Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

 

Взаимодействие гос-ва и церкви

Светское гос-во предполагает отделение церкви от гос-ва, разграничение их сфер Де. Церковь не выполняет полит. функций, а значит, не является элементом полит. системы общества. Светское гос-во не вмешивается во внутрицерковную Де, не оказывает церкви матер. поддержки, однако охраняет законную Де религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое гос-во является противоположностью светского, поскольку в нем гос. власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем Н-р: Ватикан.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование гос. институтов, задают и определяют соц.цели и смыслы общественной, полит. жизни, выступают фактически важным институтом полит. системы.

В этих обществах взаимоотношения гос-ва и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения гос. институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов гос-ва и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

 

Гос-во и ОМС

Местное самоуправление осущ-ся гр-нами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

ОМС и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в полит. системе общества весьма велик. Н-р, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными полит. функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избират. кампаниях.

 

55. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ И ФОРМЫ ИХ УЧАСТИЯ  В УПРАВЛЕНИИ ГОС-ВОМ

 

Полит. партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.

В политической системе большую роль играют политические партии - важные социальные институты политической жизни общества.(

Партии в политической системе образуют партийную систему. Партийная система-это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за гос.власть.

Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Гос-во - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы м. выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому гос-во и выступает важнейшим и очень ценным объектом полит. борьбы, определяет участие партии в завоевании гос. власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Организация и Де различных партий в истор. ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с гос-вом, его институтами.

По участию в делах гос-ва можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, глав. образом через  «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие гос.посты.

Правила для сохранения демократии предусматривают, что никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребыванию в ней.

Избрание депутатов ведется по партийным спискам

 

Формы взаимодействия гос-ва и партий закл. в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократ. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.

В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирование программ и т.д.

2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опред. возможности для такого влияния.

Н-р, путем:

а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем;

б) обнародования предвыборных платформ, программ;

в) подготовки и продвижения на гос-венные посты своих лидеров;

г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на гос. органы и курс политики гос-ва.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнит. органов и правоприменительной деятельности гос. органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в т.ч. и общественное мнение.

 

Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по след. каналам:

а) регулирует посредством законодат. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их Де Н-р: ФЗ «О политич. партиях».);

б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует фин. Де партий, налогообложение их п/п; соблюдение запрета использовать полит.партиями средств на предвыборную кампанию от иностр. гос-в, иностранных ЮЛ и иностр. граждан.

Это так называемое внешнее регулирование Де партий. Внутр. регулирование осуществляется самими партиями в своих Уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

 

56. ФОРМЫ ГОС-ВА: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ. ПРИЧИНЫ РАЗНООБРАЗИЯ  И СМЕНЫ ФОРМ ГОС-ВА

 

Форма гос-ва - это способ орг-ции и осущ-ния гос. власти на тер-рии страны

 

3 осн. эл-та в форме  гос-ва:

- форма правления,

- форма территор. гос. устройства

- полит. (гос.) режим

В форме гос-ва выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климат. условия, национально-исторические и религиоз. особенности, культурный уровень развития общества.

Элементы формы гос-ва:

1) Форма правления – это организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.

* Монархия – единоличное правление, власть бессрочна, передается по наследству

- абсолютная (неограниченная) (Сауд. аравия, ОАЭ)

- ограниченная (конституционная). Монарх лишь символ единства власти

    • парламентарная - власть монарха ограничена и в области закон-ва, и в сфере гос. управления и контроля над правительством.  (Бельгия, Великобритания).
    • дуалистическая - существуют одновременно и монархия и парламент, которые делят между собой гос. власть. Т.е. монарх юр-ки и фактически независим от парламента в сфере исполн. власти. Он назначает Прав-во, которое несет отв-сть только перед ним. (Морокко, Кувейт)

* Республика – высш. органы власти формир-ся путем выборов на опред. срок; должн. лица несут полит. и юр. отв-сть за свои действия (санкции: отставка, роспуск Парламента)

- президентская – глава гос-ва самост. решает ? о формир-нии Прав-ва, выбор министров. Парламент не им. полномочей относительно формир-ния Прав-ва. Глава гос-ва не обладает правом роспуска Парламента, а Парламент м. возбудить ? об отрешении Президента

- парламентская - формально отличается наличием должности премьер-министра.

 

2) Форма гос. устройства – это внутр. национально-террит-ная организация гос. власти, деление тер-рии гос-ва на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между гос-вом и его составными частями.

* унитарные – цельное един. гос-во

* федеративные – союзн. гос-ва, части к-рых м. обладать суверенитетом

* конфедеративные (непрочные) – союз гос-в, образованный для опред. гос. целей

 

3) Политический (гос.) режим – совок-ть приемов, методов и средств, с пом. к-рых осущ-ся гос. власть.

* демократический – гос. власть осущ-ся с соблюдением осн. прав и свобод ч-ка

* антидемократический (авторитарный) - гос. власть осущ-ся огранич. кругом властв. органов и лиц путем исп-нию адм. аппарата, ВС и принудит. учреждений

 

Причины многообразия форм гос-ва

1. Истор. традиция развития национ. гос-венности. Так, устойчивость монарх. форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих гос-вах существовала на протяжении многих столетий.

2. Истор.особенности становления самой национ.гос-венности. Н-р, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария,Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы гос. устройства объясняется истор. условиями возникновения самого гос-ва, а не национальными моментами.

3.Принятие  той либо иной гос. формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных гос-вах, как Индия.

4.Избрание  той или иной гос.формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго,Ямайка, первоначально в Индии, Пакестане) после провозглашения независимости бала установлена монарх. форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

 

57. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РФ

 

Форма правления - это организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.

1. МОНАРХИЯ - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха): короля, царя, шаха, императора.

Признаки монархии:

1) власть  передается по наследству;

2) осуществляется  бессрочно;

3) не  зависит от волеизъявления населения.

Виды монархий:

-абсолютная (неограниченная) отсут-ют представительные учреж-ия народа, а единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (Саудовская Аравия, Бруней)

-ограниченная (конституционная)

*дуалистическая. сущ-ют 2 полит. института: монарх и парламент, кот. ÷ власти м/д собой. Монарх независим от парламента;

* Парламентарная – власть монарха ограничена. Теократическая монархия, где монарх явл-ся еще и главой церкви. Великобритания, Япония).

 

2. РЕСПУБЛИКА - это форма правления, при которой глава гос-ва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность  власти;

2) ограниченность  срока полномочий власти;

3) зависимость  от избирателей.

Виды республик:

-президентские, президент явл-ся главой гос-ва и прав-ва. Президент избирается народом, назначает и смещает членов прав-ва. Президент явл. главнокомандующим, имеет право вето на законы, имеет право распускать парламент.

-парламентские, парламент явл-ся важнейшим органом гос власти, прав-во формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах, прав-во ответственно перед парламентом, глава - премьер-министр. Официально главой гос-ва является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов гос-ой власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"