагает, что нормы, записанные  в законах и других актах  государства, еще не есть само  право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система  правоотношений, поведения людей  в сфере права. Отсюда на первое  место выдвигается фигура судьи  как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и  это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать  не в нормах, а в самой жизни.     

 Эта школа  имеет широкое распространение  в Англии.    

 Суть социологической теории составляют следующие положения:   

 » право  и закон нетождественны между собой;   

 » закон - писаное право;  

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"