Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:39, реферат
Целью данной работы является рассмотрение одного из законов организации - закона самосохранения, который по важности относится к первому (основополагающему) уровню. Он является теоретической основой для анализа общего состояния организации. А также рассмотрение борьбы организаций в условиях конкуренции.
Введение……………………………………………………………….….......3
Закон самосохранения……………………………………………….…...….4
Борьба организаций за выживание в условиях конкуренции
- Развитие организации в конкурентной среде………………….….……..8
- Конкурентное преимущество организации……………….….…………11
-Развитие конкурентоспособности организации…………………………17
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы...………………………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Закон самосохранения…………………………………………
Борьба организаций за выживание в условиях конкуренции
- Развитие организации в конкурентной среде………………….….……..8
- Конкурентное преимущество организации……………….….…………11
-Развитие конкурентоспособности организации…………………………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы...…………………………
Введение.
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
-входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя),
-преобразование входящего воздействия (обработка по известным или новым алгоритмам),
-результат преобразования (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)
-влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения).
Между входным воздействием и выходным результатом имеется зависимость, которая может иметь различный вид: табличный, графический, формульный, словесный.
Зависимости могут быть объективными и субъективными; кратковременными и долговременными; моральными и аморальными.
Таким образом, все решения и поступки человека так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Закон - это зависимость, получившая признание и поддержку авторитетных ученых (законы организации).
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное - это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы.
Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.
Целью данной работы является рассмотрение одного из законов организации - закона самосохранения, который по важности относится к первому (основополагающему) уровню. Он является теоретической основой для анализа общего состояния организации. А также рассмотрение борьбы организаций в условиях конкуренции.
Закон самосохранения.
Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
где Ri - потенциал (ресурс) организации
в области i (экономика, политика, финансы
и так далее), способствующий ее развитию.
V1i - ресурс внешнего разрушительного воздействия.
V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.
Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а правая - “энергией ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.
Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания:
где У - энергия удержания;
Л - энергия удержания.
Уровень самосохранения рассчитать довольно просто, если всем факторам самосохранения и устойчивости приписать количественные значения. Между тем такие важные факторы, как сплоченность коллектива, деловая атмосфера, изворотливость руководителя и наличие в фирме хорошей столовой, трудно поддаются скалярной оценке. Изучение факторов устойчивости и самосохранения природных систем (отдельных организмов -- растений, животных, сельскохозяйственных растений и разводимых животных, организма человека, популяций и сообществ разных организмов, биосферы в целом) требовало и требует очень больших научных усилий. Несколько проще оценивать факторы стабильности организаций людей, так как здесь все функциональные связи (кроме сложных психологических факторов) на виду, и они относительно легко поддаются документированию и моделированию.
Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения (Таблица 1):
Таблица 1
Уровни сохранения.
Уровень | Диапазон значений УР (в %) | Комментарии |
1 | -1000-100 | Организацию следует немедленно ликвидировать |
2 | -40-10 | Для старых организаций посмотреть циклы подъема и спада, если это общая тенденция, то принимается решение о реорганизации или ликвидации. Для новых: либо ликвидировать, либо подключение новых источников удержания. |
3 | 0 | Старое предприятие: сигнал к принятию радикальных решений. Новое предприятие: обычная борьба за выживание. |
4 | 1020 | Нормальная ситуация в рыночной экономике. |
5 | 100200 | Благоприятствующая ситуация в рыночной экономике. |
6 | 300400 | Организация находится в искусственных льготных условиях. Это сигнал к быстрой расплате. |
7 | 5001000 | Организацию нужно срочно ликвидировать |
Для определения, на каком уровне самосохранения находится организация, используют систему показателей эффективности: рентабельность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушительного - долги, налоги и штрафы.
Перед всеми организациями всё время стоит один вопрос: «Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)?» Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии:
1.Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Основная особенность такой стратегии - предпринимательский риск. Ведь, по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.
2.Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.
3.Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.
4.Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер). Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала. Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)
Для стабильности организации очень важны правильная организационная стратегия и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. Организация может войти в более крупную компанию, может стать лидером в одном выбранном направлении и отбросить те направления деятельности, которые тянут ее вниз. На потенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние и внутренние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время в нужном месте, а также своевременное страхование.
Самосохранение - это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надежности системы-организации. Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов - консерватизма и развития: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации1.
Ключевым
понятием предпринимательской
Рассмотрим соотношение таких понятий, как цель и конкурентоспособность. Для предприятия цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей — это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.
Таким образом, существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы и т.д.), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал-использование потенциала».