Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.
39. Понятие и признаки нормы права
Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.
Признаки нормы права:
а) адресована неопределенному кругу лиц;
б) рассчитана на неоднократное применение,
в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;
40. Различие норм права по юридической силе. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,
-учреждающий федеральные
-федеральные конституционные
3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов федерации
— издаются их
Виды подзаконных актов:
-указы и распоряжения
-постановления и распоряжения
Правительства РФ акты
-приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
-решения и постановления
-решения, распоряжения, постановления
местных органов
-нормативные акты
-локальные нормативные акты — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты:
-государственных органов;
-иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
-совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
-принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
-общефедеральные;
-акты субъектов Российской
-акты органов местного
-локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:
-неопределенно-длительного
-временные.
41 Структура нормы права
Под структурой правовой нормы
понимается её внутреннее строение, наличие
в ней взаимосвязанных между собой составных
частей. Структура юридической нормы -
это упорядоченное единство необходимых
элементов, обеспечивающих её функциональную
самостоятельность. Данная структура
показывает, из каких частей состоит норма
и как они взаимодополняют друг друга.
Взятые в системе, эти части характеризуют
юридическую норму как автономное, в определённой
мере самодостаточное правовое явление.
Таких частей
три: 1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) санкция.
Гипотеза
(предположение) - элемент нормы права,
указывающий на условия её действия, применения
(время, место, субъектный состав и т.п.),
которые определяются путём закрепления
юридических фактов (например, в уголовном
праве в качестве условий привлечения
к ответственности выступают общие признаки
субъекта преступления: соответствующий
возраст и вменяемость).
Гипотезы
правовых норм могут подразделяться на
виды по следующим основаниям:
а) по характеру
содержания различают общие (абстрактные,
определяющие условия действия норм об-щими
родовыми признаками) и конкретные (казуистические,
устанавливающие частные специальные
условия действия нормы, например нормы
УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства,
при наличии которых уголовное дело не
возбуждается либо прекращается);
б) по степени
определённости общая гипотеза может
быть абсолютно определённой (только указывает
факты, которые обусловливают действие
нормы, например сроки давности), абсолютно
неопределённой (не указывает никаких
фактов, с которыми связано её действие,
а предоставляет право органам власти
в необходимых случаях применять юридическую
норму) либо относительной (содержит указание
на ограничительные условия действия
нормы, например применение нормы на территории
закрытого военного подразделения);
в) по степени
сложности гипотезы подразделяются на
однородные (если в ней указано одно обстоятельство,
с наличием или отсутствием которого связывается
действие юридической нормы) и составные
(если гипотеза действие нормы права ставит
в зависимость от наличия или отсутствия
одновременно двух или более обстоятельств).
Диспозиция
(юридическое расположение сторон) - элемент
нормы права, определяющий модель поведения
субъектов с помощью установления прав
и обязанностей, возникающих при наличии
указанных в гипотезе юридических фактов.
Диспозиция выступает основной регулирующей
частью нормы, её ядром (например, в гражданском
праве и ряде других регулятивных отраслей
диспозиции выступают в виде правил правомерного
поведения, фиксирующих соответствующие
права и обязанности сторон - покупателя
и продавца, наследника и наследодателя,
кредитора и должника; в уголовном праве
и других охранительных отраслях большинство
диспозиций содержит признаки запрещённых
деяний - нельзя убивать, красть, грабить,
хулиганить и т. п.).
Диспозиции тоже весьма разнообразны
и классифицируются по следующим основаниям:
а) по способу
описания - на простые (содержащие указание
на совершение деяния без описания его
признаков, так как они достаточно очевидны;
например, закон не характеризует признаки
преступления, если речь идёт о предельно
ясном деянии), описательные (содержащие
признаки правомерного либо противоправного
поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует
"бандитизм" как 1) создание устойчивой;
2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в
целях нападения на граждан или организации;
5) а равно руководство такой группой);
отсылочные (содержащие вместо описания
признаков деяния ссылку на другую норму
того же нормативного акта; например, при
характеристике квалифицированного преступления
законодатель ссылается на признаки, указанные
в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные
(содержащие ссылку на другой нормативно-
правовой акт либо указывают на незаконность
действий и таким образом отсылают правоприменителя
к соответствующему закону);
б) по своей
юридической направленности выделяются
предоставительно-обязывающие (содержат
двусторонние правила поведения, например,
арендодателя и арендатора); обязывающие
(указывают вид и меру поведения обязанного
лица, например, должника по договору займа);
управомочивающие (указывают на вид и
меру возможного поведения, например,
избирателя); рекомендательные (указывают
на желательность либо целесообразность
того или иного поведения, в котором заинтересовано
общество и государство, например, не посещать
по туристическим путёвкам страны, где
существует реальная опасность для жизни
и здоровья граждан); запрещающие (указывают
вид и меру поведения, за которое предусмотрена
юридическая ответственность, например,
управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция
- элемент нормы права, предусматривающий
определение последствия для субъекта,
реализующего диспозицию. Они могут быть
как негативными, неблагоприятными - меры
наказания (лишение свободы, штраф, неустойка
и т.д.), так и позитивными - меры поощрения
(премия за добросовестное выполнение
служебных обязанностей работником, государственная
награда, условно-досрочное освобождение
из мест лишения свободы и т.п.).
