Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
44. Рекомендательные, поощрительные нормы права.
Норма права по характеру воздействия на человека:
поощрительные,
рекомендательные,
Поощрительные - нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и продуктивной работы (например, правила выплаты премий).
Рекомендательные - нормы, устанавливающие варианты желаемого с точки зрения государства поведения субъектов. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.
Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, акционерным обществам, государственным предприятиям, научно- производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.
Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.
45. Общезакрепительные, декларативные, дефинитивные нормы права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы3.
Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.
Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
Различие между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определенного состояния общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например в ст. 10 Конституции РФ указано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.
При изучении истории законодательства можно увидеть, что сначала появились типичные нормы права. Первые памятники права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) – с другой. Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы[12].
Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.
Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
Различие между общезакрепительными
и декларативными нормами права иногда
довольно условно, поскольку закрепление
определенного состояния общественных
отношений вполне может служить и правовым
принципом, например в ст. 10 Конституции
РФ указано: «Государственная власть в
Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную».
Дефинитивные нормы права
законодательно закрепляют определенные
юридические понятия.
При изучении истории законодательства
можно увидеть, что сначала появились
типичные нормы права. Первые памятники
права почти не знали общезакрепительных,
декларативных и дефинитивных норм, которые
появляются с развитием законодательной
техники, с одной стороны, и с необходимостью
юридического оформления буржуазных правовых
принципов (равенство, право на собственность
и др.) – с другой.
46. Диспозитивные, импоративные нормы права. По характеру обязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы носят категорический характер, их требование нс может быть изменено, например соглашением сторон. Они не допускают никакого отклонения от своих требований.
Диспозитивные нормы предоставляют участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашением объем своих прав и обязанностей, в действие вступает предписание диапозитивной нормы. Диспозитивная норма, как видим, восполняет пробелы в соглашении сторон. При их формулировании обычно используются обороты типа: «если иное не установлено договором, то должно быть то-то и то-то». Например, в ст. 681 ГК РФ записачо: текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное нс установлено договором найма. Следовательно, стороны могут установить иной порядок, например разделить расходы по ремонту поровну или их- может взять на себя наймодатель.
Императивные нормы – категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, •гак как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов, признании их ра-иенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
47 вопрос. Общие и специальные нормы права . С учетом функциональной роли юридических норм п правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или ббль-шую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46,47,48,51,53,54,123 Конституции РФ – для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).
Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
24-1934 ,
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
48. Толкование норм права: понятие, виды и способы (приемы)
Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.
Термин
«толкование» употребляется в трех различных
смыслах:
1) уяснение смысла и содержания правовой
нормы лицом, ее применяющим (толкование
по способу);
2) принятие актов государственными органами
и высказывания отдельных лиц с целью
разъяснения содержания правовой нормы;
3) интерпретация, т.е. выяснение соотношения
объема толкуемой правовой нормы с объемом
(буквальным смыслом) ее текста.
Толкование-уяснение достигается при
помощи определенных способов:
Граматический (филологический) способ
в силу того, что содержание правовой нормы
выражается в тексте нормативно-правового
акта (обычно в тексте определенной статьи
такого акта), выступает начальным приемом
уяснения правовой нормы.
Систематический способ состоит в уяснении
содержания правовой нормы путем сопоставления
ее с иными нормами данной отрасли права,
а также с нормами других отраслей, регулирующих
это общественное отношение.
Историко-политический (историко-целевой)
способ состоит в выяснении историко-общественных
условий, тех экономических, социальных,
политических и иных факторов, вызвавших
к жизни данную правовую норму, а также
анализе целей и задач, которые решает
гос-во посредством введения ее в действие.
Специально-юридический способ – это
исследование технико-юридических средств
и приемов изложения воли законодателя,
основанное на специальных знаниях юридической
науки и прежде всего юридической техники.
Специально-юридическое толкование включает
ряд приемов:
1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение
воли законодателя, при котором устанавливается
нормативность правила поведения;
2) конструктивное толкование, т.е. уяснение
особенностей юридической конструкции
(договор – купли-продажи или дарения);
3) определение отраслевой принадлежности
правовых норм;
4) терминологическое толкование.
Логический способ толкования – это исследование
логической структуры отдельных положений
нормативного акта.
А.Ф.Черданцев выделяет еще один способ
уяснения – функциональный, под которым
понимается толкование, опирающееся на
факторы и условия, в которых реализуется
норма права.
Толкование-разъяснение различается по
субъектам:
1) официальное
- официальное легальное (разяснение юридической
нормы, даваемое уполномоченным на то
органом и являющееся в силу этого обязательным
для подчиненных органов и должностных
лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным).
- аутентичное (разъяснение, исходящее
от органа, который установил данную правовую
норму.
2) неофициальное (разъяснение исходящие
от тех или иных лиц, не наделенных официальными
полномочиями давать обязательные разъяснения
правовых норм, не имеет юридической силы.
- доктриальное (от ученых-теоретиков и
юристов-практиков)
- профессиональное
- обыденное
Официальное толкование может быть нормативным
(разъяснение общего характера, имеющее
ввиду определенную категорию дел) и казуальным
(обязательное разъяснение нормы права
применительно к конкретному случаю (казусу),
и обязательно только для решения дела,
в отношении которого дано).
Толкование-интерпретация необходимо
в том случае, если на лицо формальное
несовершенство закона, т.е. недостатки
в юридическом оформлении мысли законодателя
или несоответствие между содержанием
закона и логической формой его выражения.
Истолкование нормы права в точном соответствии
со смыслом текста статьи закона называется
буквальным, или адекватным, толкованием.
Если необходимо истолковать норму несколько
уже или шире буквального смысла статьи,
то истолкование называется ограничительным
или расширенным.
В процессе толкования правовых норм большое
значение имеют акты толкования – интерпретационные
акты, которые содержат конкретизирующие
нормативные предписания, разъясняющие
юридические нормы.
В ТГП различаются два вида актов толкования:
- интерпретационные акты правотворчества
(нормативные юридические акты, изданные
в порядке аутентичного или легального
толкования);
- интерпретационные акты правоприменения
(специфические правовые акты, содержащие
правила применения норм права, сформулированные
в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
49.Систематизация нормативных актов: понятие, виды
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации
могут быть как органы
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"