Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
Выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие — противоречат интересам общества, государства и граждан. Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д.
Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим воздействием и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования. Реализация функции права в рамках этой формы состоит из выяснения следующих принципиальных положений: условий эффективности регулирования; процесса правового регулирования; социальных результатов регулирования
71 Соотношение права, политики и экономики
Право+ экономика
Экономические отношения строятся на основе норм правовых актов –экономика в целом, -отраслей экономики, -экономические отношения
Арбитражные суды пользуются нормами права для решения экономических споров. Принципы: -защита различных форм особственности, -антимонополия.
Право+ политика
Принципы:-многопартийность, -сроки выборов, -состав и политика партий
Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития..
Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством.. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.
Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:
1) в единстве (право и государство –2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;
3) взаимодействии
Анализируя структуру системы права, нужно рассматривать ее в соотношении с внешней формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Соотношение законодательства и права:
1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;
2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права,
3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;
5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.
72. Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными
положениями теории
» право и закон - не одно и то же;
» законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
» право
- совокупность высших
» фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
» не всегда законы соответствуют естественному праву;
» права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного права являются:
~ прогрессивность;
~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
~ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
~ обосновывает
необходимость приведения
К основным недостаткам теории естественного права относятся:
73 нормативный подход к праву
как средству поддержания
Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
» право является пирамидой норм;
» во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
» каждая
норма в данной иерархии
» сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
» право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
» право
необходимо изучать и
К достоинствам теории можно отнести следующие:
~ признание
необходимости
~ идея о
суверенной норме - фактически об
основном законе высшей
~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
~ такой подход
позволяет создавать и
Недостатки теории:
Нормативное понимание
права хорошо служит в
74 Социологический подход к
Эта школа
полагает, что нормы, записанные
в законах и других актах
государства, еще не есть само
право. Гораздо важнее то право,
которое складывается в жизни.
Это «живое право» есть
Эта школа имеет широкое распространение в Англии.
Суть социологической теории составляют следующие положения:
» право и закон нетождественны между собой;
» закон - писаное право;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"