Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Формы осуществления  функций государства

 Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм: на правотворческую деятельность; исполнительную (управленческую) деятельность; судебную деятельность. Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей. Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства. В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются: на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.  Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.  Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

на организационно-регламентирующие; организационно-хозяйственные; организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);  Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);  Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Механизм (аппарат) государства: понятие и структура

   Механизм государства –  специально созданная и постоянно  действующая система органов, учреждений, предприятий, по средствам которых осуществляется управление обществом и происходит защита основных интересов.

   Механизм государства обладает  следующими основными признаками:

   1. Состоит из особой группы  людей, профессионально занимающихся управлением.

   2. Первичными элементами  механизма являются гос.органы  и учреждения, в которых работают  гос.служащие.

   3. Каждый гос.орган обладает  властными обязанностями для  всех полномочий.

   4. Для обеспечения властных  велений гос.органы имеют возможность использовать организационные и материальные средства, соответствующие техническому уровню каждой эпохи.

   5. Механизм государства  призван надежно гарантировать  и охранять законные интересы  и права своих граждан.

   Элементы механизма государства: гос.органы; гос.учреждения; гос.предприятия.

   Система органов гос.власти: Президент РФ; правительство (орган  исполнительной власти); федеральное  собрание (орган законодательной  власти); органы судебной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

   Структурно обособленное  звено, относительно самостоятельная  часть государственного аппарата, обладающее следующими признаками:

1.Осуществляет от имени государства  его задачи и функции посредством определенного вида деятельности. 2.Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. 3.Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, прав и обязанностей. 4.Характеризуется определенной структурой, т.е. каждый орган имеет свою структуру, имеет строение отдельных служб и численный состав. 5.Имеет территориальный масштаб деятельности. 6.Образуется в порядке, установленным законом. 7.Устанавливает правовые связи личного состава, может издавать юридические акты, обязательные для всех, применять меры убеждения, принуждения и осуществлять контроль за их выполнением.

   Классификация:

  • По форме реализации государственной деятельности: а)представительные; б)исполнительно-распорядительные; в)судебные; г)прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.
  • Принцип разделения властей: а) законодательные; б)исполнительные; в)судебные.
  • По иерархии: 1)федеративные: а)республиканские; б)местные.
  • По срокам полномочий: а)постоянные; б)временные, создаются для достижения краткосрочных действий.
  • По порядку осуществления компетенции: а)коллегиальные; б)единоначальные.
  • По правовым формам деятельности: а)правотворческие; б)правоприменительные; в)правоохранные.
  • По характеру компетенции: а)общей компетенции; б)специальной компетенции.

Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

 

 

 

 

28. Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата

   Аппарат государства –  система государственных органов, которые взаимосвязаны между  собой принципами.

   Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к организации и формированию, и функционированию государственных органов.

  1. Принцип приоритета  прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие государственные органы должны признавать и осуществлять права и свободы.
  2. Принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов.
  3. Принцип разделения властей. Он создает механизмы, исключающие произвол со стороны государственных органов и должностных лиц.
  4. Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов.
  5. Принцип гласности обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов.
  6. Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, то есть разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами федерации.
  7. Принцип профессионализма: в формировании деятельности должны принимать участие только профессионалы.
  8. Принципы иерархичности в построении и субординации государственного аппарата, которые выражаются в подчиненности и подотчетности нижестоящего вышестоящему органу.
  9. Принципы сочетания коллегиальности и единоначалия, сочетание выборности и назначаемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Понятие и элементы  формы государства

Форма гос.-это орг-я и устройство гос.вл.,отраж-я специфику террит. Обособ-ти, хар-р взаимоот-я людей м/у собой и гос., и способы для осущ-я орг-ой и управ-ой д-ти.

   Формы государства выступают  как непосредственное выражение  его сущности и содержания, т.е. каковы функции государства, такова  в конечном итоге его форма.

  В форме государства выделяются  три основных блока:

  1. Форма правления.
  2. Форма государственного устройства.
  3. Политический или государственный режим.

   Форма правления отвечает  на вопрос кто и как правит, осуществляя государственную власть  в государственно-организованном  обществе, как устроены, организованы  и действуют в нем государственные  структуры.

   Форма государственного  устройства раскрывает способы  объединения населения на определенной  территории и связь этого населения  через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом.

   Политический или государственный режим как, каким способом осуществляется государственная власть в данном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое назначение.

   Таким образом, форма государства  – это такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе организацию гос.власти; методы, приемы и способы осуществления гос.власти, территориальную организацию населения.

   На форму государства  влияют факторы: тип государства; исторические традиции; национальный состав населения; территориальные размеры государства и т.д.

По форме гос. м. судить о: 1) способе формир-я высш. Органов гос.вл.; 2) их струк-ре4 3) каким субъектом осущ-ся вл.(коллег/индивид) 4) как разграничена компетенция м/у органами 5) степень участия нас-я в формир-я высш. Орг.гос.вл.

 

30. Форма государственного  правления: понятие и виды

Форма правления-это элемент формы гос-ва, хар-ий орг-ю верх-ой гос.вл., порядок образования ее органов и их взаимодействия с населением.

   Виды форм правления: монархия и республика.

   Монархия – т.е. вся полнота гос.власти сосредоточена в руках одного человека. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) власть осуществляется бессрочно; 3) монарх не несет ответственности за совершенные им противоправные действия; 4) монарх н/з от насел-я.

   Виды монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная).

   Абсолютная – т.е. вся  полнота гос.власти (законодательная, исполнительная, судебная) сосредоточены  исключительно в руках монарха.

   Ограниченная – т.е. власть  монарха ограничена выборным  органом. Виды ограниченной: дуалистическая (форма правления, в которой действует  двухпалатный парламент, где нижняя  палата формируется выборным  путем, а верхняя назначается  монархом); парламентарная (монарх формально наделен широкими полномочиями по управлению страной, но фактически не обладает полномочиями в проведении политики государства).

   Республика – форма правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранному на определенный срок коллегиальному или единоличному органу гос.власти.

   Признаки: 1) ограничение власти  главы государства законодательным  и исполнительным органом гос.власти  конкретным сроком; 2) выборность  главы государства и других  верховных органов гос.власти; 3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом; 4) представительство государства в международных отношениях по поручению своих избирателей; 5) обязательность решений гос.власти для всех других гос.органов и населения страны; 6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"