Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

Прав. культура показывает, как теории, знания, оценки и др. феномены прав. сознания реал-ся и закрепляются в нормах прав. Де.

Прав. к-ры предст. собой сложное и многоплановое соц. явление, в Стр-ре к-рого выделяют 3 аспекта:

1) Познавательный – в кАч-ве элементов выступают эмоции, чувства, стереотипы, но осн. к-рых формир-ся позитив. отн-е к праву.

2) Ценностно-ориентационный – готовность соблюдать и исполнять законы, уважит. отн-е к правам др. ч-ка, потребность обращаться в суд за защитой прав

3) Деятельностный (поведенческий) – проявление – прав. активность более высокая, чем просто соблюдение прав. обяз-стей

Функции:

  • познавательная (через восприятие и осмысление прав. явлений у индивидов формир-ся необх. прав. знания и представления)
  • регулятивная (обесп-ет устойчивое и динамичное функцион-ние всех эл-тов прав. сис-мы через закрепление в сознании людей образцов общественно-полезного и юр-ки значимого поведения)
  • правовой социализации (способность обеспечить передачу накопленного прав. опыта и знаний от 1 поколения к др, а также между субъектами)
  • оценочная (направлена на оценку права законности, правопорядка и выработку необх. отн-я гр-н к этим явлениям)
  • коммуникативная (непосредственная связь между гр-нами в прав. сфере)
  • прогностическая (спос-сть предвидеть возмож. направления развития прав. сис-мы, предсказать последствия правотворч. Де, прогноз-е возникновения нов. прав. ценностей и т.д.)

Виды:

1. в  зав-сти от носителя правовой культуры:

- правовая культура общества

- .. личности;

- .. группы.

 

2. По степени познания прав. явл-й и использ-ния их в прав. Де

- обыденный (ограничен повседнев. рамками жизни)

- профессиональный (у лиц, к-рые профес. занимаются  прав. Де)

- теоретический (научные знания ученых+обществ. опыт практических работников)

 

 

48. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРИЧИНЫ И ПУТИ  ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Правовой нигилизм – это негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

 

Как социальное явление нигилизм хар-ется:

  1. резко критическим, крайне  негативным отношением к общепринятым объективным абсолютным ценностям;
  2. максималистическим подходом, интенсивностью, безкомпромисностью отн-я. Отсутствие позитив. программы;
  3. Наличие разрушительного начала; В зав-сти от того, какие ценности отрицаются нигилизм м.б. политическим, религиозным, нравственным и др.

 

Источники:

1. особенности  истор. развития (В России – крепостничество, лишавшее население правасубъектности, несовершенство правосудия);

2. В  России марксистско-ленинская теория, тезис о диктатуре пролетариата  как власти, не связанной и  неограниченной никакими законами;

3. административно-командные  методы управления страной в  годы сущ-ия совет-ого гос-ва;

4.расхождение между декларативным положениями законов и действительностью, правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юр-ки корыстных цели.ей

5. кризисное  состояние общ-ва в период перестройки  и его реформ-я, рост преступ-ти => потеря доверия к праву, закону, полит. и правовым институтам.

6. деформация  правосознания и низк. уровень прав. культуры отдельных должн. лиц, всего общ-ва в целом.

 

Основная причина: есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правон-ии, за которым не последовало наказ-я, его вера в силу закона падает и м. упасть до такого уровня, что он не б. учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма.

 

Формы проявления:

  • Умышл. прест-я, правон-я;
  • организ. преступ-х групп и сращива-ние их с гос. аппаратом;
  • неисполнение закон-ва гос. органами, ФЛ;
  • распростр-ие антиправовой психологии;
  • массовое нарушение прав и свобод;
  • низкий авторитет суда и правоохран. органов.

 

Пути преодоления:

1. Борьба  с коррупцией в правоохр. органах;

2. Повышение  жизнен. уровня населения, выравнивание доходов, что должно привести к созданию среднего класса, выступающего опорой правопорядка.

3. Соблюдение  прав и свобод человека в  Де гос. органов.

4. Обеспечение  должного качества принимаемых  законов.

5. Повышение  роли суда

6. Повышение  уровня правовой культуры населения

 

Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

 

49. ПОНЯТИЕ И  ПРИЗНАКИ ГОС-ВА. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД  К ПОНЯТИЮ ГОС-ВА

 

Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве

Т.о. гос-во есть орг-ция полит. власти общ-ва.

Признаки гос-ва:

  1. Неразрывная связь, взаимозав-сть, взаимодействие с правом
  2. Наличие публичной полит. власти, т.е.
  • сис-ма органов+матер. ср-ва для его функц-ния
  • сис-ма суд. и праоохранит. органов
  • ВС и органы безопасности, обеспеч-щие оборону
  1. гос. суверенитет
    • внешний (незав-сть от др. гос-в, невмешательство кого-либо из вне в Де данного гос-ва)
    • внутренний (верховенство власти внутри страны).
  1. гос-во – это территориал. орг-ция населения.
  1. сис-ма налогов, займов, кредитов.
  2. исключит. прерогатива правотворч-ва.

2 подхода к типологии  гос-в: формационный и цивилизационный.

Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:

1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы

2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян

3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры

4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.

Достоинства формационной типологии:

1) идея  делить гос-ва на основе социально-экономических  факторов, которые действительно  весьма существенно влияют на  общество;

2) она  показывает поэтапность, естественноисторический  характер развития гос-ва. Источник  развития гос-ва заключен, по мнению  представителей данной теории, в  самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс  объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий  тип гос-ва д.б. исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна  и не всегда вписывается в  начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются  духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно  влияют на природу того или  иного гос-ва.

Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

Виды цивилизаций:

- локальные  – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)

- особенные  цивилизации – российская, западно-европейская, буддийская

- древние, средневековые и современные

- крестьянские, промышленные и научно-технические

- доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные 

- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма

По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.

Недостатки:1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.

В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

 

50. ТИПОЛОГИЯ ГОС- ВА

 

Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве

 

2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.

Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:

1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы

2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян

3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры

4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.

Достоинства формационной типологии:

1) идея  делить гос-ва на основе социально-экономических  факторов, которые действительно  весьма существенно влияют на  общество;

2) она  показывает поэтапность, естественноисторический  характер развития гос-ва. Источник  развития гос-ва заключен, по мнению  представителей данной теории, в  самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс  объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий  тип гос-ва д.б. исторически более  прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна  и не всегда вписывается в  начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются  духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно  влияют на природу того или  иного гос-ва.

 

Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

Виды цивилизаций:

- локальные  – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"