Для примера возьмём какую-либо простейшую
норму права и проанализируем её элементы.
Так, в соответствии с российским избирательным
законодательством граждане Российской
Федерации, достигшие 18 лет, имеют право
избирать; лица, препятствующие осуществлению
этого права, привлекаются к административной
или уголовной ответственности.
Гипотезой
здесь является часть фразы: "граждане
РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия,
при наличии которых гражданин имеет право
избирать в орган власти. Диспозицией
является часть, где установлено само
правило поведения - участие в выборах,
в голосовании. Наконец, последняя часть
нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная,
ибо связана с правонарушением) - предусматривает
последствия, которые ожидают того, кто
нарушил установленное нормой право гражданина
избирать в установленном порядке, т.е.
право, предусмотренное диспозицией.
Каждый из
названных элементов имеет в структуре
правовой нормы своё место и играет особую
роль, вследствие чего, по справедливому
суждению, сложившемуся в юридической
науке, без гипотезы норма бессмысленна,
без диспозиции немыслима, без санкции
бессильна.
Вопрос о
структуре правовой нормы является дискуссионным.
Одни авторы считают, что норма права состоит
из двух частей - гипотезы и диспозиции
или диспозиции и санкции. Большинство
же учёных-юристов придерживаются трёхзвенной
структуры правовой нормы, состоящей из
вышерассмотренных элементов - гипотезы,
диспозиции, санкции.
42. Регулятивные и правоохранительные нормы права. В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.
Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. "Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается по крайней мере двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо регулируемого отношения и обязывает другое. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи - норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания". В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других - в форме запрета.
Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.
Например: ст. 306 ГК РФ: "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".
Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права.
Например: п. 3 ст. 261 ГК РФ: "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".
Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что "собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения". Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.
Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.
43. Представительно обязывающий
характер правовых норм. Правовая норма имеет представительно-обязывающий
характер.
Поэтому норма права является установленным
и обеспеченным государством, общеобязательным,
формально определенным правилом поведения.
В соответствии со своим характером норма
права имеет логическое выражение структуры
– «если…, то… иначе…». Норма права –
это не содержание и не форма всего права,
а только его часть.
Выделяют следующие элементы
структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая
на условия вступления нормы права в действие.
В этой части нормы права излагаются те
фактические обстоятельства, наличие
которых ведет к возникновению у лиц юридических
прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть
нормы права, содержащая правило поведения
субъектов права, попавших в указанные
в гипотезе условия. Она раскрывает само
правило поведения, а также содержание
юридических прав и обязанностей лиц;
3) санкция – часть нормы права, предусматривающая
последствия нарушения правовой нормы.
Назначением санкции является побуждение
субъектов действовать по предписаниям
данной нормы права. Санкция указывает
на поощрительные или карательные меры,
которые должны наступить в том случае,
если будет нарушено или соблюдено правило,
которое указано в диспозиции.
Гипотезы в зависимости от их
структуры могут быть: 1) простые (одно условие реализации нормы
права); 2) сложные (несколько условий реализации
нормы права).
В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные,
указывающие на общие условия действия
нормы права; 2) казуистические, связывающие
реализацию нормы права со строго определенными
частными случаями.
Диспозиции в зависимости от
своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2)
сложные (несколько вариантов поведения).
По степени определенности они различаются:
1) на абсолютно
определенные;
2) относительно
определенные;
3) неопределенные;
В зависимости от действия диспозиции
могут быть:
1) управомочивающие,
предоставляющие права на совершение
не противоречащих закону действий;
2) запрещающие,
содержащие запрет на совершение определенных
противоправных действий (бездействия)
под угрозой наказания.
Санкции в зависимости от своего состава
могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные
(несколько мер наказаний).
По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные;
2) административные; 3) дисциплинарные;
4) гражданские и др.
По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные.
По степени определенности санкции делят:
1) на абсолютно
определенные, указывающие меру юридической
ответственности;
2) относительно
определенные, устанавливающие низший
и высший пределы наказания;
3) альтернативные,
предлагающие из нескольких вариантов
меры государственного воздействия выбрать
один.
В соответствии
со своим представительно-обязывающим характером нормы права
имеют следующие признаки:
1) государственно-властный характер;
2) общеобязательность;
3) формальная
определенность;
4) обеспеченность.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"