Юридическая техника и ее значение для правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Указанные способы и методы разработки законодательных актов впоследствии трансформировались в специальный научный инструмент нормотворчества - юридическую технику. Развитие указанной техники имеет свою историю и свои этапы развития. Об этом свидетельствуют известные правовые памятники, такие как Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1750 гг. до н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.), Законы XII таблиц (V в. до н.э.), Кодекс Юстиниана (VI в. н.э.), Салическая правда (V - VI в. н.э.) «Каролина» (начало XVI в.), «Русская правда», русские Судебники и многие другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА………….…………..6
1.1 Понятие, принципы, виды и структура правотворчества…………………….6
1.2 Признаки и стадии правотворчества…………………………………………...9
1.3 Системные нормативные правовые акты……………………………………..10

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ………………………………………………….14
2.1 Понятие, приемы, виды и классификация юридической техники………….14
2.2 Методология юридической техники………………….……………………….25
2.3 Значение юридической техники …………………………………………..…..26

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ……..….29
3.1 Актуальность муниципального правотворчества …………………………...29
3.2 Проблемы муниципального нормотворчества ……………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 04..05.2014 +.docx

— 220.60 Кб (Скачать файл)

Средства юридической техники крайне разнообразны. Видимо, их можно подразделить на:

- формально-атрибутивные (реквизиты  документа);

- логические (структура документа  в целом, внутренняя структура  норм);

- языковые (весь комплекс  выразительных средств данного  языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые  символы и т.д.);

- специально-юридические (юридические  конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и  т.д.)

Заметим, что элементы юридической техники иерархичны, а достаточно распространенная практика их перечисления в качестве синонимов неверна. Все вновь познанное с использованием методологической базы юридической техники прямо влияет на содержание ее правил. Соблюдение правил юридической техники достигается путем правильного использования ее приемов. И, наконец, использование приема юридической техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимой для решения данной правотворческой задачи.

Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания. Сказанное позволяет утверждать, что у юридической техники имеется не только прикладное, но и познавательное, гносеологическое значение.

Юристам пришлось немало потрудиться и сформулировать множество правил конструирования регулятивных норм. В этом важную роль играет методология юридической техники.

 

2.2 Методология юридической техники

Юридическая техника, как часть теории права также занимается исследованием общих закономерностей, но в более предметной ее части: в области правотворчества и реализации права (например, каким образом следует структурировать кодексы). Нельзя сказать при этом, что в отраслевых науках не затрагиваются проблемы юридической техники. Предметом юридической техники являются наиболее общие закономерности осуществления юридической деятельности, в процессе которой составляются юридические документы.

Методология юридической техники — это совокупность исходных научных подходов, способов и приемов исследования юридической деятельности, результатом которой является составление юридических документов.

Существует большое разнообразие методов изучения юридической техники. Рассмотрим их по порядку, предварительно проведя их классификацию и разбив на четыре группы: общенаучные, логические, лингвистические и технические.

Общенаучные методы — это методы познания, применяемые во всех либо многих науках, без которых картина тех или иных изучаемых явлений не будет выявлена вообще или по крайней мере не будет полной.

Логические методы – это методы  анализа, синтеза, аналогии, индукции (от частного к общему), дедукции (от общего правила путем умозаключений делается вывод относительно частного)

Лингвистические методы - использование этих методов связано с тем, что правовое регулирование воздействует на сознание людей.

Технические методы — это способы, позволяющие с помощью системы технических средств познать и усовершенствовать правила выполнения юридической работы. В наше время все более широкое применение находят информационные технологии.

 

2.3 Значение юридической техники

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов - залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов»7 и «Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов»8  

Основное назначение юридической техники состоит в том, чтобы наиболее полно и правильно «перевести» акт-волеизъявление в акт-документ, отобразить в тексте документа подлинную волю законодателя. Достичь же этого без определенных гносеологических9 операций невозможно.

Думается, что гносеологические задачи юридической техники состоят в ответах на следующие вопросы:

а) какие именно общественные отношения подлежат урегулированию;

б) могут ли данные отношения быть предметом правового регулирования в принципе;

в) имеются ли в языке адекватные понятия для выражения этих отношений;

г) какой способ правового регулирования наиболее подходит для данных отношений, соответственно, какой структурой будут обладать нормы права и правовой акт в целом;

д) регулировались эти или сходные отношения в прошлом, а если да, то каким именно образом;

е) как регулируются эти или сходные отношения в зарубежных правовых системах;

ж) возможно ли возникновение коллизий или пробелов в результате попытки урегулирования этих отношений данными средствами;

з) какие изменения произойдут в системе права в результате урегулирования отношений.

Без ответов на эти вопросы невозможно создание текста правового документа, поскольку без познания содержания нельзя выработать и форму, оптимально отвечающую содержанию.

Однако нужно учитывать, что юридико-технические правила априорно вторичны по отношению к воле законодателя. Юридическая техника, решая гносеологические задачи, лишь ищет самые оптимальные пути для отражения сущего (дескрипции) в тексте акта, вырабатывая при этом определенные типовые правила (модели) такого отражения. Само же веление, то есть категория должного (прескрипции), является прерогативой носителя воли государства и, по большому счету, от юридической техники не зависит.

