Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
25. Формы осуществления функций государства
Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.
В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.
Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм: на правотворческую деятельность; исполнительную (управленческую) деятельность; судебную деятельность. Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей. Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства. В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются: на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти. Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.
При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).
Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.
Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:
на организационно-регламентирующи
Организационно-
26. Механизм (аппарат) государства: понятие и структура
Механизм государства –
специально созданная и
Механизм государства обладает
следующими основными
1. Состоит из особой группы людей, профессионально занимающихся управлением.
2. Первичными элементами механизма являются гос.органы и учреждения, в которых работают гос.служащие.
3. Каждый гос.орган обладает властными обязанностями для всех полномочий.
4. Для обеспечения властных велений гос.органы имеют возможность использовать организационные и материальные средства, соответствующие техническому уровню каждой эпохи.
5. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
Элементы механизма государства: гос.органы; гос.учреждения; гос.предприятия.
Система органов гос.власти: Президент РФ; правительство (орган исполнительной власти); федеральное собрание (орган законодательной власти); органы судебной власти.
27. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
Структурно обособленное
звено, относительно самостоятельная
часть государственного
1.Осуществляет от имени
Классификация:
Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
28. Принципы организации
и деятельности
Аппарат государства –
система государственных
Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к организации и формированию, и функционированию государственных органов.
29. Понятие и элементы формы государства
Форма гос.-это орг-я и устройство гос.вл.,отраж-я специфику террит. Обособ-ти, хар-р взаимоот-я людей м/у собой и гос., и способы для осущ-я орг-ой и управ-ой д-ти.
Формы государства выступают
как непосредственное
В форме государства
Форма правления отвечает
на вопрос кто и как правит,
осуществляя государственную
Форма государственного
устройства раскрывает способы
объединения населения на
Политический или
Таким образом, форма государства – это такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе организацию гос.власти; методы, приемы и способы осуществления гос.власти, территориальную организацию населения.
На форму государства влияют факторы: тип государства; исторические традиции; национальный состав населения; территориальные размеры государства и т.д.
По форме гос. м. судить о: 1) способе формир-я высш. Органов гос.вл.; 2) их струк-ре4 3) каким субъектом осущ-ся вл.(коллег/индивид) 4) как разграничена компетенция м/у органами 5) степень участия нас-я в формир-я высш. Орг.гос.вл.
30. Форма государственного правления: понятие и виды
Форма правления-это элемент формы гос-ва, хар-ий орг-ю верх-ой гос.вл., порядок образования ее органов и их взаимодействия с населением.
Виды форм правления: монархия и республика.
Монархия – т.е. вся полнота гос.власти сосредоточена в руках одного человека. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) власть осуществляется бессрочно; 3) монарх не несет ответственности за совершенные им противоправные действия; 4) монарх н/з от насел-я.
Виды монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная).
Абсолютная – т.е. вся полнота гос.власти (законодательная, исполнительная, судебная) сосредоточены исключительно в руках монарха.
Ограниченная – т.е. власть монарха ограничена выборным органом. Виды ограниченной: дуалистическая (форма правления, в которой действует двухпалатный парламент, где нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом); парламентарная (монарх формально наделен широкими полномочиями по управлению страной, но фактически не обладает полномочиями в проведении политики государства).
Республика – форма правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранному на определенный срок коллегиальному или единоличному органу гос.власти.
Признаки: 1) ограничение власти
главы государства
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"