Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

собственности (как у феодала или рабовладельца), совместного труда большого числа наемных

рабочих, также приобретающих в процессе своей деятельности часть созданного ими прибавочного

продукта. Будучи политическим компромиссом как между дворянством во главе с монархом и

буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служащим всем классам и социальным группам населения, средством

решения споров и конфликтов между ними.

В свою очередь с повышением производительности труда доля прибавочного продукта,

взимаемого государством в виде налогов на содержание аппарата публичной власти, уменьшается в

сравнении с той его долей, которая остается в собственности труженика. Поэтому само государство

постепенно утрачивает черты эксплуататорского. На смену им приходят помимо хозяйственно-

организаторских также защитные функции и социально-регулятивные черты.

В XX в. в странах Европы и Азии образовались социалистические государства. Эти государства

основывались на общественной собственности на средства производства, они выступали главным

распределителем социальных благ. В них отсутствовала эксплуатация человека человеком. Право

лишь провозглашало принципы подлинного народовластия, защиту интересов не меньшинства,

стоящего у власти, а подавляющего большинства населения.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена

работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения государства трудящихся,

первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии,

отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной

собственностью; исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение

средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью

общественного развития, по К.Марксу, было построение коммунизма, т. е. такого общественного

строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая

распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Однако в

действительности социалистическое государство и право были институтами тоталитаризма,

диктатуры правящей партократии.

2. Цивилизационный подход. Одним из представителей этого подхода был английский историк

Арнольд Джон Тойнби (1889–1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера

“Закат Европы”. В своей работе “Постижение истории” Тойнби подтверждает идею Шпенглера о

невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация по

Тойнби — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных,

психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде

всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от

вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История

цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют,

умирают.

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса: 1

ступень — египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень — персидско-иудейская и античная

цивилизации; 3 ступень — византийско-славянская – восточная (Россия) + западная цивилизация +

исламская; 4 ступень — “Апокалипсис”.

Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три

этапа:

• локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными

институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская),

• особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская,

западноевропейская, восточная, исламская),

• современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.

Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости

от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют

первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму

империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна,

государство определяет и экономику и политику, и социальную структуру общества. Отличительной

особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные

цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются

меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга

народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам. 3. Либертарно-юридический подход. “История человечества — есть история развития свободы” —

именно эта идея положена в основу данного подхода.

По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)

греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм

государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и

римскому — демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют

монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные

исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств —  этнические государства Древнего  мира. Под регулирующее воздействие

государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно

принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и

возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип — сословное государство  средних веков. В нем свобода  носит характер сословных

ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,

что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным

межсословным неравенством.

3 тип — государства  и права индивидуалистического  типа. После эпохи буржуазных  революций

человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса

или сословия.

4 тип — гуманитарно-правовой  тип, в котором человек является  носителем прирожденных и

неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого

государством.

5. Типология государств  М. И. Кареева. В работе русского  правоведа М.И. Кареева “Типология  и

всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена 1087 пвесьма

интересная и незаслуженно забытая типология государств Выделялось 6 исторических,

последовательно сменявших друг друга, типов государств:

1) город-государство;

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и  абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов

государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена

действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными

истории, этнографии, археологии.

6. Типологии права. В современной  зарубежной науке широко распространена  точка зрения

(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории  права следует выделять три  этапа:

1) обычное право;

2) каноническое право;

3) светское право.

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,

выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

• право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право

принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

• кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении

и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная

идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система

привилегий, сословные традиции);

• право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все

веления, исходящие от государства;

• право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется на

естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных

ценностей.

 

 

  1. Понятие, признаки и формы осуществления функций гос-ва.

Функции государства – это определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. То есть функции государства – это, во-первых, какие-то направления его деятельности. Именно как направления деятельности принято определять функции государства в отечественной теории государства и права. Государство как организация, управляющая обществом, осуществляет это управление в форме какой-либо деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства. В современной отечественной теории государства и права под функциями государства чаще всего понимают основные направления его деятельности. Более того, некоторые авторы даже подчеркивают, что функциями государства можно считать только основные направления его деятельности. Думается, однако, что подобный подход несколько сужает понятие «функции государства», поскольку за пределами этого понятия остаются неосновные направления деятельности государства. Считать, что деятельность государства сводится только к каким-то основным направлениям, едва ли правильно. Государство, осуществляя управление обществом, претворяя в жизнь общественные, классовые или групповые интересы, решает самые различные задачи. И решение этих задач может выражаться как в основных, так и неосновных направлениях его деятельности. Конечно, вмешательство государства в общественную жизнь в принципе не должно быть чрезмерным. Государство не должно заниматься мелочной опекой и контролировать каждый шаг человека. Но это вовсе не означает, что такого не происходит в действительности. Кроме того, даже не вмешиваясь чрезмерно в общественную жизнь, государство все равно осуществляет свою деятельность по различным направлениям, в том числе и неосновным. И, наконец, в научной и учебной литературе довольно часто встречается такое понятие, как «неосновные функции государства». Разумеется, за этим понятием могут стоять только неосновные направления деятельности государства. Во-вторых, функции государства – это не просто какие-то направления его деятельности, а направления определенного свойства. Это значит, что функции государства всегда наполнены каким-то конкретным содержанием и представляют собой определенные направления государственной деятельности. В-третьих, функции государства так или иначе выражают его сущность. Как уже отмечалось, именно в функциях проявляет себя сущность государства. Однако не следует думать, что функции государства позволяют точно и безошибочно определить его сущность. Если бы это было так, то по всей видимости не существовало бы споров относительно сущности государства. Функции государства служат лишь ориентирами для познания сущности государства. Но с этих ориентиров легко сбиться и выйти на неверный путь. В-четвертых, функции государства выражают также назначение государства и вообще его роль в общественной жизни. Благодаря анализу функций государства, мы можем узнать, каково его социальное назначение, какова его роль в тот или иной исторический отрезок времени, в той или иной конкретной стране. Таковы основные признаки функций государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"