Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо

преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты  всех своих членов, и за убийство  члена общины назначалась

кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость,

срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила

последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо

имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства,

единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом

основании нередко называют первобытным коммунизмом.

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и

традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И.

Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды

общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения

по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами

общины; 5) правила ведения войн между племенами.

Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный

человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм - морали, религиозные

и т.д.

Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания,

исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями.

Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное

существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы

этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения

священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной

"Красной книгой". Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось

кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных

участках или на определенные виды животных и т.д. Позитивное связывание имело целью

организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление

орудий труда и т.д. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на

изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали

формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их

приспособлению для удовлетворения потребностей человека.

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. u1054 Обычаи были исторически

первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками

рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в

поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись

медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода.

Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев

опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий

между этими интересами.

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая

экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали

потестарные органы управления.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа

присваивающей экономики.

1. Эта система была направлена  на господство общего над личным, индивидуальным, на

сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время

выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных

правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не

обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством

биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.

4. Преобладающее значение в структуре  мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились

дозволения и позитивные связывания.

5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к

определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам

при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные

изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов

мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также

появления новых позитивно-обязывающих норм. Нормативная система раннеклассовых обществ

получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возникает специальный пласт

норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не

вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные

государством обычаи. Отсюда его название - обычное право. Оно формируется путем, с одной

стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой - введения новых

правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным

принуждением.

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но

бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало

старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была

возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного

выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных

отношений.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода - появление первых

письменных источников - агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов

земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были

строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением

агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, -

предсказания (проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обществе все,

заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых

излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова,

предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, - "если - то". Существовала тесная

связь между сборниками предсказаний с собственно юридическими сборниками. Чем древнее

сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли

регулятивные функции. Считается, что первые посвятительные надписи месопотамских царей,

сделанные несколько тысячелетий назад в связи со знамениями, видениями, гаданиями, и были

первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования

предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объявляли через себя волю божества.

С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она представляет собой своеобразное

видение возникновения норм права.

Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно

отнести:

1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной

территории;

2) потребность в поддержании  этого порядка в условиях расслоения  общества, появления различий

и даже конфликтов;

3) необходимость регулирования  обмена между народами, установления  соседских

взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.

Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы

периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых, происходит расщепление

мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых,

усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного

регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что

запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т.е. человек может поступать по

своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила

поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству, - агрокалендари.

Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых,

общесоциальное содержание нормативного регулирования, т.е. оно было направлено и

сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем

эти правила политизируются, т.е. приобретают классовое содержание. В-пятых, право появилось

не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые

перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"