Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Прав. культура показывает, как теории, знания, оценки и др. феномены прав. сознания реал-ся и закрепляются в нормах прав. Де.
Прав. к-ры предст. собой сложное и многоплановое соц. явление, в Стр-ре к-рого выделяют 3 аспекта:
1) Познавательный – в кАч-ве элементов выступают эмоции, чувства, стереотипы, но осн. к-рых формир-ся позитив. отн-е к праву.
2) Ценностно-ориентационный – готовность соблюдать и исполнять законы, уважит. отн-е к правам др. ч-ка, потребность обращаться в суд за защитой прав
3) Деятельностный (поведенческий) – проявление – прав. активность более высокая, чем просто соблюдение прав. обяз-стей
Функции:
Виды:
1. в зав-сти от носителя правовой культуры:
- правовая культура общества
- .. личности;
- .. группы.
2. По степени познания прав. явл-й и использ-ния их в прав. Де
- обыденный (ограничен повседнев. рамками жизни)
- профессиональный (у лиц, к-рые профес. занимаются прав. Де)
- теоретический (научные знания ученых+обществ. опыт практических работников)
48. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Правовой нигилизм – это негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Как социальное явление нигилизм хар-ется:
Источники:
1. особенности истор. развития (В России – крепостничество, лишавшее население правасубъектности, несовершенство правосудия);
2. В
России марксистско-ленинская
3. административно-командные методы управления страной в годы сущ-ия совет-ого гос-ва;
4.расхождение между декларативным положениями законов и действительностью, правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юр-ки корыстных цели.ей
5. кризисное
состояние общ-ва в период
6. деформация правосознания и низк. уровень прав. культуры отдельных должн. лиц, всего общ-ва в целом.
Основная причина: есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правон-ии, за которым не последовало наказ-я, его вера в силу закона падает и м. упасть до такого уровня, что он не б. учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма.
Формы проявления:
Пути преодоления:
1. Борьба с коррупцией в правоохр. органах;
2. Повышение жизнен. уровня населения, выравнивание доходов, что должно привести к созданию среднего класса, выступающего опорой правопорядка.
3. Соблюдение прав и свобод человека в Де гос. органов.
4. Обеспечение должного качества принимаемых законов.
5. Повышение роли суда
6. Повышение
уровня правовой культуры
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
49. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ГОС-ВА
Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве
Т.о. гос-во есть орг-ция полит. власти общ-ва.
Признаки гос-ва:
2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.
Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:
1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы
2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян
3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры
4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.
Достоинства формационной типологии:
1) идея
делить гос-ва на основе
2) она
показывает поэтапность, естественноисторический
характер развития гос-ва. Источник
развития гос-ва заключен, по мнению
представителей данной теории, в
самом обществе, а не вне его.
Смена одного типа другим - процесс
объективный, естественноисторический,
реализующийся в результате
Недостатки:
1) однолинейна,
характеризуется излишней
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.
Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.
Виды цивилизаций:
- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)
- особенные цивилизации – российская, западно-европейская, буддийская
- древние, средневековые и современные
- крестьянские,
промышленные и научно-
- доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные
- мировая
(только начинает складываться)
По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.
Недостатки:1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.
В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
50. ТИПОЛОГИЯ ГОС- ВА
Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве
2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.
Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:
1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы
2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян
3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры
4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.
Достоинства формационной типологии:
1) идея
делить гос-ва на основе
2) она
показывает поэтапность, естественноисторический
характер развития гос-ва. Источник
развития гос-ва заключен, по мнению
представителей данной теории, в
самом обществе, а не вне его.
Смена одного типа другим - процесс
объективный, естественноисторический,
реализующийся в результате
Недостатки:
1) однолинейна,
характеризуется излишней
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.
Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.
Виды цивилизаций:
- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"