Итак, эффективность и действенность правовой нормы напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена вовсе быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно, юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы. Именно на ней лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов10.

Кроме перечисленного выше значения юридической техники в правотворческом процессе  необходимо отметить, что юридическая техника имеет значение и как учебная дисциплина. Ее предназначение в данном направлении состоит в обучении будущего юриста не только пониманию  всех этапов юридической деятельности, но и возможности использования указанных знаний в практической деятельности, а также возможности исправления и предупреждения юридических ошибок.

Уже отмечалось, что эффективность работы нормативных правовых актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля законодателя. Решению этих проблем способствует юридическая техника.

Нельзя не отметить значение юридической техники в вопросах унификации, как национального, так и международного законодательства.

Вместе с тем ряд проблем, связанных с нормотворчеством и применением в этом юридической техники нуждается в дальнейшем обсуждении и проработке.

 

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

3.1 Актуальность муниципального правотворчества

Актуальность муниципального правотворчества обусловлена его значимостью для развития местного самоуправления в Российской Федерации.  Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти.11

 Основополагающими началами  правового оформления концепции  местного самоуправления явились  нормы Конституция Российской  Федерации 1993 г., определяющие в качестве  одной из основ конституционного  строя признание и гарантированность  местного самоуправления. Дальнейшее  закрепление и развитие концепция  местного самоуправления получает  в базовом, специальном  Федеральном  законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации». Указанный закон не  только решает многие вопросы  организации местного самоуправления, одним из которых является  правотворчество органов местного  самоуправления, но и предоставляет  органам местного самоуправления  большой круг полномочий, реализация  которых находит своё выражение  в муниципальных правовых актах.

Муниципальные правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, поэтому к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству. В этой связи особо актуальной является проблема результативности муниципалитетов в осуществлении своих полномочий, о которой не раз уже говорилось12.  И это важно, в первую очередь, при осуществлении муниципальной правотворческой деятельности, так как наряду с законодательной и иной правотворческой деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, правотворческая деятельность органов местного самоуправления обеспечивает совершенствование одного из элементов российской правовой системы - системы муниципальных правовых актов.

Сегодня правотворчество приобретает особый смысл в качестве «единой, основанной на общих принципах, целеориентированной, планомерной, технологически обеспеченной нормообразующей деятельности» 13.  Поэтому проблема муниципального правотворчества в современных условиях  является весьма актуальной. Это можно объяснить не только тем, что местное самоуправление связано с осуществлением властных полномочий, а их правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, но и тем, что вопросы местного значения, которые призваны реализовывать муниципальные правовые акты, касаются непосредственно интересов и условий жизни населения.

Но необходимо отметить, что наряду с положительным опытом муниципального правотворчества имеются и проблемные моменты. 

Понятие проблемной ситуации является общенаучным. Оно широко используется в философии, науковедении, самых различных общественных и естественных науках. В последнее время оно находит широкое распространение в правовой литературе. Ю. А. Тихомиров убедительно обосновывает возможность использования понятия проблемных ситуаций для характеристики потребности в изменении законодательства: «Закон в юридическом смысле должен точно и обоснованно отражать общественные потребности, способствовать наиболее полному их удовлетворению. Для этого существенное значение имеет анализ типологии порождающих закон ситуаций».

 

3.2 Проблемы муниципального правотворчества

Некоторые аспекты проблемных вопросов муниципального нормотворчества и возможные пути их разрешения изложены в статье В.А.Щепачёва, председателя правовой секции Союза российских городов, члена Совета по местному самоуправлению при Председателе ГД ФС РФ, члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления, секретаря Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области14.

Отмечая значимость муниципального правотворчества, автор указывает на существующие проблемы данного направления деятельности органов местного самоуправления, в частности на проблему повышения качества итогового муниципального правового акта. В статье приводятся возможные варианты решения обозначенных проблем. Обоснованно указывая на то, что в условиях незавершившейся муниципальной реформы и постоянно меняющегося законодательства о местном самоуправлении увеличивается правотворческая нагрузка на органы местного самоуправления, автор отмечает, что также возрастает значение качественной подготовки муниципальных правовых актов, а также соблюдения юридической техники при их подготовке.

Качественное муниципальное правотворчество невозможно без выработанных практикой правил подготовки проектов муниципальных актов, которые должны быть закреплены в регламентах органов местного самоуправления. Большое значение для правотворчества имеет квалифицированное обеспечение: научная экспертиза проектов правовых актов, прогностическое, аналитическое обеспечение правотворческой работы.

Проекты муниципальных правовых актов должны готовиться с целью обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни муниципального образования, регулирование которых входит в пределы ведения вопросов местного значения.

Начальной стадией муниципального правотворчества является его планирование, которое может быть представлено текущими программами правотворческой деятельности, разрабатываемыми сроком на один - два года, либо перспективными программами деятельности на весь срок полномочий представительного органа местного самоуправления.

Работа над проектом муниципального правового акта начинается с постановки вопроса о его необходимости. Невозможно эффективно применять новый муниципальный правовой акт, если еще на стадии его разработки не определить возможные последствия действия муниципального правового акта: экономические, социальные, политические, правовые и другие, а также возможные затраты, необходимые для его реализации.

Информация о работе Юридическая техника и ее значение для правотворчества