Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".
Законы признаки:
Подзаконные акты обладают меньшей юр.силой, изданы в соотв-е с З на основе З и не должны противоречить закону.
В РФ к подзаконным актам относятся: указы Президента; НА правительства; НА центральных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и т.д.; НА органов МСУ; локальные НА, действующие в пределах предприятия, организации.
49. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1. Действие НПА во времени – это порядок вступления в действие и прекращение дейст-я НПА.
Вступление: 1) о вступлении НПА указано в сопутствующих документах ( в нем м.б. указаны дата/содержание указа, что НПА вступает в силу с момента опубликования/поэтапно/с момента принятия); 2) в НПА срок не указан, а применяется порядок, установленный в ФЗ о порядке опубликования и вступлении в законную силу ФКЗ, ФЗ и актов Фед.Собрания; 3) постепенное вступление в силу.
Прекращение: 1) по истечении срока дейст-я, установленного в самом НПА; 2) на основе прямого указания об отмене НПА, содер-ся в тексте вновь принятого З/специально изданном акте уполномоченным на то органом; 3) в связи с принятием нового НПА, отменившего ранее действ-ий.
Обратная сила З по общему правилу З, устанавливающий наказание/иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. З имеет обратную силу если; 1) устраняет преступность деяния 2) смягчает наказание 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
Переживае З – это порядок в соот-е с кот., З, утратив юр.силу по специальному указанию нового з-на м. продолжать действовать по отдельным вопросам.
2. Дейст-е НПА в пространстве – этопределы дейст- З на тер-рии суверенного гос-ва.
Территория – все сухопутные и водные пространства внутри гос-ва, границы страны, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море. К.т. к ним относятся: 1) территориальное море, т.е. примыкающая к сухопутной тер-рии/внутр. Морским водам гос-ва морской пояс шириной 12 миль, входящих в состав тер-рии гос-ва и наход-ся под его суверенитетом. 2) исключ. Эк. Зона – приныкающая к тер-му морю 200-х морских миль район от берега суверенного гос-ва и реал-ся в целях разведки и сохранение природных ресурсов.
Экстерриториальность – это порядок, в соответствие с которым З не распространяются на то/иное пространство/на опред-ую группу лиц.
3. Дейст-е НПА по кругу лиц – это порядок дейст-я З в отношении лиц, проживающих/находящихся на тер-рии суверенного гос-ва. По общему правилу НПА общего дейст-я распространяются на граждан гос-ва, иностранных граждан и лиц без гражданства. В соот-е со ст. ФЗ №115 2002г. иностанные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах тер-рии РФ на основании док-ов выданных/оформленных в соот-е с дейст-им З, за исключением посещений тер-рий орг-ий и объетов, для въезда на кот. треб-ся спец. Разрешения. Иностранные граждане временно проживающие на тер-рии РФ не в праве по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах тер-рии s-та РФ. Иностранный гражданин – сотрудник дипломатических представительств и сотрудники консульских учреждений имеют право передвижения по всей тер-рии РФ на основе принципов взаимности, за исключением ограничений установленных ФЗ. Главы гос-в и правительств, сотрудники консульских и дипломатических представительств наделены дипломатическим иммунитетом и не м.б. привлечены к ответственности на тер-рии РФ.
Ограничения: иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего по флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ/др. эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты, связанные с обеспечением безопасности РФ.
50. Понятие, принципы и виды правотворчества
Правообразование – это относительно длинный по времени процесс формирования и оформления юр.норм. Оно включает: 1) возникновении потребности в правовом регулировании общ-ых отношений. 2) анализ соц. Ситуации. 3) осознание эк. И соц-пол. Обусловленности регул-я общ-ых отнош-ий. 4) разработка и принятие НПА
Правотворчество – это деятельность гос.органов, должностных лиц, в случае референдума всего народа по изданию, переработке и отмене НПА.
Принципы правотворчества:
1. Законность (в его основу заложено правило, согласно которого вся правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, конституции государства, т.е. ФЗ не могут противоречить конституции государства).
2. Демократизм и гласность (суть заключается в процедуре разработки и принятия НПА, т.е. открытость правотворческого процесса, свободном обсуждении проектов НПА).
3. Профессионализм (принцип
прямо связан с качеством
4. Научный характер (в основе заложено правило, в соответствии с
которым все законопроекты готовятся при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке в обществе).
Виды правотворчества: референдум;
плебисцит (опрос населения о
политической судьбе территории
51. Понятие и основные
стадии законотворческого
Стадии:
1. Законодательная инициатива (осуществление определенными лицами права на предложение об указании законов и на внесение законопроектов в законодательный орган, который обязан рассмотреть предложения и законопроекты. Согласно конституции правом законодательной инициативы обладает: президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, правительство РФ, Конституционный суд, верховный суд и высший арб.суд РФ).
2. Решение компетентного
органа о необходимости
3. Внесение законопроекта в законодательный орган (или обсуждение законопроекта). Рассмотрение в чтениях. Первое чтение: обсуждение, работа над поправками, вынесение его на второе чтение, в котором: обсуждаются поправки, ставится вопрос о принятии. В третьем чтении посредством голосования законопроект принимается.
