Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Взаимодействие гос-ва и церкви
Светское гос-во предполагает отделение церкви от гос-ва, разграничение их сфер Де. Церковь не выполняет полит. функций, а значит, не является элементом полит. системы общества. Светское гос-во не вмешивается во внутрицерковную Де, не оказывает церкви матер. поддержки, однако охраняет законную Де религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.
Теократическое гос-во является противоположностью светского, поскольку в нем гос. власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем Н-р: Ватикан.
А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование гос. институтов, задают и определяют соц.цели и смыслы общественной, полит. жизни, выступают фактически важным институтом полит. системы.
В этих обществах взаимоотношения гос-ва и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения гос. институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов гос-ва и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.
Гос-во и ОМС
Местное самоуправление осущ-ся гр-нами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.
ОМС и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в полит. системе общества весьма велик. Н-р, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными полит. функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избират. кампаниях.
55. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ФОРМЫ ИХ УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ГОС-ВОМ
Полит. партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.
В политической системе большую роль играют политические партии - важные социальные институты политической жизни общества.(
Партии в политической системе образуют партийную систему. Партийная система-это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за гос.власть.
Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Гос-во - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы м. выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому гос-во и выступает важнейшим и очень ценным объектом полит. борьбы, определяет участие партии в завоевании гос. власти.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Организация и Де различных партий в истор. ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с гос-вом, его институтами.
По участию в делах гос-ва можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, глав. образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие гос.посты.
Правила для сохранения демократии предусматривают, что никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребыванию в ней.
Избрание депутатов ведется по партийным спискам
Формы взаимодействия гос-ва и партий закл. в следующем.
1. Участие в формировании выборных представительных органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократ. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.
В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирование программ и т.д.
2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опред. возможности для такого влияния.
Н-р, путем:
а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем;
б) обнародования предвыборных платформ, программ;
в) подготовки и продвижения на гос-венные посты своих лидеров;
г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на гос. органы и курс политики гос-ва.
3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнит. органов и правоприменительной деятельности гос. органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.
4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в т.ч. и общественное мнение.
Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по след. каналам:
а) регулирует посредством законодат. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их Де Н-р: ФЗ «О политич. партиях».);
б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;
в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;
г) контролирует фин. Де партий, налогообложение их п/п; соблюдение запрета использовать полит.партиями средств на предвыборную кампанию от иностр. гос-в, иностранных ЮЛ и иностр. граждан.
Это так называемое внешнее регулирование Де партий. Внутр. регулирование осуществляется самими партиями в своих Уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.
56. ФОРМЫ ГОС-ВА: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ. ПРИЧИНЫ РАЗНООБРАЗИЯ И СМЕНЫ ФОРМ ГОС-ВА
Форма гос-ва - это способ орг-ции и осущ-ния гос. власти на тер-рии страны
3 осн. эл-та в форме гос-ва:
- форма правления,
- форма территор. гос. устройства
- полит. (гос.) режим
В форме гос-ва выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климат. условия, национально-исторические и религиоз. особенности, культурный уровень развития общества.
Элементы формы гос-ва:
1) Форма правления – это организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.
* Монархия – единоличное правление, власть бессрочна, передается по наследству
- абсолютная (неограниченная) (Сауд. аравия, ОАЭ)
- ограниченная (конституционная). Монарх лишь символ единства власти
* Республика – высш. органы власти формир-ся путем выборов на опред. срок; должн. лица несут полит. и юр. отв-сть за свои действия (санкции: отставка, роспуск Парламента)
- президентская – глава гос-ва самост. решает ? о формир-нии Прав-ва, выбор министров. Парламент не им. полномочей относительно формир-ния Прав-ва. Глава гос-ва не обладает правом роспуска Парламента, а Парламент м. возбудить ? об отрешении Президента
- парламентская - формально отличается наличием должности премьер-министра.
2) Форма гос. устройства – это внутр. национально-террит-ная организация гос. власти, деление тер-рии гос-ва на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между гос-вом и его составными частями.
* унитарные – цельное един. гос-во
* федеративные – союзн. гос-ва, части к-рых м. обладать суверенитетом
* конфедеративные (непрочные) – союз гос-в, образованный для опред. гос. целей
3) Политический (гос.) режим – совок-ть приемов, методов и средств, с пом. к-рых осущ-ся гос. власть.
* демократический – гос. власть осущ-ся с соблюдением осн. прав и свобод ч-ка
* антидемократический (авторитарный) - гос. власть осущ-ся огранич. кругом властв. органов и лиц путем исп-нию адм. аппарата, ВС и принудит. учреждений
Причины многообразия форм гос-ва
1. Истор. традиция развития национ. гос-венности. Так, устойчивость монарх. форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих гос-вах существовала на протяжении многих столетий.
2. Истор.особенности становления самой национ.гос-венности. Н-р, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария,Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы гос. устройства объясняется истор. условиями возникновения самого гос-ва, а не национальными моментами.
3.Принятие той либо иной гос. формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных гос-вах, как Индия.
4.Избрание той или иной гос.формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго,Ямайка, первоначально в Индии, Пакестане) после провозглашения независимости бала установлена монарх. форма правления, в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).
57. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РФ
Форма правления - это организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.
1. МОНАРХИЯ - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха): короля, царя, шаха, императора.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не
зависит от волеизъявления
Виды монархий:
-абсолютная (неограниченная) отсут-ют представительные учреж-ия народа, а единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (Саудовская Аравия, Бруней)
-ограниченная (конституционная)
*дуалистическая. сущ-ют 2 полит. института: монарх и парламент, кот. ÷ власти м/д собой. Монарх независим от парламента;
* Парламентарная – власть монарха ограничена. Теократическая монархия, где монарх явл-ся еще и главой церкви. Великобритания, Япония).
2. РЕСПУБЛИКА - это форма правления, при которой глава гос-ва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
Виды республик:
-президентские, президент явл-ся главой гос-ва и прав-ва. Президент избирается народом, назначает и смещает членов прав-ва. Президент явл. главнокомандующим, имеет право вето на законы, имеет право распускать парламент.
-парламентские, парламент явл-ся важнейшим органом гос власти, прав-во формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах, прав-во ответственно перед парламентом, глава - премьер-министр. Официально главой гос-ва является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов гос-ой власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"