Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

   Виды республик:

   1) президентская (форма правления, при которой населением избираются  как высшие законодательные органы  гос.власти, так и глава государства. Президент в своих действиях независим от парламента).

   2) смешанная или полупарламентская (т.е. отсутствие прямой юр.связи  между президентом и правительством, а также закрепленной в основном  законе государства возможности  роспуска парламента по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта).

   3) парламентская (т.е. верховенство  парламента, при котором правительство  формируется лидером партии, победившей  на парламентских выборах, и члены  правительства за свою деятельность  несут ответственность перед парламентом. Парламент может объявить недоверие правительству и отправить его полностью, или отдельных его членов в отставку).

   4) народно-демократическая (возникла  после 2-ой мировой войны как  форма диктатуры пролетариата, характеризующаяся руководящей деятельностью коммунистических и рабочих партий, осуществляющих функции гос.управления и контроля, предостав-е нас-ю всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании  в органы гос.вл.).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Форма государственного устройства: понятие и виды

   Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, определяющих  взаимоотношения органов всего  государства с его составными частями.

   Виды: унитарное; федерация; конфедерация; империя.

   Унитарное государство – это единое государство не разделенное на более мелкие гос.образования, а состоящие, как правило, из административно-территориальных единиц (обл., провинции и т.д.).

   Федерация – это сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования, при этом субъекты федерации обладают значительной степенью самостоятельности. Выделяют: договорные и конституционные. Договорные возникают на основе договора, соглашения или учредительного пакта, заключенного между самостоятельными государствами. Конституционные создаются в результате принятия актов гос.власти.

   Конфедерация – это союз суверенных государств, образованных для решения совместных политических, экономических или военных задач.

   Империя – это сложное национальное государство, создаваемое с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе соседних суверенных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Политический (государственный) режим: понятие и виды

   Это элемент формы государства, характеризующий совокупность приема  и методов, способов и средств, с помощью которых гос.органы  осуществляют принадлежащую им  власть.

   Виды режима: демократические  и недемократические (антидемократические).

   Демократический – это форма политического режима государства, власть в котором осуществляется избираемым народом коллегиальным органом.

   Недемократический – это форма политического режима государства, основанная на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц. Виды: автократический (характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий, ограничением роли выборных гос.органов и организаций, усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента до положения формальных институтов); тоталитарный (предполагает господствующую роль единой партийной идеологии, отстранением населения от управления обществом и государством, существенным ограничением их прав, свобод и законных интересов); фашистский (представляющий наибольшую опасность для демократических сил, основанная на сочетании репрессивных методов правления с щирокой соц. И полит. Демагогией по защите прав чел., основ. На категории-нация при режиме единственно правящей партии, возглав. Вождем, лидером орг-и и гос-ом с реально сущ-ми огранич-ми в полит. И личн. Жизни граждан.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33 Форма российского государства

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Современная наука считает форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Статья 1 К. РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России дейст вует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России. Политический режим. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34 Политическая система  общества: понятие и структура

Политическая система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов,  политических  ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая  система  включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует  протекание  политических  процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической  деятельности, уровень политического творчества в обществе,  характер политического участия, не институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической,  идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее  общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами, такими как  демографическими,  пространственно – территориальными, а также внешнеполитическим  оружием.  Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется  ведущей  организационной и регулятивно - контрольной ролью самой политики.

Политическая система  конкретного  общества  определяется:

  • его классовой природой,
  • социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.),
  • типом государства (монархия, республика),
  • характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.),
  • социально-политических  отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных  либо консенсунсных и т.п.),
  • политико-правового  статуса  государства  (конституционного, с развитыми или не  развитыми  правовыми структурами),
  • характером  политико-идеологических  и  культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),
  • историческим типом государственности (централистским, с  иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),
  • исторической и  национальной традицией уклада политической жизни (политически  активным или пассивным населением,  с  кровно - родственными  связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система структурна, т.е. включает части или  подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней  власти и политических отношений:

  • двух институциональных  -  высшего  или верхнего (мегоуровень),
  • среднего или промежуточного ( мезоуровень )
  • не институционального - нижнего,  массового  (микроуровень).

 В свою очередь, они делятся  на параллельные, обычно  конкурирующие  структуры (на тех же уровнях): легальные и  теневые.

Внутри этих структур политическая  система  включает  деление  на субъекты политических отношений (руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне  политическая система включает центральный  аппарат  государственной власти, разделенной в демократическом обществе и в правовом  государстве на законодательную, исполнительную и  судебную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Место и роль государства в политической системе общества

   Это система всех политических  явлений, которые осуществляют свою  деятельность в сциально неоднородном  обществе, это система всех гос.органов, коммерческих организаций, общественных  объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

   Элементы политической системы  общества:  государство, гос.органы, политические партии, общественные  объединения, трудовые коллективы, негосударственные коммерческие  структуры.

   Особенности государства в политической системе общества:

   1) государство выступает  официальным представителем всего  общества;

   2) государство обеспечивает  и защищает основные права  человека на всей территории  и во всех сферах жизнедеятельности;

   3) государство содержит  специальный аппарат, обеспечивающий выполнение функций государства;

   4) государство реализует  суверенитет народа;

   5) государство устанавливает  на своей территории общеобязательные  правила поведения;

   6) гос. вып-ет общесоц-е функции.

   Политические партии – это добровольные объединения людей, которое выражает волю определенной социальной группы и стремится завоевать или удержать гос.власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

   Виды политических партий: 1) классовые (представляют интересы определенных социальных слоев (аграрная, партия пенсионеров)); 2) национальные или религиозные; 3) проблемные (экологическая партия или партия зеленых); 4) государственно-патриотические; 5) самобытные или гротескные (партия любителей пива); 6) личностные партии (личная преданность лидеру.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 Государство и политические  партии.

Государство характеризуется следующими основными признаками: 1. территориальная организация власти. 2. наличие особой публичной власти, обладающей специальным аппаратом принуждения (армия, полиция, суд и т. д.). 3. система налогов – денежных средств, необходимых для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата. Государство - это политическая система общества своеобразная для каждой отдельно взятой страны. Оно выступает представителем всего гражданского общества, обладает суверенитетом, т. е. верховенством в пределах государственных границ и независимостью вовне.

Государство состоит, прежде всего, из институтов (организации, учреждения), связанных с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются само государство  и политические партии.

Политическая партия - это добровольное объединение граждан государства, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Содержание деятельности и внутреннее устройство политической партии должны соответствовать демократическим принципам.

Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе, которые публикуются для всеобщего сведения. Запрещается использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающее общепризнанные нормы морали.  
Политическая партия может иметь свою эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика  политической партии не должна совпадать с государственной, символикой субъектов государства, если таковые имеются, муниципальной символикой, а также с символикой иностранных государств  или иметь существенные элементы указанной символики.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"