4. Принятие законопроекта. В соответствии с конституцией законы принимаются ГД и в течении 5 дней передается на рассмотрение СФ, который в 14-дневный срок рассматривает его и в случае принятия решения об одобрении закона, его текст вместе с постановлением СФ в 5-дневный срок направляется президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14-дневный срок.
5. Официальное опубликование
(промульгация). Источники: Российская
газета, парламентская газета и
собрание законодательства РФ.
52. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Это упорядочение действующих
НПА, приведение юр.норм в
Виды:
1. Инкорпорация (форма систематизации,
в процессе которой НПА
2. Кодификация (упорядочивание
правовых норм в процессе
3. Консолидация (нормативные акты сводятся в единый акт без изменения их содержания).
Результаты кодификации: основы законодательства, кодексы, уставы, положения.
53. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.
Это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации НПА, обеспеч-ие их совершенство и эф-ое исп-е.
Юр.техника включает: юр.терминологию; юр.конструкцию; способы конструирования НПА.
Юр.терминология – это
обозначение понятий, с их помощью
кот. законодатель выражает свою
волю в НПА. Различают: общеупотребляемые
термины; специальные юр.термины
и специальные технические
Требования, которые предъявляют
к терминологии: единство (в НПА
один и тот же термин должен
употребляться в одном и том
же значении; общепризнательность (требования
употребляются в обиходе, и не
должны употребляться
Способы конструирования НПА:
1. Абстрактный (признаки тех или иных явлений излагаются в общем виде, т.е. в виде абстрактного понятия).
2. Казуистический (характеризуются
индивидуальные признаки по
54. Понятие, признаки и виды норм права
Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное, санкционированное или признанное и охраняемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.
Признаки:
Содержание НП-это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие м/у собой и регулируемыми общ-ми отношениями.
Виды содержания: 1. логическое – мысли утверждающие/отрицающие ч-л о предметах/явлениях объективнй дейст-ти. 2. соц-юр – регулируемое нормой то/иное общ-е отношение в единстве его объективного/субъективного состава. 3. волевое – стремление гос-ва властвующего класса/соц. Группы определенным образом урегулировать общ-е отношения, при использовании имеющихся у гос-ва возможностей.
Виды НП: 1. По юр.силе а) Закон-НПА высш. Юр. Силы, принятый в особом процедурном порядке высшими представителями органов гос.вл./референдумом и регулирующий наиб. Важн. Общ. Отнош-я. б) Подзаконный акт- акт, принятый в соответствие с З, во исполнение З и не противоречащий З. 2. По предмету прав-го регул-я: а) мат. Нормы – закрепляют права и обязанности s-ов права, их правовое положение и пределы правового регул-я. б) Процессуальные – носят орг-но-процедурный хар-р, регламентирующий порядок и формы, а также методы реализации мат. Н. 3. По методу правового регулирования: а) Императивные – содержат категорические, сторогго обязательные, недопускающие отступлений и иной трактовки предписания. б) Диспозитивные – предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют возможность s-ам урегулировать отношения м/у собой по своему усмотрению в рамках З. в) Поощрительные – Н, кот. гос. органы используют для поощрения за одобряемый гос-ом и об-ом полезный для них вариант поведения s-ов. г) Рекомендательные – устанавливают вариант наиб. Желательного с т.з. гос-ва урегулирования общ-ых отношений. 4 По форме выражения: а) Запрещающие – н, кот. запрещают названное в них поведение. б) Обязывающие – Н закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. в) Управомочиващие – предоставляют s-ам право на совершение предусмотренных положительных действий. 5. По признаку выполняемых функций: а) Охранительные Н – предусматривают меры гос-го, принудительного воздействия за совершение правонарушений б) Регулятивные – устанавливают юр. Права и обязанности участников юр. Отношений, рассчитаны на правомерное поведение s-ов. в) Специализированные – содержат предписание, обеспечивающее дейст-е регулятивных и охранительных норм. Делятся на 1) Н начала – это предписания, закрепляющие устои сущ-го строя, основы соц-эк., полит., гос-ой жизни об-ва. 2) Н-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. 3) определенно-установочные Н – это предписания. определяющие цели и задачи отдельных отраслей права, прав. институтов, а также предмет, формы и ср-ва прав. регул-я. 4. Н-дефиниции – содержат определение правовых категорий и понятий. 6 По кругу лиц: а) общие Н - распростаняются на всех лиц, проживающих на тер-рии гос-ва. б) специальные Н – дейс-ют только в отношении опред-ой категории лиц. 7. По способу изложения: а) Н с прямым способом изложения – содержат в себе описание всех существенных признаков поведения. б) Н с отсылочным – правила поведения, но не раскрывают его полностью, а отсылают к др. родственным статьям этого же НПА. в) Н бланкетным – делает отсылку не на конкретную норму закона, а к инструкциям, принципам, тех-им нормам (отсылка на др. ст. З.)
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"