Гендерные аспекты управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного управления.
§1. Определение понятия «гендер»……………………………………………...5
§2. Гендерные теории лидерства в управлении…………………………………8
Глава 2. Гендерные аспекты управленческой деятельности
§1. Женский стиль управления…………………………………………………14
§2. Гендерный подход в современном управлении на практике……………..28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 91.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические аспекты гендерного управления.

§1. Определение понятия «гендер»……………………………………………...5

§2. Гендерные теории лидерства  в управлении…………………………………8

 

Глава 2. Гендерные аспекты управленческой деятельности

§1. Женский стиль управления…………………………………………………14

§2. Гендерный подход в современном  управлении на практике……………..28

 

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический  аспект, тогда как у мужчин –  профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины  по-разному к ней относятся. В  планировании собственной карьеры  женщины чаще ориентированы на текущее  положение дел, нежели на перспективу  развития. Управление – одна из сфер, в которой так называемый патриархат просматривается наиболее зримо  и выпукло. Монополизация мужчинами  власти – в семье, в организациях, учреждениях и на предприятиях, в  обществе – автоматически влекла за собой монополизацию ими функций  управления. Тем не менее, в условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся реализовать себя всесторонне.

Цель данной курсовой работы выявить гендерные аспекты современного бизнеса и управления.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Определение понятия «гендер»;
  2. Анализ гендерной теории лидерства в управлении;
  3. Анализ гендерных аспектов управленческой деятельности;
  4. Анализ женского стиля управления;
  5. анализ гендерного подхода на практике в современном управлении.

Объектом данной курсовой работы является сущность гендерных аспектов.

Предмет курсовой работы – применение гендерных аспектов в бизнесе и современном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  гендерного управления.

§1. Определение понятия  «гендер»

Современная социальная наука различает понятие  пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения  тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. 

Кроме  биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а именно социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это, прежде всего, означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли1.    

Гендер  создается обществом  как социальная модель женщин и мужчин, которая определяет их положение, роль в обществе и его институтах, таких как семья, политическая структура, экономика, культура, образование, и др.    

Гендерные системы различаются в разных обществах, но в каждом обществе эти системы ассиметричны таким  образом, что мужчины и все «маскулинное-мужское»: черты характера, модели поведения, профессии и прочее, считаются первичными, значимыми и доминирующим, а женщины и все «фемининное-женское» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное.2 Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система отражает ассиметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с таким социально – демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.    

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно – символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируется с «мужским/ маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями – природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д., которые, в свою очередь, символизируют феминность, женское начало.3 Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.     

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а так же построение властной системы на основе этих различий4.    

Подводя итог по первому параграфу, мы понимаем, что гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. 

 

 

 

 

 

§2. Гендерные теории лидерства в управлении.

 

За последнее время появление большого числа женщин на менеджерских должностях в организациях, стремительное увеличение их доли за короткое время привлекло внимание исследователей. Начало развиваться мнение, что женщины тоже могут выполнять роль лидера. Однако они все равно составляют меньшинство, особенно на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1% соответственно, данные по США)5, даже в странах Скандинавии – регионе с относительно большим гендерным равенством. Этот факт даёт основание некоторым авторам сомневаться в том, что женщина способна так же эффективно выполнять роль лидера, как мужчина.

Возникла необходимость сравнительного исследования лидеров обоего пола.

Большинство работ, посвященных гендерным  проблемам лидерства, можно разделить  на две категории: они проводятся в группах а) с деловыми б) с  интимными взаимоотношениями6.

При этом наиболее часто изучаются  следующие шесть проблем связи  лидерства и пола: 1) частота появления  мужчин и женщин в роли лидеров; 2) лидерский стиль поведения; 3) эффективность  выполнения лидерской роли; 4) лидерство  и половая структура группы 5) стремление к лидерству и 6) гендерная  идентичность лидеров.

Были получены три типа эмпирических данных7:

1) лидеры-женщины не отличались  от лидеров-мужчин ни по лидерскому  стилю, ни по эффективности  своей деятельности, ни по вербальному  поведению;

2) отличия лидеров разного пола  были отражением общих гендерных  различий, т.е. лидеры имели больше  сходства с рядовыми участниками  своего пола, чем с лидерами  противоположного пола;

3) лидеры-женщины отличались от  мужчины, но в сторону, противоположную  ожидаемым гендерным различиям;  так, по мотивации достижения  и стремлению к лидерству женщины  не только уступали мужчинам, но даже превосходили их;

Анализ причин гендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами – мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям8.

К первому направлению относят традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии: когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм.

- Концепция «информационной обработки человека» Д. Гамильтона и связанная с ней «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Суть теорий заключается в том, что человек использует шаблоны и стереотипы при обработке социальной информации, что позволяет быстро распознать социальный стимул и предсказать его поведение. Таким образом, рождаются стереотипы в восприятии окружающих.

- Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер - последователь» Г. Грайена. Основой данного положения является, если два индивида похожи между собой, то это увеличивает их взаимную симпатию.

- Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным так же считается и фактор порядка рождения в семье.

Второе направление связано  с общими различиями между мужчинами  и женщинами.

- Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Т.е. с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид –

мужчина это или женщина. И, несмотря на какой должности находится человек - ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

- А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к выводу, что когда заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, таким образом, результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

- Сандра Бем считает, что для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал.

Третье направление составляют классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола9.

- Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант). Это подход на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

- Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, заключается в том, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

- Целевая теория Р. Хауза почти не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. Это говорит о том, что можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

- Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который непременно обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе данных исследований была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Вывод таков, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

К четвертому направлению можно  отнести собственно гендерные теории лидерства10.

Информация о работе Гендерные аспекты управленческой деятельности