Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка
Краткое описание
1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина. понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".
Смещенные лидеры становились рядовыми
членами общины и не приобретали каких-либо
преимуществ;
3) власть основывалась на авторитете,
уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты
всех своих членов, и за убийство
члена общины назначалась
кровная месть.
Следовательно, главные черты власти
в первобытном обществе - это выборность,
сменяемость,
срочность, отсутствие привилегий, общественный
характер. Власть при родовом строе носила
последовательно демократический характер,
что было возможно в условиях отсутствия
каких-либо
имущественных различий между членами
общины, наличия полного фактического
равенства,
единства потребностей и интересов всех
членов. Данный этап в развитии человечества
на этом
основании нередко называют первобытным коммунизмом.
В обществе присваивающей экономики
существовала нерасчлененность мифологического
и
традиционно-бытового регулятора, зачаточного
права и морали. Отечественный этнограф
А.И.
Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали
следующие виды
общественных отношений: 1) брачно-семейные;
2) половозрастное разделение труда; 3)
отношения
по распределению пищи и правила ведения
охоты; 4) правила разрешения споров между
членами
общины; 5) правила ведения войн между
племенами.
Мононормы представляли собой единые, общие для всех
правила поведения. Первобытный
человек не различал прав и обязанностей,
не выделял различные виды норм - морали,
религиозные
и т.д.
Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые
воспринимались как предписания,
исходящие от сверхъестественных сил,
и подкреплялись религиозно-магическими
санкциями.
Мононормы были направлены на обеспечение
присваивающей экономики, гармоничное
существование первобытной общины и
воспроизводство человека. Для нормативной
системы
этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление
какого-либо животного или растения
священным. Тотемная форма выступала
экологическим регулятором и была своеобразной
"Красной книгой". Среди способов
регулирования выделялись в качестве
главного запреты, небольшую долю составляли
дозволения (разрешения) и позитивные
обязывания. Например, запрещалось
кровосмешение, нарушение разделения
функций в общине; дозволялась охота на
определенных
участках или на определенные виды животных
и т.д. Позитивное связывание имело целью
организовать рациональным образом приготовление
пищи, строительство жилищ, изготовление
орудий труда и т.д. Но все способы нормативного
регулирования не были направлены на
изменение природных условий, на выделение
человека из природы; они способствовали
формированию наиболее эффективных форм
присвоения предметов природы и их
приспособлению для удовлетворения потребностей
человека.
Мононормы находили выражение в мифах,
обычаях, ритуалах, обрядах. u1054 Обычаи
были исторически
первыми регуляторами отношений между
людьми и закрепляли выработанные веками
рациональные, полезные для людей варианты
поведения, которые передавались из поколения
в
поколение и отражали в равной мере интересы
всех членов общины. Обычаи изменялись
медленно, что соответствовало темпам
развития общества того периода.
Соблюдение обычаев было прочной привычкой
каждого члена общины. Непререкаемость
обычаев
опиралась на связь и общность интересов
членов общины, их равенство, отсутствие
противоречий
между этими интересами.
Наряду с самоорганизационными процессами
формирования обычаев, традиций присваивающая
экономика на некоторых этапах знала
и сознательное создание
правил поведения. Их создавали
потестарные органы управления.
На основе изложенного можно сделать
следующие выводы о нормативной системе
этапа
присваивающей экономики.
1. Эта система была направлена
на господство общего над
личным, индивидуальным, на
сплочение общины, рода, племени, поскольку
вне коллектива человек не смог бы в то
время
выжить. 2. Нормативная система выступала
в виде строгих, непререкаемых, безусловно
обязательных
правил поведения, которые соблюдались
в силу привычки, объективной целесообразности
и не
обеспечивались специальным аппаратом
принуждения.
3. Внутренняя структура мононорм
характеризовалась нерасторжимым единством