Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

-смешанные, (полупрезидентские, полупарламентские) харак-ой чертой является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой гос-ва здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В РФ смешанная республика

Для смешанной респ-ки характерны черты президентской и парламентской респ-к (Россия).

 

58. ФОРМА ГОС-НОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФОРМА ГОС-НОГО УСТРОЙСТВА В РФ

 

Форма гос. устройства — это внутренняя национально-тер-ная организация гос. власти, деление тер-рии гос-ва на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между гос-вом и его составными частями.

 

1. Унитарное гос-во - простое, единое гос-во, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос. суверенитета; существует единая система высших органов и единая система закон-ва (Польша, Венгрия, Болгария, Италия).

Особенности:

1.Структурными  единицами явл-ся районы, города, края, области и др. административно-территориальные образования. Степень их завис-ти от центральной власти м.б. различной. С этой т.зр. они подразд-ся на централизованные и децентрализованные. В централизованных сущ-ет достаточно выс. степень завис-ти регионов от центральной власти.

2. Сущ-вание единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов.

3. Единая тер-рия, единая Конст-ция, единая система права, единое гражд-во, единая судеб. система, единые ВС.

 

2. Федерация - сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образ-ий, обладающих юр. определенной полит. самостоятельностью.

Особенности:

1. состоит  из разл-х гос-ых образ-ий (респ-ки, штаты, провинции, земли, кантоны). Данные  образ-ия являются субъектами  федерации и им. свое собственное административно-территориальное деление.

2. существуют  2 системы высших органов гос. власти: федеральные органы и соотв.органы субъектов федерации. Федеральные органы осущ-ют свои полномочия и функции на всей тер-рии страны, органы субъектов — на своей тер-рии. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осущ-ся путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре.

3. тер-рия федерации состоит из тер-рий образующих ее субъектов.

4. наличие  в субъектах федерации своей  конституции (конституционного устава).

5.наличие, как правило, двухпалатного федерального  парламента.

6. федерации  м. строиться по 3 признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному.

 

 

3. Конфедерация — союз полностью суверенных гос-в, создаваемый на основе договора для достижения опред. целей (военных, внешнеполит, эконом.).

Признаки:

1) Образуется на основе договора;

2) Добровольное участие в союзе;

3) Отсутствует единое граж-во и фин. сис-ма;

4) Отсутствует единая правовая база.

 

59. ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ

 

Политический (гос-но-правовой) режим — это сов-сть приемов, способов и методов, с пом. к-рых осущ-ся гос. власть. Делятся на: демократические и недемократические.

1. Демократическому полит. режиму присущи: наличие в гос-ве демократии, т.е. власть, которая основана на:

- признании  народа в качестве источника  власти;

- выборность  и сменяемость высших органов  гос. власти, их подотчетность избирателям;

- разделение  гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- конституционное  признание, закрепление и реальное  гарантирование основных личных, экон., полит. и иных прав и свобод человека и гр-на, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом);

- защищенность  личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать  свои права, свободы и законные  интересы от любых посягательств, в том числе гос. органов и должн. лиц;

-существование  ряда полит., в т.ч. оппозиционных, партий;

-невмешат-тво  гос-ва в частную жизнь гр-н;

- гласность в Де гос-ва.

 

2. В  зав-сти от степ. ограничения демократии антидемократ. режимы подразд. на: авторитарные, тоталитарные.

 

Авторитарный режим хар-ется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли исполнит. органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы гос-ва или прав-ва, сведением роли парламента и др. органов гос. власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод гр-н, возможностью запрещения полит. партий и других организаций.

 

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами жизни общества, огосударствлением обществ. организаций, вмешательством гос-ва в частную жизнь гр-н, господством одной полит.партии или движения, запрещением или существенным ограничением Де оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

 

60. ФУНКЦИИ ГОС-ВА  ПОНЯТИЯ И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ  ГОС-ВА

 

Функции гос-ва - это основные направления Де гос-ва по решению стоящих перед ним задач.

 

Виды функций гос-ва:

1) по характеру гос. воздействия на общественные отношения:

  • охранительные - направлены на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита гос-ва от внешней угрозы, охрана природы и др.).;
  • регулятивные - направлены на развитие существующих общественных отношений (экон., социальная и др) .

2) по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (н-р, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

3) по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

4) по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (н-р, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

5) по объектам воздействия (по сфере Де) - внутренние и внешние (охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

 

Формы осуществления ф-ций гос-ва

Выделяют правовые и организационные формы.

Правовые формы - однородная Де органов гос-ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юр. последствия. К правовым формам относят Де:

  • правотворческая (подготовке и изданию НА);
  • правоприменительная (по реализации НА путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных ?? управленческого характера);
  • правоохранительная (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юр. отв-сти виновных лиц и т. п.).

 

К организационным формам относят Де:

  • организационно-регламентирующая (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа гос-ва, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
  • организационно-хозяйственая (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
  • организационно-идеологическая (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций гос-ва, связанная с разъяснением вновь изданных НА, формированием общественного мнения).

 

Методы осуществления функций гос-ва - это способы и приемы, с помощью которых органы гос-ва реализуют его функции (убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

 

61. ВНУТРЕННИЕ И  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОС-ВА

 

Функции гос-ва - это основные направления Де гос-ва по решению стоящих перед ним задач.

 

1. Внутренние фун-ии - это основные направления Де гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутр. задач.

 

– экономическая, закл. в интенсивном развитии экономики страны, улучш. благосостояния населения; также выражается в формировании гос. бюджета, составления эк. развития страны, научных исслед-й…

– социальная - обеспеч-ие соц. защищенности личности, распределение соц. благ для обеспеч-я норм. уровня жизни;

– ф-я фин. контроля, выражается в выд. и учете гос-вом доходов производителей, что позволяет гос-ву накапливать опред. средства с целью исп-я в интересах общества;

– охрана правопорядка, направлена на обеспеч-е точного и полного осущ-я законодательных предписаний, возлагается на правоохранит. органы;

– эколог. закл-ся в рац. исп-ии природ. ресурсов и охране окруж. среды;

– полит. выраж-ся в обеспеч. народовластия и гос. суверенитета;

– идеологическая - пропаганда опр-х идей и ценностей с помощью СМИ, воспит-ем в духе офиц. идеологии подраст. поколению.

 

2. Внешние функции - это основные направления Де гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

 1.Функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам РФ вооруженных конфликтов.(ст. 59 К РФ “Защита Отечества является долгом и обязанностью гр-на РФ. Гр-н несет военную службу в соответствии с ФЗ”).

2.Функция поддержания  мирового порядка (это Де РФ по предотвращению войны, разоружению, сокращению хим.и ядерного оружия, участию в урегулировании межнацион. и межгос.х конфликтов.

3.Сотрудничества с другими  странами (дипломатическая Де). Эта функция выражает интересы всех гос-в. На этой основе создаются различные организации, Де которых направлена на улучшение эконом., полит. и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор)

4.Борьба с международной  преступностью. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - наиболее опасные виды международных преступлений.

Ни одно гос-во не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий гос-в по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями гос-в в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.  Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

5.Участие в международной  охране окружающей среды. Данный ? постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в гос-ве.

Сущ-ют и неосновые ф-ии, как почтовое дело, статистика, орг-я выборов, работы транспорта и т.д.

 

62. ПОНЯТИЕ ГОС-ВЕННОГО АППАРАТА (МЕХАНИЗМА). ВИДЫ ГОС-НЫХ ОРГАНОВ В РФ

 

Механизм гос-ва – это сис-ма гос. органов, учреждений, осущ-щих практ. работу по реал-ции охранит. и регулятив. функции гос-ва

 

Осн. прав. формы Де мех-ма гос-ва:

1) Правотворческая Де – форма Де компетент. органов гос-ва, в ходе к-рой устан-ся нормы права посредством издания или отмены прав. актов

2) Правоисполнительная – закл. в реал-ции треб-й прав. норм, в ходе к-рой компетент. гос. органы организ-ют и контролируют соблюдение юр. норм

3) Правоохранительная Де – осущ-ся с целью охраны и защиты права спец. уполномоченными органами путем применения юр. мер воздейстия к правонар-лям.

 

Осн. эл-т мех-ма гос-ва – Гос. орган – составная часть мех-ма гос-ва, к-рая им. собств. стр-ру, опред. законом, полномочия по управ-нию конкр. сферой обществ. жизни и тесно взаимодействует с др. эл-тами гос. мех-ма

 

Виды:

1. По  форме реализации гос. Де:

-представительные;

-исполнительно-распорядительные;

-судебные;

-прокурорские 

- иные контрольно-надзорные органы.

2. По  принципу разделения властей  на:

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"